СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока + презентация и доп. материалы по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.", 3 класс (программа "Школа России", Горецкий В.Г., Канакина В.П.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления знаний о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Просмотр содержимого документа
«Памятки»



























Просмотр содержимого документа
«Работа по карточкам. Части слова. Паровозики»





































-

















































































































































Состав слова








Просмотр содержимого документа
«Русский язык»

Русский язык

Тема: «Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу».

Вид урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

Обучающие:

  • на основе полученных ранее знаний сделать «открытие» о значимых частях слова;

  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;

  • закрепить знания учащихся о составе слова, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;

  • способствовать развитию речи и навыков грамотного письма, обогащению словарного запаса детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родному языку, природе.

Методы обучения:

  • коммуникативный;

  • частично-поисковый;

  • аналитический.

Виды деятельности:

  1. Фронтальный опрос.

  2. Индивидуальная работа по карточкам и в тетради.

  3. Работа в парах (поиск).

Техническое оснащение урока:

  • мультимедийный проектор;

  • слайды.

Индивидуально-раздаточный материал:

  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание положительной мотивации на уроке.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

Готовность – медитация.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.


II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.

Цель: формирование учащимися темы и целей урока, развитие орфографической зоркости.

СЛАЙД 1.

Есть такие замечательные слова: «Стремись узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа». Как вы понимаете это высказывание? (Какова роль языка в жизни общества? В чем особенность языка? Какова роль русского языка в современном мире?)


Чтобы узнать тему урока, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомых слов.

СЛАЙД2.

  1. Первую букву искомого слова обозначает согласный звук в первом слоге слова сено (С).

  2. Вторая буква – проверяемый безударный гласный в корне слова сосновый (О).

  3. Третья буква – удвоенная согласная в корне слова Россия (С).

  4. Четвертая буква – парный глухой согласный звук в слове трава (Т).

  5. Пятая буква – указывает на женский род в слове машина (А).

  6. Шестая – с нее начинается третий слог в слове корова (В).

  7. Седьмая – парный согласный в приставке слова рассказ (С).

  8. Восьмая – непарный мягкий согласный в слове слива (Л).

  9. Девятая – окончание слова яблоко (О).

  10. Десятая – первая буква в корне слова заварка (В).

  11. Одиннадцатая – предшествует йотиорованному звуку в слове заяц (А).

На доске последовательно, а потом и полностью появляется надпись «Состав слова».

- Что получилось?

Ученики: Состав слова.

- А значит какая тема урока? А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).

Состав слова

ПОВТОРИМ

ЗАКРЕПИМ


все, что знаем о частях слова

ВЫПОЛНИМ

умение правильно разбирать слова по составу


много интересных заданий







Учитель: Работать сегодня вы будете в позиции исследователей. А какие открытия вам предстоит сделать, вы узнаете об этом чуть позже.


III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Цель: обобщить знания об изученных орфограмма, закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

1. Лексика.

Учитель: Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью?

В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.

Ученики: Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое» (Смарт).

Учитель: Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

Ученики: Поезд.

Учитель: Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете? Ученики: Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

СЛАЙД 3.

(Появляется на доске поезд – «Состав слова».)

Учитель: Изобразим звук паровоза, прочистим свои каналы «Ту-ту! Чух-чух-чух! Ту-ту-ту!»


2. Теоретическое обобщение по теме.

— Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты.


Учитель: И прежде чем мы отправимся с вами путешествовать на поезде по стране Грамматика, вспомним, без каких знаний нам не обойтись.

- Какие слова мы называем родственными? Как их можно назвать по-другому? Приведите примеры.

Ученики: Слова, которые имеют наименьшую общую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными. Пример: лес, лесной, лесник, перелесок.

Учитель: Как называется общая часть родственных слов?

Ученики: Корень.

Учитель: Что такое корень слова?

Ученики: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Учитель: Назовите изменяемую часть слова.

Ученики: Окончание.

Учитель: Что такое окончание?

Ученики: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Учитель: Что является основой слова?

Ученики: Все, что без окончания и формообразующих суффиксов л, ть – основа.

Учитель: Какие ещё части слова остались? Что такое приставка?

Ученики: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: Что такое суффикс?

Ученики: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Учитель: В чем различие между ФОРМООБРАЗОВАНИЕМ и СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ?

Ученики: Формообразование – это образование новой формы слова (окончания), словообразование – это создание нового слова с помощью приставки и суффикса.


Учитель: Теперь я вижу, что все готовы к путешествию. Мы отправляемся. (Гудит паровоз.)


  1. Практическая работа.

СЛАЙД 4.

Первая станция – «Узнавайка».


