У р о к . Представление числовой информации в таблицах
(вводный урок)
Основная дидактическая цель урока: познакомить с новой учебной книгой, её особенностями; дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой информации; актуализировать умения создавать простые таблицы средствами текстового процессора.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Учит мыслить нас она.
Алёна Ткачук
II. Знакомство с учебником
И помогать нам изучать эту трудную, но увлекательную науку будет учебник по математике.
– Рассмотрите новый учебник. Расскажите, какую информацию несёт обложка.
– Прочитайте обращение авторов к пятиклассникам на с. 3.
– Назовите основные мысли этой статьи.
– Давайте познакомимся с условными обозначениями (с. 6), которые нам будут встречаться на страницах учебника.
– Закройте учебник, сегодня мы к нему ещё вернёмся.
III. Работа по теме урока
На карточке:
35 ・ 5 12 ・ 8 250 : 5 15 ・ 10
6 ・ 30 280 : 4 95 : 5
– Выполните вычисления. Обведите буквы, соответствующие найденным ответам. И вы сможете прочитать слово.
28 | 175 | 51 | 96 | 10 | 203 | 50 | 20 | 150 | 18 | 180 | 14 | 70 | 9 | 19 |
М | Т | У | А | Р | Г | Б | И | Л | С | И | К | Ц | Н | А |
– Какое слово вы получили? (Таблица)
– А в какой форме вам дано это задание? (В форме таблицы)
– Сформулируйте тему урока. Чему вы должны научиться на уроке?
– Вы старались, вычисляли, ах, какие молодцы! Оцените себя в вашем листе самооценки.
– Итак, тема определена, цели поставлены. Теперь надо их реализовывать. Так вперёд!
IV. Работа по учебнику
– Прочитайте внимательно текст на с. 7 и приготовьтесь ответить на вопросы.
– Сколько пятиклассников сдали норматив на серебряные значки? (6)
– Кто сдал норматив на золотой значок в беге на 60 км? (Потапова Ольга)
– По каким видам испытаний проведены результаты? (Бег на 60 и 1500 метров, подтягивания и наклоны.)
– Для того чтобы ответить на вопросы, нужно прочитать текст не один раз. Если этот текст представить в виде таблицы, то ответить на вопросы можно быстрее. Рассмотрите
таблицу (с. 7).
Чаще всего таблицы выглядят таким образом: сверху записывают название таблицы, сама таблица состоит из столбцов и строк.
Столбцы отсчитывают слева направо, а строки – сверху вниз.
– Где вы встречали таблицы в повседневной жизни? (Расписание уроков, классный журнал, календари, турнирные таблицы, расписание движения транспорта и т. д.)
V. Выполнение заданий
1. С. 9, № 1.1 (устно).
– Прочитайте первый абзац задания. Какие данные использовали в таблице?
– Давайте ответим на остальные вопросы.
– Каким же образом можно ещё заполнять таблицы, кроме чисел?
2. С. 8 (работа по статье учебника).
– Давайте рассмотрим ещё один пример в учебнике на с. 8.
– Прочитайте внимательно об исследованиях, которые проводятся для безопасности полётов самолётов.
– Как отмечают орнитологи подсчёт птиц в месте наблюдения? (Чёрточкой – /)
– Что вписывают в первую колонку таблицы? (Виды птиц)
– А в две последние? (Количество чёрточек, число стай)
3. С. 9, № 1.2.
– О чём идёт речь в задании? (О количестве прочитанных учениками книг и полученном списке)
– Как можно представить результаты, используя полученный список, в котором числа повторялись?
– Что запишем в первую колонку? (Число прочитанных книг)
– Во вторую? (Подсчёт учеников – чёрточкой)
– В третью? (Число учеников)
– И в последнюю? (Всего книг в данной строке)
– И ниже обязательно подведём итог, посчитав общее количество прочитанных книг.
Число про- читанных книг | Подсчёт учеников | Число учеников | Всего книг |
3 | / / / / | 4 | 3 ∙ 4 = 12 |
4 | / / / / / / | 7 | 4 ∙ 7 = 28 |
5 | / / / / / / / / | 9 | 5 ∙ 9 = 45 |
6 | / / / / / / / | 8 | 6 ∙ 8 = 48 |
7 | / / / / | 4 | 7 ∙ 4 = 28 |
| | Итого | 161 |
4. С. 10, № 1.6 (работа в паре).
а) 42 : 7 ・ 8 = 48 б) 72 : 8 ・ 3 = 27
60 ・ 5 : 10 = 30 44 : 4 ・ 2 = 22
630 : 9 ・ 3 = 210 360 : 4 : 3 = 30
в) 12 ・ 3 : 9 = 4 г) (37 + 11) : 24 = 2
46 : 2 ・ 3 = 69 (53 – 39) ・ 6 = 84
280 : 4 ・ 7 = 490 49 : (71 – 64) = 7
VI. Работа в рабочей тетради
С. 3, № 1, 2.
VII. Рефлексия
– С чем вы познакомились сегодня на уроке?
– Для чего используются таблицы?
– Назовите элементы таблицы.
– Когда удобно использовать таблицы?
Домашнее задание
С. 10, № 1.8; с. 11, № 1.10, 1.12.