Урок русского языка в
4 классе по теме:
«Правописание
гласных и согласных в значимых частях слов»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Завидовская Инесса Владимировна
Характеристика деятельности обучающихся:
1. Различать правила правописания орфограмм корня.
2.Устнавливть наличие в словах изученных орфограмм, обосновать их написание.
3.Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
4. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слов.
5.Анализировать разные способы проверки орфограмм.
6. Анализировать текст с целью нахождения слов с определенными правилами корня.
7.Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.
8.Расширять лексический словарь обучающихся.
9. Формировать умение правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной речи.
10. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, к грамотной речи.
1. Мотивация.
Ребята, улыбнитесь друг другу. Улыбка всегда располагает к приятному общению. Я рада, что в этот осенний день мы собрались все вместе.
Учитель читает стихотворение
Мы говорим на русском языке:
Звонком, богатом и сильном.
С раннего детства знаем все мы
Что это язык России!
Учитель: Понравилось стихотворение?
-Какова главная мысль этого стихотворения? О чем оно?
Учитель: С самого раннего детства вся жизнь человека связана с языком... Мы - носители русского языка - должны любить его и умело им пользоваться. Наша задача сегодня - убедиться в силе, богатстве и красоте русского языка.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он понятен не только человеку, живущему в России, но и за ее пределами.
Русский язык изучают во многих странах, потому, что красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет…»
-Ребята. А вы знаете, какие бывают слова?
Слова бывают разные: большие и маленькие, веселые и грустные, Есть вежливые слова , а есть очень важные, есть дорогие для нас слова. Какие это?
Дети: Родина, мама….
2.Чистописание.
Рр – строка буквы Р заглавной и прописной с нижним соединением (показать написание буквы).
А теперь потренируемся в скорописи.
Пропишем букву р прописную с верхней и нижней петлей. Пишем безотрывно до конца строки.
-Как называется место, где родился человек? Родина.
Запишите слово на следующей строке. В какой части слова орфограмма? Назовите ее. (Безударная гласная непроверяемая ударением)
-Подберите синонимы к слову Родина? (Отечество, Отчизна)
-Обозначьте орфограммы корня.
- Какие слова добавите еще к этой группе слов?
(Россия, Москва, столица)
- Почему выбрали эти важные слова?
(Россия –наше государство, Москва-столица нашей Родины, столица-главный город нашего государства)
Дети записывают слова в тетрадях.
-Запишите любую пословицу о Родине на следующей строке , а я при проверке тетрадей посмотрю как вы справились с этим заданием.
Примерные пословицы:
Одна у человека мать- одна и Родина.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Где родился, там и пригодился.
-Что общего в этих словах? (одна тема, орфограммы корня)
-Какие же орфограммы мы можем встретить в корне слова?
(Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные)
-Кто же догадался, какая тема нашего урока?
-Это первый урок по теме? (нет) Значит, у нас будет закрепление знаний.
Тема урока: Орфограммы в корнях слов. Закрепление знаний.
-Какими правилами мы проверяем орфограммы корня?
3.Поработаем в парах ( карточки 1,2,3 на партах соответственно рядам )
Задание: прочитайте четверостишья, определите главную мысль стихотворений, найдите орфограммы корня и подберите проверочные слова.
КАРТОЧКА 1
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья
Вставьте пропущенные орфограммы корня
Спишите, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова
Русский язык
Я люблю свой р…дной …зык!
Он понятен для всех,
Он п…вуч,
Он, как ру…кий н…род, многолик,
Как д…ржава наша, могуч.
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
Ко всем словам можно подобрать проверочные
КАРТОЧКА 2
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья?
Вставьте пропущенные орфограммы корня.
Спишите, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
Я узнал, что у меня
Есть огромная с…мья
И тр…пинка, и л..сок,
В поле каждый к…л…сок.
Речка, небо голубое-
Это все мое р..дное,
Это Р…дина м…я!
Всех люблю на свете я!
А.Яшин
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
Ко всем словам можно подобрать проверочные слова?
КАРТОЧКА 3
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья?
Вставьте пропущенные орфограммы корня.
Спишите, обозначьте орфограммы , подберите проверочные слова.
Милые с детства м…ста Родиной мы з…вем
Это м…я с…мья, это мой о…чий дом
Детства чудес…ный край, вечно цв…тущий май
Детство мой добрый дру…, радостный сер…ца стук.
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
-Ко всем словам можно подобрать проверочные слова?
Прочитайте четверостишья, определите главную мысль стихотворений, найдите орфограммы корня и подберите проверочные слова.
Проверка выполнения работы.
Сейчас мы отдохнем и продолжим нашу работу.
4. Электронный тренажер для глаз.
5. Репродукции осенней природы.
Многие русские поэты воспевали в своих стихах любовь к Родине, к родной стороне, писатели в рассказах, художники в картинах. Созвучны ли наши четверостишья с картинами русской природы?
Какие строки хотелось бы зачитать? (дети зачитывают понравившиеся строки стихов, с которыми работали в парах ( карточки1-3)
6. Сегодня мы вспомним о курском писателе Евгении Ивановиче Носове.
