![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/20/s_5c1bd4d0c3139/1032977_1.png)
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Состав слова. Приставка-часть слова
Цели:
Познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в группах, самоконтроля; ,
развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес
воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Ход урока:
Организационный момент (слайд 1)
– Проверьте рабочие места, настройтесь на работу на уроке. Тихо сядьте.
Оформление рабочей записи
– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
Минута чистописания (слайд 2)
-Посмотрите на экран. Что вы видите? (Приставки или предлоги)
По в на с за пере от про у
-Запишите это, чередуя до конца строчки.
Словарная работа ( слайд 3)
Вставьте пропущенные буквы и назовите орфограммы.
С.рока, ст.лица, с.поги, с.езд, су.ота, с.л.вей.
- Какие буквы вставили, объясните свой выбор
-Что общего у этих слов? (Все слова-существительные, все начинаются с буквы с)
-Какое слово лишнее и почему? (съезд - употреблено с приставкой)
Сообщение цели урока
-Скажите, сумели ли эти первые задания подсказать вам тему нашего сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока: «Приставка – часть слова» (слайд 4
Работа по теме урока (слайд 5)
-В течение урока мы должны:
Узнать, что такое приставка.
Выяснить, где пишется приставка в слове.
Исследовать, для чего нужна приставка.
Вспомнить отличие приставки и предлога.
- Итак, что такое приставка? (ответы детей: часть слова, приставляется к корню)
- А вот как определяет это слово толковый словарь: (слайд 6)
Приставка:
1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.
2)Часть слова.
- Оказывается у слова приставка не одно значение.
- Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)
Итак, мы выяснили значение слова приставка, а теперь внимание на экран (слайд 7)
2.-Прочитайте слова
Запишите их в тетради.
Наезд заезд приезд выезд переезд
-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)
Выделите в них корень
-А что за часть слова написана перед корнем? (приставка)
-Выделите приставки.
- Как пишутся приставки со словом? (слитно)
Перед корнем есть приставка (слайд 8)
Слитно пишется она.
И при помощи приставки…
- Что же происходит? (хором)
Образуются слова.
Физминутка (музыкальная с движениями «Арам-зам-зам»)
Работа с правилом (слайд 9)
– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 66. Прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Кто попробует рассказать правило наизусть?
-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке? ( да, много)
- Правильно, много. В русском языке их более 40 (показываю на слайде приставки) (слайд10)
И это еще не все, которые есть в русском языке, потому что наш язык постоянно обогащается новыми словами, и приставка играет в этом немаловажную роль.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок (слайд 11)
Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи данных приставок. Обучающиеся устно составляют слова
до-
за-
на-
от-
пере-
по-
под-
про-
у-
- Какой вывод можно сделать? (ответы детей: с помощью приставок образуются новые слова, от слова мы образовали много новых слов) (слайд 12)
- А значения слов одинаковое у них или разное, ведь они образованы от одного слова - говорить? (ответы детей: все значения разные)
Слайд убирается.
Запишите в тетради по памяти три слова с приставками, которые вы запомнили.
Физминутка для глаз (слайд 13)
Групповая самостоятельная работа (слайд 14)
-А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Задание для каждой группы находится у вас на партах в конвертах. Составьте новые слова с указанными приставками, запишите, выделите приставку.
пере- | из- | при- | раз- | до- |
- учить |
под- | от- | по- | на- | вы- |
пере- | за- | при- | с- | до- |
- бежать |
под- | от- | про- | на- | вы- |
пере- | у- | при- | в- | до- |
- летать |
под- | от- | по- | на- | вы- |
По окончанию работы собираю конверты с выполненными заданиями для проверки
Работа с учебником (слайд 15)
- Вы славно справились с заданием, а теперь переходим к работе с учебником.
Откройте его на странице 67, найдите упражнение 146. Прочитайте внимательно задание.
- Что нужно сделать в этом упражнении? (ответ одного ученика: образовать однокоренные слова с помощью приставок).
- Вам работа эта уже знакома, и я думаю, что вы справитесь с ней самостоятельно.
Выполним это задание по вариантам: 1 строка для 1 варианта,
у-, в-, до-, от-, под-
Ходить, уходить, …
2 строка – для второго
у-, в-, до-, от-, под-
Летать, улетать, …
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, (учитель проверяет работу групп)
- Прочитайте полученные слова (один ученик от каждого варианта)
- Молодцы, справились с заданием. У кого оно вызвало затруднения?
- С заданиями в группах вы тоже справились. Молодцы! Мне очень понравились работы.
Работа по теме урока
- А сейчас, ребята, постарайтесь вспомнить, какая часть речи очень похожа на приставку? (ответы детей: предлог)
- А чем отличается предлог от приставки? (ответы детей: пишется раздельно со словом)
- Для чего служат предлоги? (ответы детей: для связи слов в предложении)
Вот здесь написаны слова, (слайд 16)
Но, вот беда!
Где приставка, где предлог,
Кто бы мне понять помог?
- Объясните написание слов
Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.(слайд 17)
Итог урока (слайд 18)
Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке и предлоге
Приставка – это __________.(слайд 19)
Стоит перед ________
Со словом пишется ________
Служит для ___________________
Предлог – это _________
Служит для ___________________
Со словом пишется _________
Рефлексия (слайд 20)
Подведем итог урока, ответив на вопросы
На уроке я узнал…
На уроке я понял…
Мне понравилось…
Я хотел бы…
Домашнее задание (слайд 21)
Задание дается на карточках
Вставьте приставки, выделите корни и приставки
Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад. (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!
(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)
Список используемых ресурсов.
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»
www.wikikurgan.orbitel.ru
www.nachalka.com
festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по русскому языку» - Москва; «Вако» - 2007 г.
Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» 3 класс – Москва «Дрофа»