- Открываем рейсовые журналы (тетради), записываем число нашего отправления, классная работа.


СЛАЙД 5.

Учитель: Прочитайте текст. Найдите примеры формообразования и словообразования. Выпишите эти слова. Покажите в чём отличие формы одного и того же слова и образования новых слов, выделите нужные части слова. СЛАЙД 6. И СЛАЙД 7.

В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладет их под язык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем кедровочка прячет свое богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.


СЛАЙД 8. И СЛАЙД 9.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Обменяйтесь рейсовыми журналами (тетрадями).

Формообразование

Словообразование

кедр

кедровник

кедры

кедровые


кедровка


кедровочка













- Послушайте, внимательно критерии оценивания работы:

  • 1 ошибка – на полях нужно поставить ! знак

  • 2 ошибки – на полях ставите знак +

  • более 2-х ошибок – на полях будет знак


Учитель: Так что же такое кедр?

Ученики: Кедр – хвойное вечнозеленое дерево.


СЛАЙД 10.

Учитель: Что такое кедровник?

Ученики: Кедровник – вечнозелёный лес сем. сосновых.


СЛАЙД 10.

Учитель: Кто такая кедровка, кедровочка?

Ученики: Кедровка – запасливая птичка.


СЛАЙД 10.

Учитель: Чтобы сохранить это богатство, что должен делать человек?

Ученики: Любить и беречь природу.


- Мы идем дальше. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть. 


Физпауза

«Поезд».

Мы в вагончиках сидим

(ноги слегка согнуты в коленях,

руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

(повороты головы вправо, влево)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения

согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ту – ту – ту, ту – ту – ту!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ту – ту – ту, ту – ту – ту!

Ребятишек он привёз!


СЛАЙД 11.

Мы подъехали к станции «Разбивайка».

Упр. 183 (с. 97). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

На партах паровозики-слова.

- Рассадите части слова по вагонам.

СЛАЙД 12.

— Назовите слова, которые подходят к первой схеме. (Почка, облако.)

СЛАЙД 12.

— Назовите слова, которые подходят ко второй схеме. (Звёздочка, оленята, зёрнышко, дочка, кормушка).

СЛАЙД 12.

— Назовите слова, которые подходят к третьей схеме. (Под­свечник, заморозки, пришкольный, подорожник, поездка.)

СЛАЙД 12. Проверка задания на доске.

подсвечник

заморозки

пришкольный

подорожник

поездка

звёз­дочка

оленята

зёрнышко

дочка

кормушка


почка

облако





Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. (Гудок паровоза.)


IV. Исследовательская деятельность. Работа в парах.

СЛАЙД 13.

- Последняя станция, на которую мы приехали, называется «Удивляйка». Работать вы будете в парах. Каждая пара получает задание. Вы выполните мини-исследование, один учёный-докладчик расскажет о сделанном открытие.


Задание № 1 (для сильных учащихся).

Среди слов найдите лишнее, обоснуйте свой ответ.

Городить, белый, вынуть, перелесок, трава, дивный.

Задание № 2 (для средних учащихся).

Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом – окончание. Выделите в словах корень.

Пододеяльник, красота школьник, весёлые.


Задание № 3 (для слабых учащихся)

Употребите нужные приставки в словах: на, с, пере, вы, раз, под.


Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.


Учитель: Готовы докладчики? Какой ряд первый будет выступать? Второй? Третий? Кто с первого ряда расскажет о сделанном открытие?


СЛАЙД 14.

Комментарий учителя для задания № 1.

Оказывается, ребята, есть слово без корня. Это глагол вынуть. Попробуем расчленить его на части: вы-приставка (вы-тащить, вы-нести), ну – суффикс глагола (сравните: вы-тя-НУ-ть), ть – формообразующий суффикс, показатель инфинитива. Где корень? Его нет. А слово существует, все его понимают, получается, что и без корня слово имеет значение. Куда девался корень? Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело это слово.


СЛАЙД 15.

Задание № 2

Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом – окончание. Выделите в словах корень.


Пододеяльник, красота школьник, весёлые.


СЛАЙДЫ 16. и 17.

Задание № 3

Употребите нужные приставки в словах: на, с, пере, вы, раз, под.

Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.


Учитель: Зачем выполняли эти задания? (Закрепили знания о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.)

Учитель: Мы достигли поставленных целей?


- Молодцы. Вы показали свои прекрасные знания и доставили мне огромное удовольствие.


V. Домашнее задание: Уч.: с. 98 № 188.


VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.

- Какие части слова вам встречались на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Чем интересен был урок?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Испытывали ли вы сложности?

