СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Представление об экосети. международные и национальные Программы сохранения биоразнообразия. Практическая работа «Анализ особенностей развития заповедной сети Крыма»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением его к животным, что всегда буду преклоняться перед законодательством, которое впервые создаст систему законов, защищающих животных от плохого и жестокого обращения».(Б. Раш)

На протяжении последних пяти лет в Украине, как и во всем мире, большое значение уделяется развитию экологической сети.Экологическая сеть — единая территориальная система, которая включает участки природных ландшафтов, подлежащих особой охране, территории и объекты природно-заповедного фонда, курортные и лечебнооздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные территории и объекты других типов, которые определяются законодательством Украины и являются частью структурных территориальных элементов экологической сети — природных регионов, природных коридоров, буферных зон.

Концепция экосети является интегральной в организации сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Она объединяет в себе все предыдущие системы охраны природы, связывает природоохранную деятельность с разными секторами экономики (аграрным, транспортным, лесным, туристическим и т. п.) и является основным элементом стратегии сбалансированного развития. Это качественно новый подход к решению извечной проблемы человечества в отношениях с природой, направленный на обеспечение функционирования всех природных компонентов окружающей среды как единой целостной системы.

Обсуждение вопроса

С какой целью создается экологическая сеть?

Экосеть создается с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного биоразнообразия, мест расселения и роста ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных путем объединения территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и в соответствии с законами и международными обязательствами Украины подлежат особой охране.Ч

Что может быть структурными элементами экологической сети?

(Учащиеся вместе с учителем обсуждают все возможные варианты, а потом обращаются к схеме, которая начерчена на обратной стороне доски или спроектирована на экран, и анализируют ее.)

Рассказ учителя

Экологическая сеть должна быть построена на трех уровнях — международном, национальном и региональном.

Обсуждение вопроса

Какие структурные элементы характерны для нашей региональной экологической сети?

При построении модели экосети Украинского Полесья (международный уровень) использован опыт построения таких сетей в Европе (прежде всего в таких странах, как Нидерланды, Польша, Чехия). Украинское Полесье, которое тянется с запада на восток на 750 км, и Полесье в целом в пределах Украины, Беларуси, России и Польши является важным экологическим коридором Европы.

Примером региональной экосети является экологическая сеть междуречья Десна — Остер (черниговская область), которая в основном входит в Украинское Полесье. Она состоит из ключевых естественных территорий, которые обеспечивают возможность обмена энергией, семенными зародышами и миграции животных.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Представление об экосети. международные и национальные Программы сохранения биоразнообразия. Практическая работа «Анализ особенностей развития заповедной сети Крыма»»

Урок № 14


Группа







Дата








Тема: Представление об экосети. международные и национальные Программы сохранения биоразнообразия.

Практическая работа

«Анализ особенностей развития заповедной сети Крыма»


Цели урока:

Образовательная: сформировать понятие об экологической сети как целостной природоохранной системе, рассмотреть основные структурные элементы экосети, выяснить роль международных и национальных программ в сохранении биоразнообразия;

Воспитательная: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

Методическая: формировать ценностные ориентации на сохранение природы;

Оборудование и материалы: схемы на доске, раздаточный материал: схемы, таблицы, дополнительный теоретический материал к практической работе

Базовые понятия и термины: биоразнообразие, экосеть, природозаповедные территории, природнозаповедный фонд, программы сохранения биоразнообразия

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: урок-диалог.

Методы урока: интерактивные, пояснительно-иллюстративные — беседа, рассказ; репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, творческие.

Межпредметные связи: география, биология, право.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут дать определение понятию «экологическая сеть»; объяснить, с какой целью она создается; назвать и охарактеризовать структурные элементы экологической сети; назвать международные и национальные программы сохранения биоразнообразия; объяснить их роль

Структура урока

I. Организационный этап . . . . . . . . . ………….……………. . . . . . . . . . 1 мин

II. Проверка домашнего задания………………………………………..12 мин

III. Актуализация опорных знаний ………………………………….. . . 8 мин

IV. Мотивация учебной деятельности . ………………………………. . 3 мин

V. Изучение нового материала……………………………………… . . 1 мин

VI. Обобщение и систематизация знаний Практическая работа «Анализ

особенностей развития заповедной сети»…………………..18 мин

VII. Итоги урока . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………... . . 1 мин

VIII. Домашнее задание . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 мин


Ход урока


I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.


ІІ. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

•Что такое биоразнообразие?

•Какие категории биологического разнообразия различают?

