Проект учащихся 4 класса
По теме: «Новогодние традиции».
Этапы работы над проектом:
№ | этапы | содержание | деятельность |
1 | Подготовка | Проведение учителем вводной беседы. |
2 | Организация проектной работы | Актуализация знаний: 1.Выбор темы, проблемы и ключевых вопросов проекта. 2.Определение количества участников проекта, состава группы. Плановые работы: 1.Определение источников информации. 2.Планирование способов сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата). 4. Распределение обязанностей среди членов команды. Исследовательская деятельность: Сбор, изучение, анализ информации по ключевым вопросам. Результаты и выводы. Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. | 1.Выработка плана действий 2.Определение основных методов. 3.Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы. 4. Формулировка задач. 5.Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. 6.Анализ информации. Оформление результатов. |
3 | Представление готового продукта (презентация) | Представление результата работы. | Знакомство с готовой работой, выступления с уже готовой информацией. |
4 | Оценка процессов и результатов работы | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
На 1 этапе мною была проведена беседа с учащимися класса с целью:
– формирования первичного представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.
На 2 этапе мы приступили к формулировке темы проекта, проблем и ключевых вопросов. В ходе беседы была сформулирована следующая тема проекта: “Новогодние традиции”.
Проблема: изучить историю празднования Нового года на Руси до Петра I и после его реформ; изучить версии возникновения образа Деда Мороза на Руси; познакомиться с традициями празднования Нового года в различных странах мира, у нас в стране.
Нами были сформулированы следующие ключевые вопросы:
1) Откуда пришел Новый год?
2) Кто такой Дед Мороз?
3) Как празднуют Новый год в различных странах мира?
4) Как празднуют Новый год в России?
Затем мы разбились на группы, распределили обязанности и выработали план действий, определили основные методы.
Ребята выдвигали разные идеи, высказывали предположения, определили сроки работы(4 недели), источники информации, способы сбора и анализа информации.
Во время исследовательской деятельности ученики собирали, изучали, анализировали информацию. На данном этапе большую помощь в поиске информации оказали родители. На основе отобранного материала дети решили подготовить небольшой новогодний праздник с презентацией и играми для себя и родителей, на котором они представят самое интересное из полученной ими информации, ребята решили подготовить и национальные костюмы выбранных ими стран. Подготовкой итоговой презентации, обобщающей материал, изученный детьми, разработкой заданий и игр занималась я.
На 3 этапе планируется проведение завершающего урока-праздника, направленного на подведение итогов работы над проектом. Приведу ход завершающего урока-презентации.
Урок-презентация
Тема: Новогодние традиции.
Цели: - Обобщить и расширить знания о праздновании Нового года на Руси;
- Подвести итог работы над проектом;
- Формировать и пополнять систему знаний, умений учащихся по данной теме;
- Развивать творческие способности, инициативу, мышление, коммуникативные навыки;
- Развивать умение находить и пользоваться различными источниками информации;
- Воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы;
- Формировать уважение к культуре, истории, традициям, обычаям, нравам стран, к своей национальной культуре.
Оборудование:интерактивная доска, фонограммы, выставка рисунков «Новый год», украшенная ёлка, костюмы народов разных стран, снежинки, новогодние плакаты, цветная бумага, ножницы, клей, презентация, 6–12 шаров, тарелки, горох, пшено.
Ход:
Звучит музыка из к/ф «Чародеи» про снежинку, учитель читает стихотворение:
Да здравствует, праздник
Весёлый и яркий!
Да здравствуют ёлки,
Балы и подарки!
Снегурочки, Деды Морозы румяные!
И школьных каникул
Деньки долгожданные!
- Ребята, о каком празднике мы сегодня поговорим? (слайд 1)
- Откуда пришел Новый год?
- Всегда ли на Руси празднование Нового года приходилось на 1 января?
Сообщения детей об истории праздника на Руси до Петра I и после его реформ
Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. Издревле Новый год на Руси приходился на 1 марта.(слайд 2) Считалось, что как поработаешь с землей, так и год проведешь. Потом в 1492 году царь Иван ӀӏӀ перенес празднование на 1 сентября.(слайд 3) Петр Великий , желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью. Специальным указом он перенес праздник на 1 января.(слайд 4) Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, поэтому все празднования проходили на Красной площади, а с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу Петербург. Главным на новогоднем празднике в те времена были массовые гуляния.(слайд 5) Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр сам принимал в участие в народных гуляниях.
Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать фруктами, орехами, овощами, яйцами. Все эти продукты служили символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.
Императрица Елизавета I продолжила традицию.(слайд 6) Она устраивала во дворце роскошные ёлки и маскарады. 2 января 1751 года «Петербургские Ведомости» подробно описали новогодний бал, данный в императорском дворце. Вельможи прибыли на маскарад в богатых платьях и собрались в большом зале «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы «на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». В маскараде приняло участие более 15000 человек.
При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом.(слайд 7) В 18 веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. При императрице Екатерине II получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки.
К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки.(слайд 8) Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.
В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Так продолжалось до 1935 года. Новый год стали отмечать пышно и вкусно.
Учитель:
- Кто же такой Дед Мороз и как в нашу жизнь вошел этот персонаж?(слайд 9)
Сообщения детей:
История появления Дедушки Мороза для многих остается загадкой. Кто-то думает, что его придумали по аналогии западного Санта Клауса, кто-то считает, что дед Мороз - это святой Николай. На самом деле корни происхождения Дедушки Мороза гораздо глубже и древнее.
