СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и цнаучить правильно писать  О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель:понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ; научить правильно писать  О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

1 этап. «Скороговорка» Посмотрите на доску. На ней записано предложение. Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

- На какие согласные эта скороговорка? Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

- Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока


Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

  • борщом

  • борцов

  • дворцом

  • кольцо

  • межой

  • лапшой

  • ключом

  • товарищем

  • горцев

  • полотенцем

  • сердце

  • репортажем

  • юношей

  • встреч..й

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

- В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

• Определите ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

- Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Попробуйте сформулировать правило.

- Давайте теперь прочитаем правило в учебнике.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов

Карточка-информатор:

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Задание 1

- Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании ( о или е).

Храбрец..м , встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й , плащ..м, . сторож..м, свечой, мудрец..в, пейзаж..м,

Задание 2

- А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Золотым ключом, говорить со сторожем….

Продолжайте. К доске пойдёт ……

Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей, угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом .

Задание 3

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача - найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

о

е



Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем.

Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и носатым грачом, который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их.

Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.


о

е

Душой, стрижом, грачом, межой, лучом, свечой, шалашом, ключом, рубежом

Пейзажем, ландышем, солнце, вереницей, деревцем, сердцем

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Рефлексия:

Сегодня на уроке

узнал…

научился,

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить.


5.Домашнее задание. . п. 99, упр. 556