Автор: Смирнова Елена Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 136» г. Новосибирска.
Название работы: Разработка урока биологии для 6 класса с использованием ИКТ технологий «Распространение плодов и семян»
Краткая аннотация работы:
Разработка урока включает как традиционные элементы урока, так и инновационные: использование физкультминутки, по содержанию органично подходящую теме урока, видеофрагменты, интерактивныую схему, презентацию. После изучения нового материала учащиеся закрепляют полученные знания в ходе практической работы с натуральными природными объектами. Большое количество натуральных объектов позволяет приблизить теоретический материал к реальной жизни. Во время практической работы в группах и при защите результатов учащиеся развивают коммуникативные навыки.
«Практика - лучший учитель»
Цицерон.
Цель: ознакомление с различными способами распространения плодов семян и растений, приспособлениями для них.
Развивающие задачи:
развивать навыки самостоятельной работы
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
Оборудование:
натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца
коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
инструктивные карточки для работы в группах
ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
групповая.
Структура урока:
Содержание работы:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация знаний. | Создание проблемной ситуации: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так ли это на самом деле? | Высказывают свое мнение. |
2. Проверка домашнего задания | *Предлагает учащимся из съедобных частей растений, лежащих на столе, выбрать плоды.
*Предлагает на доске текст, «Испорченный вирусом», в котором не хватает терминов. | Поясняют почему тот или иной продукт питания является или не является плодом. Делают вывод о том, что может называться плодом. Вставляют пропущенные слова. |
3. Формирование новых понятий и способов действий. | * Рассказывает о количестве семян, образуемых разными растениями. Ставит проблемный вопрос: как сделать так, что бы всем семенам хватило места? * Знакомит с названиями способов распространения семян, показывает видеосюжеты. Просит назвать приспособления к каждому виду распространения. | Формулируют цель урока Предлагают способы распространения семян.
Называют приспособления к распространению плодов и семян. |
4. Применение знаний и СД в ситуациях по образцу и в измененных условиях. | * Раздает инструкционные карточки, наглядные пособия. | Определяют тип плода, способ его распространения, приспособления к распространению. |
5. Итог урока. Рефлексия. | * Итог урока. *Путешествие в сказку (нужно назвать сказки, в которых есть плоды и семена). Оценки. | |
6. Домашнее задание. | * Придумать сказку о путешествии плодов и семян. | |
Ход урока:
1.Актуализация знаний. (2минуты)
Учитель: Добрый день! Хочу сегодня начать наш урок со старинной пословицы: яблоко от яблони недалеко катится (падает). Так ли это на самом деле? Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.
Проверка домашнего задания. ( 8 минут) Проблемная ситуация.
Учитель: На прошлом уроке я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить в магазине плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами (на столе учителя лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждого учащегося класса (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.
Учитель: При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его (Слайд №2).
После опыления и … из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … , … и …. У яблони и груши плод….., …… Он называется……. У гороха и бобов плод называется…. Он ….., …… плод тыквина образуется у ….. Он ….., ….. Плоды – это приспособления для … .
Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.
О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?
Обобщение и корректировка ответов учащихся. Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
2. Формирование новых понятий и способов действий. (20 минут)
Учитель: Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения (Слайд № 3)?
Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян. (Слайд № 4)
Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться (ветер, вода, животные, самостоятельно (Слайд №5)? Очень хорошо.
Давайте, рассмотрим возможные способы распространения плодов и семян с научной точки зрения.
Анемохория – это распространение с помощью ветра (просмотр видеосюжета
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: мелкие размеры, хохолки или волоски, легкие крылатки. (Слайд № 6,7)
Физминутка.
Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)
Гидрохория – это распространение с помощью воды (просмотр видеосюжета)
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: не должны смачиваться водой, могут содержать воздух. (Слайд № 8)
Зоохория - это распространение с помощью животных (просмотр видеосюжета
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц. (Слайд № 9)
Первый вариант зоохории - орнитохория. Распространение с помощью птиц (Слайд № 10). Второй способ зоохории – мирмекохория. Здесь помогают растениям насекомые – муравьи (Слайд № 11). Существуют и другие варианты зоохории с ними вы можете познакомиться дома. В этом вам поможет дополнительный материал.
Что делать, как распространяться, если не помощников? Приходится справляться самому. Автохория – так называется этот способ (просмотр видеосюжета с недотрогой Слайд № 12,13). Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Давайте пронаблюдаем, как сами себя зарывают в почву семена ковыля (просмотр видеосюжета). Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец (просмотр видеофрагмента (Слайд №14).
Не последнее место в распространении семян и плодов занимает человек. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков (Слайд № 15).
Вот мы и познакомились с основными способами распространения плодов и семян растений.
3.Применение знаний и СД в ситуациях по образцу и в измененных условиях. (10 минут)
Лабораторная работа. Работа в группах.
Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняя задания лабораторной работы по инструктивной карточке (учащиеся читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).
Инструктивная карточка (Слайд №16)
Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.
Укажите название плода растений.
Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.
Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.
Сведения занесите в таблицу (Слайд № 17).
Название растения | Название плода | Характеристика плода (сухой или сочный, одно- или многосемянный) | Способ распространения | Приспособления к распространению |
| | | | |
Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.
Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).
Итог урока. Рефлексия. (5 минут)
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен) (Слайд 18)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб (Слайд № 19)
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов) (Слайд № 20)
«Золушка» - тыквина (Ш. Перо) (Слайд № 20)
«Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари). (Слайд № 21)
Домашнее задание (Слайд №22). Параграф 25. Творческое задание: написать сказку «Приключение (путешествие) ….» с плодами в «главных ролях». Представить и оформить ее в виде книжки-малышки для младших братьев и сестер.
Спасибо за внимание. Урок окончен. Желаю удачи!
Результаты:
1. В ходе урока учащиеся закрепляют полученные ранее знания о классификации плодов;
2. Знакомятся с новыми терминами;
3. учатся устанавливать причинно-следственные связи ( связь строения семени и способа его распространения);
4. Отрабатывают навыки практической деятельности в группах;
5. формулируют вывод по теме урока.
Критерии оценивания результатов;
В ходе проведения урока оценивается в первую очередь активность учащихся, отсутствие ошибок при ответах. При проведении практической работы важным является не только правильность заполнения таблицы, но и скорость выполнения работы, а так же степень вовлеченности всех учащихся группы в работу .