СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока+презентация по изобразительному искусству в 7 классе. ПЕРЕДВИЖНИКИ.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством художников передвижников.
  2. Развивать интерес к истории  изобразительного искусства России.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин художников-передвижников.
  2. Портрет П. М. Третьякова, репродукции с изображением галереи.
  3. Творческие работы учащихся.

 

Ход урока

1. Актуализация ранее изученного материала.

2. Новый материал.

-  Художники, о которых мы говорили, творили в первой половине XIX века. Но мы знаем, что в 1862 г. царем Александром II было отменено крепостное право, вся либеральная интеллигенция включилась в борьбу за освобождение народа, за то чтобы страна стала, по примеру западных государств, свободной.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока+презентация по изобразительному искусству в 7 классе. ПЕРЕДВИЖНИКИ.»

ПЕРЕДВИЖНИКИ

(Урок-беседа)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством художников передвижников.

  2. Развивать интерес к истории изобразительного искусства России.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин художников-передвижников.

  2. Портрет П. М. Третьякова, репродукции с изображением галереи.

  3. Творческие работы учащихся.


Ход урока

1. Актуализация ранее изученного материала.

2. Новый материал.

- Художники, о которых мы говорили, творили в первой половине XIX века. Но мы знаем, что в 1862 г. царем Александром II было отменено крепостное право, вся либеральная интеллигенция включилась в борьбу за освобождение народа, за то чтобы страна стала, по примеру западных государств, свободной.

Итак, 29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии ху­дожеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто еще одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи - главы о передвижниках. Кто же они такие?

Надо знать и о том, что каждый год студенты, заканчивая Академию художеств, принимали участие в конкурсе на большую золотую медаль. Тот, кто получил эту награду, мог за казенный счет в течение 6 лет стажироваться в Италии.

На протяжении 100 лет для конкурсных работ совет Акаде­мии давал одну тему для всех и, как правило, это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии и древней истории.

Но за последние годы многое изменилось. В Академии учи­лись юноши самых разных сословий: были среди них и дети разно­чинцев и крестьян. Их волновали не цифры и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помо­гать народу, бороться за его счастье, за справедливость.

И вот 9 ноября 1863 г. 14 юношей, имевших право участво­вать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинно­го скандинавского сказания «Пир в Валгале». Им всем пришлось уйти из Академии. Они потеряли материальную поддержку, лиши­лись жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель, брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.

Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвиж­ных выставок. Члены Товарищества считали важным создание кар­тин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу. И еще одну задачу они поставили перед собой: соединить общество с русским искусством, прививать любовь к нему не только у жителей Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Поэтому после показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные вы­ставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Последняя выставка Товарищества, ко­торое просуществовало более 50 лет, состоялась в 1923 году.

- А теперь, ребята, давайте познакомимся с некоторыми из этих художников подробнее.

http://rusart.nm.ru/pages/main.html


Сообщения.

Творчество Крамского - http://rusart.nm.ru/pages/kramskoi.html

Описание картины «Неизвестная»

- На картине мы видим: неизвестная, откинувшаяся на кожа­ное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета. На ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная ат­ласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотом браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть, как мне кажется, ос­корбленной, гордой, но ранимой души.


- Еще одним знаменитым передвижником был Василий Гри­горьевич Перов. Он родился в 1834 г., учился живописи не в Пе­тербурге, а в Московском училище живописи и ваяния. Умер он от чахотки в 49 лет в 1882 г.

Творчество Перова В.Г. http://rusart.nm.ru/pages/perov.html

Ощущение тяжкого горя, безысходности и трагичности осо­бенно чувствуется в картинах «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка». Поражает картина «Тройка», потому что на ней изображены дети.

Холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды, и только трое оборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромной бочкой, на­полненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и при­стяжными по бокам. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: ста­рые платки, шарфики, рваные полушубки, - но ребята словно бы и не замечают этого пронзительного ветра и холода: усталость от не­посильного труда поглощает все их ощущения. В бледных изму­ченных лицах детей нет и тени веселой беспечности и не радует их визг и лай бегущей рядом собаки, единственного друга этих обез­доленных, лишенных детства ребятишек.

Любовью к простым людям придавленным нуждой, жало­стью к их поруганному, изломанному детству пронизана картина Перова «Тройка».

В. Г. Перов был не только художником, но и прекрасным пе­дагогом, воспитавшим плеяду блестящих учеников. Один из них - Михаил Васильевич Нестеров писал в своих воспоминаниях об учителе: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем большое сердце». О каких картинах В. Г. Перова вы еще хо­тите рассказать?

Ильи Ефимовича Репина и его картина «Бурлаки на Волге».

Эта картина была задумана под непосредственным впечатлением от увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой жизни, но и раскры­вает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей.

Бурлаки движутся по горячему песку прямо на зрителя, не дают остаться в стороне, пройти мимо. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке. Ларька (так назвал его художник), а рядом- бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела измучен­ный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец, Канин - любимый персонаж Репина. Этот вполне реальный чело­век, бурлачивший десять пет, прежде был священником, нел в цер­ковном хоре. Действительно, емкое по содержанию полотно , не просто о тяжести бурлацкого труда, но о судьбе народа, о его тер­пении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. Большое место в творчестве Репина занимали и портреты. На них не только выразительность человеческого лица, но и позы, одежда человека, богатство композиционного и колористического решения. Его известные портреты - писателя Л. Н. Толстого, ком­позитора Мусоргского, актрисы Стрепетовой и др.


Творчество Репина И.Е. http://rusart.nm.ru/pages/repin.html


Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья... И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое.

Он и сам был такой - широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмёт карандашик - его и не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвёшь! Все это о еще одном художнике передвижнике…


Творчество Шишкина И.И. http://rusart.nm.ru/pages/shishkin.html


- На выставках Товарищества регулярно выставляли свои картины лучшие художники того времени.

- Какие картины и каких художников вы узнаете? Назовите жанр?

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА МОЖНО

  • И. И. Левитан «Золотая осень», «Март» - пейзажи.

  • Д. К. Саврасов «Грачи прилетели».

  • В. И. Васнецов «Аленушка», «Богатыри» - сказочно-бы­линный жанр.

  • В. И. Суриков «Меньшиков в Березове». «Боярыня Морозо­ва» - исторический жанр.

- Посмотрите еще на одну картину. Перед вами портрет Павла Михайловича Третьякова работы И. Репина.


Третьяков был крупнейшим меценатом и коллекционером русского изобразительного искусства.

В возрасте 24 лет он начал собирать картины, после того как сформировалась коллекция, он построил специальное здание для нее, а в 1892 году подарил свою коллекцию городу Москве.

Сейчас это - Государственная Третьяковская галерея - круп­нейший музей русского искусства в Москве и один из крупнейших музеев мира.

Третьяков был современником передвижников, их другом, помощником. Когда все отказывались, он покупал картины Това­рищества, и они становились основой его коллекции.

Мы должны быть благодарны П. М. Третьякову за его деятельность, которую по праву можно назвать гражданским подвигом.

История Третьяковской галерее http://www.tretyakovgallery.ru/russian/history/


Итог урока.

- Сегодня мы с вами познакомились с еще одной страницей истории искусства нашей Родины, с историей развития жанровой живописи, ее рассветом, с движением передвижников.

Какие картины и каких художников вам запомнились? Назо­вите их?

Домашнее задание:

Темы повседневной жизни всегда волновали и будут волновать художников. XX век принес в жанр новые имена. Познакомьтесь самостоятельно с творчеством совет­ских художников: А. А. Пластова, Т. Н. Яблонской и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!