Ι. Организационный. Этап актуализации знаний учащихся. | 1. Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового. | Мы все снимаем угол свой у матушки - природы, И крыша нам над головой - суть купол небосвода. А весь большой и старый дом битком набит жильцами, И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами. Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее, Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее. Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться. Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться. Соседство сложное подчас, сообщество не дружба. Быть может, он порой для нас - спасательная служба. Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт, С ним есть чем поживиться. Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! - В природе всё взаимосвязано. - Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа? - Какие условия необходимы растениям для жизни? - Какие условия необходимы животным для жизни? - Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах. | Общеклассная устная работа (беседа). | Эл. презентация, Microsoft Power Point , слайды №1-2 |
ΙΙ.Этап целеполагания. | 1. Определение темы урока, постановка целей. 2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока. 1.Создание проблемной ситуации. . | -Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей) -Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды. -Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами. Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа. Ответ: ВОДОЁМ Загадки: 1. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. (Озеро) 2. Все обходят это место: Здесь земля Как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи: Нет опоры для ноги. (Болото) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) 4. Молодые берёзки Свои перед нами Поправляют причёски. И месяц, и звёзды - В нём отражается: Как это зеркало называется? (Пруд) 5. К маме речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился - весной. (Ручей) 6. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна - И горька, и солона. (Море) - Почему водоём мы можем назвать природным сообществом? - Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока. - Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о водоёме, чтобы представить его как природное сообщество? (ответы детей) -Да, на уроке будем говорить о водоёмах. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём. - Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о водоёме.) - Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в естественных углублениях земной поверхности. - Какие умения необходимо развивать, чтобы изучить новый материал? - Что мы сейчас определяли? (Цели урока)Слайд № 7 «Цели урока» | Общеклассная устная работа (беседа). Работа с термином. Работа с термином. | Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 3-6 |
б) Разнообразие растений водоёма. Их приспосабливаемость к жизни в водоёме и возле него. |
| Первый объект нашего изучения - типичные растения водоёмов и их приспосабливаемость к жизни в водоёме и возле него. - Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле него. - Пользуясь карточками с изображением растений, растущих возле водоёма, инструкционной картой, вы должны подумать и ответить, как растения приспособились к природным условиям водоёма. - Растения имеют длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник); корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм (ряска); толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая); похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие тонкие (осоки); не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли) - Справились ли вы с заданием?( см. сводную таблицу) | Работа в группах. Самопроверка | Фото растений, иллюстративный материал учебника (стр.95-96), карточки с изображением растений, инструкционная карта, Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № 10-12 Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 13 |
в) Разнообразие животных водоёма. Приспосабливаемость к жизни в водоёме. ΙV. Физминутка. | | Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов и их приспосабливаемость к жизни в них. - Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие. - Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом. - Пользуясь карточками с изображением животных, инструкционной картой, иллюстрациями учебника (стр.96-97), определите, как животные приспособились к жизни вблизи водоёма и в водоёме. Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок (стрекоза); конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка); обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец); обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма (рыбы: щука, карась, окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.); голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки); плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.); мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка, прудовик); обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют + а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр); б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра); в) короткие лапы, длинный хвост, хищник, питается животной пищей (выдра); г) по краям всех лап идёт кайма из жёстких щетинистых волос, которая увеличивает плавательную поверхность лап (выхухоль). - Справились ли вы с заданием? (Обратить внимание на способы питания и размножения. Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном сообществе) - Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш главный вопрос? - Почему водоём можно назвать природным сообществом? (Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель) 1. Наклон головы влево, вправо, вперёд, назад. Плечи вверх, вниз. Наклон туловища влево, вправо. 2. Гимнастика для глаз. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Частое моргание глазами. 3. Упражнение на мелкие мышцы рук (растирание ладоней и пальцев). 4. Растирание ушных раковин. | Самопроверка Работа с термином. | Иллюстративный материал учебника (стр.96-97), карточки с изображением животных, инструкционная карта. Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайды № Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 17 |
V.Закрепление изученного материала. | | 1 задание. Установи соответствие. - Определи, какие животные, живут в водоёме или вблизи него: Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак, синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка. - Внимательно прочитайте статью учебника, обратите внимание на тот материал, о котором, может быть, не упоминалось на уроке, и подготовьтесь выполнить тесты с альтернативным ответом. Чтение статьи учебника стр. 94-97. 2 задание. - Прочитайте утверждения. - Обведите ответ. 1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет. 2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет. 3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в степи. Да. Нет. 4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами. Да. Нет. 5. Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет. 6. Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет. 7. Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет. 8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет. 9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет. 10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет. - Справились ли вы с заданием? 3 задание. Составить и записать цепи питания, сложившиеся в водоёме или вблизи от него. ряска→утка→выдра ряска→карась→выдра водоросли→мальки→пеликаны водоросли→беззубка→выхухоль Любой водоём – уникальное природное сообщество. Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они могут быть и положительными, и отрицательными. Прочитайте статью учебника - (с. 98-99) Пользуясь ею, выясните, из-за чего происходит загрязнение водоёмов и гибель или исчезновение их жителей, установите причинно-следственные связи (расположить вразброс, уч-ся должны соединить причину и следствие) Причина | Следствие | 1.вырубка, деревьев, кустарников, уничтожение камыша, выпас скота по берегам водоёмов | 1.обмеление, высыхание водоёмов, разрушение жилищ животных водоёмов (бобров, выхухолей) | 2.сбросы промышленных стоков фабрик и заводов в водоёмы без очищения | 2. загрязнение водоёмов, нанесение вреда живым организмам | 3. истребление бобров из-за ценного меха | 3. полное исчезновение бобров на территории Казахстана (19 век) | 4.браконьерство, неконтролируемая охота, пожары | 4. уменьшение числа редких птиц и животных водоёмов (в Красную книгу Казахстана занесены: кудрявый пеликан, жёлтая цапля, колпица, лебедь, казарка, чирок и др., семиреченский лягушкозуб | 5.высыхание Арала, засоление почвы | 5.снижениечисленности аральского лосося (занесён в Кр. Книгу Казахстана) | - Как государство заботится об охране растительного и животного мира водоёмов? - Как можем мы об этом позаботиться? Прочитайте последний абзац на с. 99 учебника. -Какие правила поведения у водоёма вы бы ещё добавили? Подумаете об этом дома. | Общеклассная работа. Индивидуальная тестовая работа Самопроверка Самопроверка Общеклассная работа | Флипчарт 1 Флипчарт 2 Флипчарт 3 Флипчарт 4-6 Флипчарт 7 Эл. презентация, Microsoft Power Point, слайд № 18 |