•Каковы основные причины потери биологического разнообразия?

•Взаимосвязаны ли между собой основные причины потери биологического разнообразия?

•Какое значение имеет биологическое разнообразие для человечества?

2. Технология «Мозговой штурм» что вы можете реально сделать сейчас для сохранности биоразнообразия в Украине?

3. Тестовые задания на установление соответствия Установите соответствие между характеристикой и названием категории заповедного объекта.


А. Природоохранные территории, на которых разрешено проводить экскурсии для организованных туристов.

Б. Природоохранные учреждения местного значения.

В. Отдельные объекты, имеющие природоохранное, научное, эстетическое или познавательное значение.

Г. Учреждения, созданные для сохранности, акклиматизации и хозяйственного использования редких и других видов как местной, так и мировой фауны.

Д. Территории, куда входят естественные участки суши, целостность которых охраняется законами государства.


1. Заповедники.

2. Зоологические парки.

3. Национальные природные парки.

4. Памятники природы.

5. Региональные ландшафтные парки.

6. Природно-заповедный фонд государства.



Правильные ответы: а — 3, Б — 5, В — 4, Г — 2, Д — 6.

4. Проверка и обсуждение выполнения домашнего задания для групп


III. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Вспомните, с какой целью создают природоохранные территории.

2. Какие вам известны природоохранные территории, созданные на Украине?


IV. Мотивация учебной деятельности

V. Изучение нового материала

1. Представление об экосети

Рассказ учителя

«Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением его к животным, что всегда буду преклоняться перед законодательством, которое впервые создаст систему законов, защищающих животных от плохого и жестокого обращения».(Б. Раш)

На протяжении последних пяти лет в Украине, как и во всем мире, большое значение уделяется развитию экологической сети.Экологическая сеть — единая территориальная система, которая включает участки природных ландшафтов, подлежащих особой охране, территории и объекты природно-заповедного фонда, курортные и лечебнооздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные территории и объекты других типов, которые определяются законодательством Украины и являются частью структурных территориальных элементов экологической сети — природных регионов, природных коридоров, буферных зон.

Концепция экосети является интегральной в организации сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Она объединяет в себе все предыдущие системы охраны природы, связывает природоохранную деятельность с разными секторами экономики (аграрным, транспортным, лесным, туристическим и т. п.) и является основным элементом стратегии сбалансированного развития. Это качественно новый подход к решению извечной проблемы человечества в отношениях с природой, направленный на обеспечение функционирования всех природных компонентов окружающей среды как единой целостной системы.

Обсуждение вопроса

С какой целью создается экологическая сеть?

Экосеть создается с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного биоразнообразия, мест расселения и роста ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных путем объединения территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и в соответствии с законами и международными обязательствами Украины подлежат особой охране.Ч

Что может быть структурными элементами экологической сети?

(Учащиеся вместе с учителем обсуждают все возможные варианты, а потом обращаются к схеме, которая начерчена на обратной стороне доски или спроектирована на экран, и анализируют ее.)

Рассказ учителя

Экологическая сеть должна быть построена на трех уровнях — международном, национальном и региональном.

Обсуждение вопроса

Какие структурные элементы характерны для нашей региональной экологической сети?

При построении модели экосети Украинского Полесья (международный уровень) использован опыт построения таких сетей в Европе (прежде всего в таких странах, как Нидерланды, Польша, Чехия). Украинское Полесье, которое тянется с запада на восток на 750 км, и Полесье в целом в пределах Украины, Беларуси, России и Польши является важным экологическим коридором Европы.

Примером региональной экосети является экологическая сеть междуречья Десна — Остер (черниговская область), которая в основном входит в Украинское Полесье. Она состоит из ключевых естественных территорий, которые обеспечивают возможность обмена энергией, семенными зародышами и миграции животных.

Задания для учащихся

Расположите в порядке возрастания сложности практического внедрения (по вашему мнению) пять базовых критериев выбора элементов экосети и объясните свой вариант:

1) научные;

2) правовые;

3) технические;

4) организационные;

5) финансово-экономические.

(Обсуждение вариантов ответов учащихся.)

2. Международные и национальные программы сохранения биоразнообразия

Технология «Кресло автора»

Приблизительное содержание сообщения учащегося

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) организовала в ноябре 1988 г. специальную рабочую группу экспертов с целью изучения необходимости разработки международной конвенции о биоразнообразии (CBD). В мае 1989 г. она основала специальную рабочую группу экспертов по техническим и правовым вопросам для подготовки международного правового документа относительно сохранения и неизнурительного использования биоразнообразия. С февраля 1991 г.