- Пусть каждый покажет при помощи светофорчика-симофорчика свою шкалу успеха.

- Удалось ли выполнить все задания?

- Выполнил (а) верно или с ошибками?

- Выполнил (а) самостоятельно или с чьей-то помощью?

СЛАЙД 18.



Просмотр содержимого презентации
«Состав слова»

«Стремись узнать все тайны  слова, в чем суть его и в чем основа»

«Стремись узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа»

О В Т С С А О Л А С В 1.Согласный звук в первом слоге слова сено. 2. Безударная гласная в корне слова сосновый. 3. Удвоенная согласная в корне слова Россия. 4. Парный глухой согласный звук в слове трава. 5. Указывает на женский род в слове машина. 6. С нее начинается третий слог в слове корова. 7. Парный согласный в приставке слова рассказ. 8. Непарный мягкий согласный в слове слива. 9. Окончание слова яблоко. 10. Первая буква в корне слова заварка. 11. Предшествует йотированному звуку в слове заяц.

О

В

Т

С

С

А

О

Л

А

С

В

1.Согласный звук в первом слоге слова сено.

2. Безударная гласная в корне слова сосновый.

3. Удвоенная согласная в корне слова Россия.

4. Парный глухой согласный звук в слове трава.

5. Указывает на женский род в слове машина.

6. С нее начинается третий слог в слове корова.

7. Парный согласный в приставке слова рассказ.

8. Непарный мягкий согласный в слове слива.

9. Окончание слова яблоко.

10. Первая буква в корне слова заварка.

11. Предшествует йотированному звуку в слове заяц.

3

3

Станция «Узнавайка» 4

Станция «Узнавайка»

4

Станция «Узнавайка»  Прочитайте текст. Найдите примеры формообразования и словообразования. Выпишите эти слова.   В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладет их под язык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем кедровочка прячет свое богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.

Станция «Узнавайка»

Прочитайте текст. Найдите примеры формообразования и словообразования. Выпишите эти слова.

В тайге растет кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладет их под язык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем кедровочка прячет свое богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ 6

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

6

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Покажите в чём отличие формы одного и того же слова и образования новых слов, выделите нужные части слова. Формообразование Словообразование

Покажите в чём отличие формы одного и того же слова и образования новых слов, выделите нужные части слова.

Формообразование

Словообразование

ВЗАИМОПРОВЕРКА Формообразование кедр Словообразование кедровник кедры кедровые кедровка кедровочка

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Формообразование

кедр

Словообразование

кедровник

кедры

кедровые

кедровка

кедровочка

Станция «Разбивайка» Учебник: с. 97 упр. 183. Соотнесите слова и схемы слов. 11

Станция «Разбивайка»

Учебник: с. 97 упр. 183.

Соотнесите слова и схемы слов.

11

        почка звёз­дочка облако оленята зёрнышко     дочка подсвечник кормушка пришкольный заморозки подорожник поездка

 

 

 

 

почка

звёз­дочка

облако

оленята

зёрнышко

 

 

дочка

подсвечник

кормушка

пришкольный

заморозки

подорожник

поездка

Станция «Удивляйка» Проведите исследование В ПАРЕ. 13

Станция «Удивляйка»

Проведите исследование В ПАРЕ.

13

Задание №1.  Среди слов найдите лишнее, обоснуйте свой выбор.   Городить, белый, вынуть, перелесок, трава, дивный.  Правильный ответ. Лишнее слово – глагол вынуть , т.к. в нем нет корня.

Задание №1.

Среди слов найдите лишнее, обоснуйте свой выбор.

Городить, белый, вынуть, перелесок, трава, дивный.

Правильный ответ.

Лишнее слово – глагол вынуть , т.к. в нем нет корня.

Задание № 2.   Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень , в третьем – суффикс , в четвёртом – окончание . Выделите в словах корень.   Подо деяльник, красот а, школьн ик , весёлы е.        

Задание № 2.

Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень , в третьем – суффикс , в четвёртом – окончание . Выделите в словах корень.

 

Подо деяльник, красот а, школьн ик , весёлы е.

 

 

 

 

Задание №3.  Употребите нужные приставки в словах.   Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.

Задание №3.

Употребите нужные приставки в словах.

Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.

Задание №3.  Употребите нужные приставки в словах.   Упражнение из учебника аккуратно с писать. Новую тетрадь красиво под писать. Из текста внимательно вы писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно пере писать.

Задание №3.

Употребите нужные приставки в словах.

Упражнение из учебника аккуратно с писать. Новую тетрадь красиво под писать. Из текста внимательно вы писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно пере писать.

До свидания! 18

До свидания!

18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!