Дед Мороз появился у нас очень давно. Когда-тонаши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.
В древнеславянских сказаниях Дед Мороз отражен как Карачун, Позвизд или Зимник. (слайд 10) Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. (слайд 11) Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем.
В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Например, в сказке "Морозко" добрую трудолюбивую девушку он поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Сегодня дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.
Учитель:
- Новый год встречают не только в России, но и в других странах тоже.
Я предлагаю побывать в разных странах мира и узнать, как празднуют Новый год люди разных широт.Итак, мы отправляемся… в Англию.(слайд 12)
Звучит песня на английском языке,выходят дети в костюмах англичан со своими сообщениями:
Новый год для нас, англичан — желанный и любимый праздник.В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.
Именно у нас возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.О приходе Нового года возвещает колокол.
Учитель:
— За несколько дней до 1-го января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие песни.
Предлагаю представить себя англичанами и исполнить песню «В лесу родилась ёлочка», но по-особому: все существительные в песне заменять словами «ля-ля». Количество участников по количеству куплетов, текст раздаю детям. Звучит фонограмма песни про елочку.
- А теперь отправляемся в Германию.(слайд 13)
Звучит песня на немецком языке, выходит ребенок в костюмесо своим сообщением:
К нам Санта Клаус в Новый год появляется на ослике.В Германии считается счастливой приметой встретить в новогоднюю ночь трубочиста и выпачкаться о сажу. А в 12 часов ночи принято «впрыгивать» в Новый год с радостным криком: «Гоп»
( Участники (мальчики) выстраиваются в одну линию и «впрыгивают» в Новый год, кто дальше прыгнул, тот победитель).
Учитель:
- В Польше в новогодние праздники проходят карнавальные шествия, мужчины переодеваются в женские костюмы, дети расписывают лица красками.(слайд 14)
Звучит песня на польском языке,выходят дети в костюмах со своими сообщениями:
Улицы Польши украшают огромные букеты шаров. На новогоднем столе у нас обязательно присутствуют 12 блюд (по числу месяцев). Подарки детишкам ночью приносит Святой Николай (польский Дед Мороз). Приходит он 6 декабря, подарки кладет детям подарок под подушку или на подоконник. У святого Николая есть дочка по имени Снежинка. Она сидит дома и вяжет для земли снежный покров.В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Польши начинают лопать воздушные шары, и получается своеобразный новогодний салют.
Учитель:
- Предлагаю тоже устроить праздничный салют.(под музыку выбираются желающие играть пары детей, а можно все дети; выдаётся шарик каждой паре; нужно быстро и крепко обнять друг друга, чтобы шар лопнул. Затем все кричат Новому году — Ура! (для игры понадобятся 6–12 шаров).
Учитель:
Всё, что ношено до дыр,
Вилки, ложки и стаканы,
Стулья, тумбочки, диваны
И так далее, и так далее.
Вниз на вас летят в…… (Италии)!(слайд 15)
Звучит песня на итальянском языке, выходят дети в костюмах со своими сообщениями:
В Италии Новый год начинается шестого января. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек.
Итальянский Дед Мороз - БаббоНатале. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Итальянцам этот обычай очень нравится: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи. Издавна существует такой обычай: 1 января рано утром домой необходимо принести воду из источника. "Если тебе нечего подарить друзьям, - говорят итальянцы, - подари воду с оливковой веточкой". Считается, что вода приносит счастье.
Учитель:
- Сейчас вы почувствуете себя итальянцами. Вам предстоит избавиться от «мусора» — игра «Перебери горох» (инвентарь: тарелки, горох, пшено (крупа перемешана).
Учитель:
Поверье есть такое:
Если кто своей рукою
Нарисует то, что ждёт —
Всё исполнит Новый год.
А где? Скажите в двух словах.
На Японских… (островах)!
- Отправляемся в Японию.(слайд 16)
Звучит песня на японском языке, выходит ребенок в костюме со своим сообщением:
Японского Деда Мороза зовут — господин Хотей-Омо. В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола. Мы обычно отправляются в храм в традиционной национальной одежде. Лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли - чтобы загребать счастье. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.
Учитель:
- Ребята, как называется древнее японское искусство складывания из бумаги?
- Предлагаю из бумаги сложить деда мороза.(Под музыку ребята складывают деда Мороза)(слайд 17)
Учитель:
- Какие замечательные поделки у вас получились! Заканчивается наше небольшое путешествие. Мы познакомились с традициями разных стран. А какие традиции празднования нового года существуют в России?(слайд 18)
- Одной из традиций является написание письма Деду Морозу.(слайд 19) Вы можете написать ему письмо и будьте уверены, он всегда вам ответит. Вот адрес, по которому каждый может написать письмо нашему, настоящему, Деду Морозу:

Звучит новогодняя песня из к/ф «Чародеи»про снежинку
Пришел к нам снова Новый год,
И дни чудесные настали!
А тридцать первое уйдет
И на прощанье унесет
Все наши двойки и печали.
А пожелания ясны,
И всякий год одни и те же:
Мир и покой для всей страны,
А детям разной вышины
Ботинки, шапки и штаны
Менять раз в год — но уж не реже;
Есть сладкое, беречь живот;
Проказить, но, не хулиганя;
Есть котлеты, пить компот;
Ходить в кино, в театр и в баню;
С тем — драться, ну, а с тем — дружить,
А, в общем — поступать как надо
И в школу каждый день ходить,
За то, не требуя награду! (слайд 20)