Специальная рабочая группа была преобразована в Межправительственный комитет по вопросам ведения переговоров. Результатом его работы стало проведение 22 мая 1992 г. в Найроби Конференции по принятию согласованного текста Конвенции о биоразнообразии. Конвенция была открыта для подписания 5 июня 1992 г. на Конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро (Саммит «Планета земля»).

Вторая Конференция об охране биоразнообразия состоялась в Джакарте в ноябре 1995 г. Конвенция была поддержана всеми странами мира, кроме Андорры, Брунея, Ватикана, Ирака, Сомали, Восточного Тимора и США.

Всеевропейская Стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy), принятая на Конференции министров окружающей среды в Софии (1995 г.), фактически является механизмом внедрения Рамочной Конвенции на европейском континенте.

Верховная Рада Украины ратифицировала Рамочную Конвенцию 29 ноября 1994 г. (закон о ратификации), а также утвердила ряд законов относительно ратификации, присоединения и выполнения других международных договоров обязательного и необязательного характера, регулирующих вопрос сохранения и использования биологического и ландшафтного разнообразия. На национальном уровне координацию реализации положений законов и соответствующих программ осуществляет Национальная комиссия по вопросам сохранения биоразнообразия и Министерство охраны окружающей природной среды Украины.

Кабинет Министров Украины распоряжением № 675-р от 22 сентября 2004 г. одобрил концепцию Общегосударственной программы сохранения биоразнообразия на 2005–2025 гг.


VI. Обобщение и систематизация знаний

Практическая работа

Анализ особенностей развития заповедной сети Украины

1. Прочитайте теоретический материал.

Теоретический материал

Природно-заповедный фонд — это участки суши и водного пространства, природные комплексы которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную ценность.

За годы независимости площадь природно-заповедного фонда Украины выросла более чем в два раза. В его состав входят более 7250 территорий и объектов общей площадью 3,3 млн га, что составляет около 6 % территории государства (в 1991 г. этот показатель составлял лишь 1,9 %).

Но этого мало: площадь заповедных земель на одного человека в Европе составляет 2200 м2, а в Украине — только 570 м2.

По состоянию на 1 марта 2010 г. в Украине, по данным Минприроды, действовало 19 природных и 4 биосферных заповедника, 47 национальных природных парков, 2853 заказника, 3203 памятника природы, 27 ботанических садов, 12 зоопарков, 54 дендропарка, 542 парка — памятника садово-паркового искусства, 55 региональных ландшафтных парков, 800 заповедных урочищ.

Современные тщательные эколого-экономические расчеты и модели показывают: сохранение генофонда любого региона возможно лишь при условии, что не менее чем 10–15 % его площади заняты заповедными территориями ранга заповедника или заказника. В большинстве стран Европы средний процент заповедности составляет 15 %.

Наличие развитой сети заповедных территорий — необходимое (хотя и недостаточное) условие сохранения биоразнообразия. Поэтому каждое государство, присоединившееся к Конвенции о биоразнообразии, обязано поддерживать и развивать сеть заповедных территорий, прежде всего — заповедников.

2. Рассмотрите таблицы «Природные заповедники Украины» и «Биосферные заповедники Украины», определите особенности развития сети заповедных территорий нашей страны с 1921 г. по 2009 г. (Можно предложить построить гистограмму, отображающую определенные периоды, например, десятилетия и количество созданных заповедных территорий.)

3. Проанализируйте состояние заповедной сети в Украине на современном этапе и определите ее соответствие европейским показателям.

4. Чем можно объяснить снижение темпов роста площади природнозаповедного фонда Украины?

5. Сделайте вывод.


VII. Итоги урока

Оценка результатов деятельности учащихся на уроке.


VIII. Домашнее задание

1. Прочитать соответствующий параграф учебника или конспект.

2. Составить план-доказательство по теме: «Биологическое разнообразие — условие устойчивости экосистем и биосферы в целом».


Природные заповедники

Название

Год

создания

Площадь,

га

Область

Казантипский природный заповедник

1998

450,1

Автономная

Республика Крым

Карадагский природный заповедник

1979

2872

Автономная

Республика Крым

Крымский природный заповедник

1923

44 175

Автономная

Республика Крым

Природный заповедник «Мыс Мартьян»

1973

240

Автономная

Республика Крым

Опукский природный заповедник

1998

1592,3

Автономная

Республика Крым

Ялтинский горно-лесной природный

заповедник

1973

14 523

Автономная

Республика Крым



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!