СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока" Правонарушение и юридическая ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока" Правонарушение и юридическая ответственность"»

Разработка открытого урока на тему:

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Цель:

  • 1 Способствовать формированию представлений о правонарушении и наступлении юридической ответственности

Задачи:

Образовательная:

Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока; о признаках правонарушений, преступлений, юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. 

Развивающая:

Развивать умения отличать преступления от проступков; умение характеризовать состав преступления; уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Воспитательная:

Воспитание личности с активной гражданской позицией, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.

Планируемые образовательные результаты.

усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.

Основные термины, понятия. правонарушение, проступки, преступления, юридическая отв -1.Дайте определение понятиям «Право», «Правоотношения», «Правоспособность», «Дееспособность», «Эмансипация»


етственность.

Оборудование. Учебник; презентация, содержащая схемы «Виды правонарушений», «Виды юридической от­ветственности», таблицу «Признаки правонарушений»; Уголовный кодекс РФ (главы 3, 5, 8)

Ход урока

1 Организационный момент (1 мин)

Приветствие учителя и учащихся.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок. Надеюсь наш урок будет интересным и плодотворным.

2Актуализация знаний (5 мин)

-Прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним предыдущий.

1.Дайте определение понятиям «Право», «Правоотношения», «Правоспособность», «Дееспособность», «Эмансипация»

2. Учитель раздает мини-тесты учащимся по пройденному материалу. Ученики выполняют мини-тест.






1. Нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой, называется:

А) указ

Б) постановление

В) закон

Г) декларация

2. Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, называются

А) постановлениями

Б) указами

В) приказами

Г) распоряжениями

3. Нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, называются:

А) указами

Б) постановлениями

В) декретами

Г) законами

4. Что из перечисленного можно назвать нормативным правовым актом?

А) приказ ректора об отчислении студента из университета

Б) распоряжение Президента о назначении на должность полномочного представителя Президента в федеральном округе.

В) приговор областного суда

Г) федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»

5 соотнесите понятия и термины

1. Группа правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

2. Охроняемое государством письменное общеобязательное правило, регулирующее общественные отношения.

3. Вся совокупность правовых норм, действующих в стране.

Понятие:

А норма права

Б система законодательства

В отрасль права

Г институт права

6. Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы

1) Указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) Конституционный закон

4) Постановления Правительства РФ

5) Обыкновенный закон

6) Распоряжения министерства

7 Укажите какая отрасль права регулирует приведенные ситуации:

1) Граждане А. и Б. вступили в брак

2) Отец и сын совершили разбойное нападение

3) Супруги организовали фирму по производству мебели

4) Гражданка Н. устроилась на работу в больницу

8. Назовите «Элементы правоотношений»


Макс. количество-12 баллов

3 Мотивация (2 мин)

– Давайте рассмотрим такой случай.
Десятиклассник Иванов завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.
– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? (Ответы детей)
Если бы на это происшествие посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Иванова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

4. Изучение нового материала.

Тема нашего занятия называется «Правонарушения и юридическая ответственность».

Внимательно вслушавшись в звучание слова «правонарушение», можно понять его значение: правонарушение- это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных нарушений. Выражаясь языком юристов,

Правонарушение- противоправное поведение гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением.


Признаки правонарушения

Откройте стр 80 Давайте заполним схему «Признаки правонарушения»…









Умысел

Деяние

Противоправность Причинение

Вреда


Существует 2 вида правонарушений

Проступок и преступление

Задание Откройте стр. 82-83



Заадание Установите вид правонарушения.

  1. Кража денег из банка (преступление)

  2. Повреждение дерева (проступок)

  3. Клевета на человека (проступок)

  4. Убийство человека (преступление)

  5. Азартные игры (проступок)

  6. Ограбление прохожего (преступление)

  7. Нарушение техники безопасности (проступок)

  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)

  9. Рабочий совершил прогул (проступок)

  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)

  11. Дебош в общественном месте (проступок)

  12. Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)

  13. Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)

  14.  Переход дороги на красный свет светофора (проступок) 14 баллов

Сейчас я познакомлю вас с ситуацией, в которой описан проступок, но он превратился в преступление

Водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии ( проступок), И однажды сбил пешехода (преступление).

Задача

Ребята, а сейчас вам самим необходимо придумать продолжение предложенных ситуаций, т. о., чтобы их можно было назвать преступлением.

А)…Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…

Б)… Любил «пошутить» над малышами: толкал, бил, ставил подножки, а заодно и вымогал деньги. Но однажды…

В) …Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды…

Вывод: Таким образом, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань- в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным уголовным деянием.

Но всем хорошо известно, что за нарушение норм права всегда следует ответственность. Правоведы называют это юридической ответственностью.

Юридическая ответственность-применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

5 Первичное закрепление материала

Выполнение заданий

1 Работа с понятийным аппаратом

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) общество

2) правонарушения

3) уголовная

4) отрасли

5) государственное регулирование

6) государственное принуждение

7) дисциплинарная

8) преступления

9) государство


В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

6 баллов

2 Задание кейс-ситуация

Водитель дальних рейсов Петров, направленный в служебный рейс, на обратном пути решил навестить своих родственников, для чего отклонился от предписанного маршрута на 150 км. К месту постоянной работы Петров вернулся с опозданием на 5 часов. Директор автотранспортного предприятия издал приказ о взыскании с Петрова стоимости излишне потраченного топлива.

Нормами какой отрасли права регулируется описанная ситуация?

К какому виду юридической ответственности, помимо материальной, может быть привлечён Петров?

Какие взыскания, помимо возмещения причинённого вреда, могут быть применены к Петрову? 3 балла

6 Закрепление материала

В качестве закрепления учащиеся выполняют задание-синквейн по рядам «проступок», «преступление», «юридическая ответственность».

7 Оценивание

Учащиеся подсчитывают заработанные баллы за задания, и проводят самооценку.


31-35-«5»

24-30-«4»

17-23-«3»

0-16-«2»

8 Рефлексия

1. Материал урока мне был

А) интересен

Б) скучен

2.На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

3. Своей работой на уроке я

А) доволен

Б) не доволен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!