ПЕРЕДВИЖНИКИ
(Урок-беседа)
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством художников передвижников.
Развивать интерес к истории изобразительного искусства России.
Оборудование и материалы:
Репродукции картин художников-передвижников.
Портрет П. М. Третьякова, репродукции с изображением галереи.
Творческие работы учащихся.
Ход урока
1. Актуализация ранее изученного материала.
2. Новый материал.
- Художники, о которых мы говорили, творили в первой половине XIX века. Но мы знаем, что в 1862 г. царем Александром II было отменено крепостное право, вся либеральная интеллигенция включилась в борьбу за освобождение народа, за то чтобы страна стала, по примеру западных государств, свободной.
Итак, 29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто еще одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи - главы о передвижниках. Кто же они такие?
Надо знать и о том, что каждый год студенты, заканчивая Академию художеств, принимали участие в конкурсе на большую золотую медаль. Тот, кто получил эту награду, мог за казенный счет в течение 6 лет стажироваться в Италии.
На протяжении 100 лет для конкурсных работ совет Академии давал одну тему для всех и, как правило, это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии и древней истории.
Но за последние годы многое изменилось. В Академии учились юноши самых разных сословий: были среди них и дети разночинцев и крестьян. Их волновали не цифры и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость.
И вот 9 ноября 1863 г. 14 юношей, имевших право участвовать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинного скандинавского сказания «Пир в Валгале». Им всем пришлось уйти из Академии. Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель, брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.
Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок. Члены Товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, ее природу. И еще одну задачу они поставили перед собой: соединить общество с русским искусством, прививать любовь к нему не только у жителей Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Поэтому после показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год. Тех, кто участвовал в них, стали называть передвижниками. Последняя выставка Товарищества, которое просуществовало более 50 лет, состоялась в 1923 году.
- А теперь, ребята, давайте познакомимся с некоторыми из этих художников подробнее.
http://rusart.nm.ru/pages/main.html
Сообщения.
Творчество Крамского - http://rusart.nm.ru/pages/kramskoi.html
Описание картины «Неизвестная»
- На картине мы видим: неизвестная, откинувшаяся на кожаное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета. На ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотом браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть, как мне кажется, оскорбленной, гордой, но ранимой души.
- Еще одним знаменитым передвижником был Василий Григорьевич Перов. Он родился в 1834 г., учился живописи не в Петербурге, а в Московском училище живописи и ваяния. Умер он от чахотки в 49 лет в 1882 г.
Творчество Перова В.Г. http://rusart.nm.ru/pages/perov.html
Ощущение тяжкого горя, безысходности и трагичности особенно чувствуется в картинах «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка». Поражает картина «Тройка», потому что на ней изображены дети.
Холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды, и только трое оборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромной бочкой, наполненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и пристяжными по бокам. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: старые платки, шарфики, рваные полушубки, - но ребята словно бы и не замечают этого пронзительного ветра и холода: усталость от непосильного труда поглощает все их ощущения. В бледных измученных лицах детей нет и тени веселой беспечности и не радует их визг и лай бегущей рядом собаки, единственного друга этих обездоленных, лишенных детства ребятишек.
Любовью к простым людям придавленным нуждой, жалостью к их поруганному, изломанному детству пронизана картина Перова «Тройка».
В. Г. Перов был не только художником, но и прекрасным педагогом, воспитавшим плеяду блестящих учеников. Один из них - Михаил Васильевич Нестеров писал в своих воспоминаниях об учителе: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем большое сердце». О каких картинах В. Г. Перова вы еще хотите рассказать?
Ильи Ефимовича Репина и его картина «Бурлаки на Волге».
Эта картина была задумана под непосредственным впечатлением от увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой жизни, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей.
Бурлаки движутся по горячему песку прямо на зрителя, не дают остаться в стороне, пройти мимо. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке. Ларька (так назвал его художник), а рядом- бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела измученный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец, Канин - любимый персонаж Репина. Этот вполне реальный человек, бурлачивший десять пет, прежде был священником, нел в церковном хоре. Действительно, емкое по содержанию полотно , не просто о тяжести бурлацкого труда, но о судьбе народа, о его терпении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. Большое место в творчестве Репина занимали и портреты. На них не только выразительность человеческого лица, но и позы, одежда человека, богатство композиционного и колористического решения. Его известные портреты - писателя Л. Н. Толстого, композитора Мусоргского, актрисы Стрепетовой и др.
Творчество Репина И.Е. http://rusart.nm.ru/pages/repin.html
Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья... И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое.
Он и сам был такой - широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмёт карандашик - его и не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвёшь! Все это о еще одном художнике передвижнике…
Творчество Шишкина И.И. http://rusart.nm.ru/pages/shishkin.html
- На выставках Товарищества регулярно выставляли свои картины лучшие художники того времени.
- Какие картины и каких художников вы узнаете? Назовите жанр?
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА МОЖНО
И. И. Левитан «Золотая осень», «Март» - пейзажи.
Д. К. Саврасов «Грачи прилетели».
В. И. Васнецов «Аленушка», «Богатыри» - сказочно-былинный жанр.
В. И. Суриков «Меньшиков в Березове». «Боярыня Морозова» - исторический жанр.
- Посмотрите еще на одну картину. Перед вами портрет Павла Михайловича Третьякова работы И. Репина.
Третьяков был крупнейшим меценатом и коллекционером русского изобразительного искусства.
В возрасте 24 лет он начал собирать картины, после того как сформировалась коллекция, он построил специальное здание для нее, а в 1892 году подарил свою коллекцию городу Москве.
Сейчас это - Государственная Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства в Москве и один из крупнейших музеев мира.
Третьяков был современником передвижников, их другом, помощником. Когда все отказывались, он покупал картины Товарищества, и они становились основой его коллекции.
Мы должны быть благодарны П. М. Третьякову за его деятельность, которую по праву можно назвать гражданским подвигом.
История Третьяковской галерее http://www.tretyakovgallery.ru/russian/history/
Итог урока.
- Сегодня мы с вами познакомились с еще одной страницей истории искусства нашей Родины, с историей развития жанровой живописи, ее рассветом, с движением передвижников.
Какие картины и каких художников вам запомнились? Назовите их?
Домашнее задание:
Темы повседневной жизни всегда волновали и будут волновать художников. XX век принес в жанр новые имена. Познакомьтесь самостоятельно с творчеством советских художников: А. А. Пластова, Т. Н. Яблонской и др.