В нашей школе есть музей писателя, а на улице Блинова находится памятник Евгению Ивановичу Носову.
Небольшое сообщение о Носове (подготовленный ученик).
-Ребята, каких еще писателей земли Курской вы знаете?
7.Послушайте, каким живописным языком описывает наши родные места курский писатель Евгений Носов.
Учитель зачитывает текст из рассказа Е.И.Носова
ТРУДНЫЙ ХЛЕБ
Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травкам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорожках, на потемневших водах речных заливов. Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.
Шла последняя неделя октября, все такая же сумрачная и нерадостная. Где-то стороной прошло золотое бабье лето. Уж не было никакой надежды на теплые деньки.
Е.И.Носов
8.Работа с текстом.
-Найдите выразительные средства языка, при помощи которых Носов изобразил природу Курского края.
9.Групповая работа.
-Выпишите из текста слова со всеми знакомыми орфограммами корня. Напишите проверочные слова.
Проверка выполнения работы.
Если вас заинтересовал этот рассказ, прочтите его полностью.
10. Физкультминутка. Двигательные упражнения
11- Ребята, вы молодцы, хорошо поработали на уроке, многое успели, осталось провести мини проверку.
Выполните задание.(3-4минуты).
Проверка выполнения работы(на доске правильно выполненная работа)
-Исправьте ошибки, если они есть.
Проверьте и оцените свою работу.
(На полях ученики рисуют кружок, закрашивают его в зеленый цвет, если всю работу выполнили самостоятельно и правильно, в желтый, если были допущены ошибки или выполнил задание при проверке с классом, красный- если было допущено много ошибок или ученик не смог самостоятельно обозначить все орфограммы. –-С какими орфограммами встретились слова?)
12. Рефлексия
0(зеленый) – работу выполнили самостоятельно и правильно.
0 (желтый)– были допущены ошибки или выполнили задание при проверке .
0(красный) – было допущено много ошибок или не смогли самостоятельно обозначить орфограммы.
13. Домашнее задание (на доске)
-Вы все старались, молодцы! Спасибо за урок!
МИНИ-ПРОВЕРКА
1. Вставьте пропущенные буквы.
Отметь знаком «+» СТРОКУ, ГДЕ ВСЕ слова с безударной гласной в корне слова .
большой, морской, цветочный
весной, находка, молодой
запись, сбежать, заморозить
2. В каждой строчке отметь знаком «+» проверочное слово.
Зимушка, зимний, зима.
Мостик, мостить, мостовая.
Грибной, гриб, грибница.
Полюшко, полянка, поля.
3. Вставь пропущенные буквы. Отметь знаком «+» строчку, где во всех трех словах пропущена буква «а»:
1. д…ждливый, гр…чи, п…ля,
2. к…вёр, …сенний, с…сновый
3. вр…чи, тр…ва, зн…чок
4. Исправь ошибки в тексте.
Все может радная зимля: накармить, своим хлебом, напаить из своих родников, удевить своей красатой. Вот только защищать сама себя неможет. Защита радной зимли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
МИНИ-ПРОВЕРКА
( Образец правильно выполненной работы)
1. Вставьте пропущенные буквы.
Отметь знаком «+» СТРОКУ, ГДЕ ВСЕ слова с безударной гласной в корне слова .
большой, морской, цветочный +
весной, находка, молодой
запись, сбежать, заморозить
2. В каждой строчке отметь знаком «+» проверочное слово.
Зимушка, зимний, зима.
Мостик, мостить, мостовая.
Грибной, гриб, грибница.
Полюшко, полянка, поля.
3. Вставь пропущенные буквы. Отметь знаком «+» строчку, где во всех трех словах пропущена буква «а»:
1. дождливый, грачи, поля,
2. ковёр, осенний, сосновый
3. врачи, трава, значок +
4. Исправь ошибки в тексте.
Все может родная земля: накормить, своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защищать сама себя не может. Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
КАРТОЧКА 1
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья
Вставьте пропущенные орфограммы корня
Спишите, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова
Русский язык
Я люблю свой р…дной …зык!
Он понятен для всех,
Он п…вуч,
Он, как ру…кий н…род, многолик,
Как д…ржава наша, могуч.
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
Ко всем словам можно подобрать проверочные слова?
КАРТОЧКА 2
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья?
Вставьте пропущенные орфограммы корня.
Спишите, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
Я узнал, что у меня
Есть огромная с…мья
И тр…пинка, и л..сок,
В поле каждый к…л…сок.
Речка, небо голубое-
Это все мое р..дное,
Это Р…дина м…я!
Всех люблю на свете я!
А.Яшин
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
Ко всем словам можно подобрать проверочные слова?
КАРТОЧКА 3
Прочитайте четверостишье.
Какова главная мысль стихотворенья?
Вставьте пропущенные орфограммы корня.
Спишите, обозначьте орфограммы , подберите проверочные слова.
Милые с детства м…ста Родиной мы з…вем
Это м…я с…мья, это мой о…чий дом
Детства чудес…ный край, вечно цв…тущий май
Детство мой добрый дру…, радос…ный сер…ца стук
-Какие орфограммы встретились в корне слов?
-Ко всем словам можно подобрать проверочные слова?