СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Распространение плодов и семян" с использованием ИКТ-технологий.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация работы:

Разработка урока включает как традиционные элементы урока, так и инновационные: использование физкультминутки, по содержанию органично подходящую теме урока, видеофрагменты, интерактивныую схему, презентацию. После изучения нового материала учащиеся закрепляют полученные знания в ходе практической работы с натуральными природными объектами. Большое количество натуральных объектов позволяет приблизить теоретический материал к реальной жизни. Во время практической работы в группах  и  при защите результатов учащиеся развивают коммуникативные навыки. 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Смирнова Е.В. Урок биологии для 6 класса по теме Распространение плодов и семян»

Автор: Смирнова Елена Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 136» г. Новосибирска.


Название работы: Разработка урока биологии для 6 класса с использованием ИКТ технологий «Распространение плодов и семян»

Краткая аннотация работы:

Разработка урока включает как традиционные элементы урока, так и инновационные: использование физкультминутки, по содержанию органично подходящую теме урока, видеофрагменты, интерактивныую схему, презентацию. После изучения нового материала учащиеся закрепляют полученные знания в ходе практической работы с натуральными природными объектами. Большое количество натуральных объектов позволяет приблизить теоретический материал к реальной жизни. Во время практической работы в группах и при защите результатов учащиеся развивают коммуникативные навыки.


«Практика - лучший учитель»

Цицерон.



Цель: ознакомление с различными способами распространения плодов семян и растений, приспособлениями для них.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки самостоятельной работы

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

  • учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

  • создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

  • познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

  • научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

  • научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда


Оборудование:

  • натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

  • коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

  • инструктивные карточки для работы в группах

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.


Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая.

  • Структура урока:

Содержание работы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так ли это на самом деле?

Высказывают свое мнение.

2. Проверка домашнего задания

*Предлагает учащимся из съедобных частей растений, лежащих на столе, выбрать плоды.





*Предлагает на доске текст, «Испорченный вирусом», в котором не хватает терминов.

Поясняют почему тот или иной продукт питания является или не является плодом.

Делают вывод о том, что может называться плодом.

Вставляют пропущенные слова.


3. Формирование новых понятий и способов действий.

* Рассказывает о количестве семян, образуемых разными растениями. Ставит проблемный вопрос: как сделать так, что бы всем семенам хватило места?

* Знакомит с названиями способов распространения семян, показывает видеосюжеты. Просит назвать приспособления к каждому виду распространения.

Формулируют цель урока

Предлагают способы распространения семян.





Называют приспособления к распространению плодов и семян.

4. Применение знаний и СД в ситуациях по образцу и в измененных условиях.

* Раздает инструкционные карточки, наглядные пособия.

Определяют тип плода, способ его распространения, приспособления к распространению.

5. Итог урока. Рефлексия.

* Итог урока.

*Путешествие в сказку (нужно назвать сказки, в которых есть плоды и семена).

Оценки.


6. Домашнее задание.

* Придумать сказку о путешествии плодов и семян.









Ход урока:

1.Актуализация знаний. (2минуты)

Учитель: Добрый день! Хочу сегодня начать наш урок со старинной пословицы: яблоко от яблони недалеко катится (падает). Так ли это на самом деле? Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Проверка домашнего задания. ( 8 минут) Проблемная ситуация.

Учитель: На прошлом уроке я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить в магазине плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами (на столе учителя лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждого учащегося класса (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.

Учитель: При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его (Слайд №2).

После опыления и … из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … , … и …. У яблони и груши плод….., …… Он называется……. У гороха и бобов плод называется…. Он ….., …… плод тыквина образуется у ….. Он ….., ….. Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?

  • Для чего же появились плоды?

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

2. Формирование новых понятий и способов действий. (20 минут)

Учитель: Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения (Слайд № 3)?

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян. (Слайд № 4)

Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться (ветер, вода, животные, самостоятельно (Слайд №5)? Очень хорошо.

Давайте, рассмотрим возможные способы распространения плодов и семян с научной точки зрения.

Анемохория – это распространение с помощью ветра (просмотр видеосюжета

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: мелкие размеры, хохолки или волоски, легкие крылатки. (Слайд № 6,7)


Физминутка.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)


Гидрохория – это распространение с помощью воды (просмотр видеосюжета)

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: не должны смачиваться водой, могут содержать воздух. (Слайд № 8)

Зоохория - это распространение с помощью животных (просмотр видеосюжета

Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц. (Слайд № 9)

Первый вариант зоохории - орнитохория. Распространение с помощью птиц (Слайд № 10). Второй способ зоохории – мирмекохория. Здесь помогают растениям насекомые – муравьи (Слайд № 11). Существуют и другие варианты зоохории с ними вы можете познакомиться дома. В этом вам поможет дополнительный материал.

Что делать, как распространяться, если не помощников? Приходится справляться самому. Автохория – так называется этот способ (просмотр видеосюжета с недотрогой Слайд № 12,13). Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Давайте пронаблюдаем, как сами себя зарывают в почву семена ковыля (просмотр видеосюжета). Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец (просмотр видеофрагмента (Слайд №14).

Не последнее место в распространении семян и плодов занимает человек. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков (Слайд № 15).

Вот мы и познакомились с основными способами распространения плодов и семян растений.

3.Применение знаний и СД в ситуациях по образцу и в измененных условиях. (10 минут)

Лабораторная работа. Работа в группах.

Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняя задания лабораторной работы по инструктивной карточке (учащиеся читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).

Инструктивная карточка (Слайд №16)

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

  2. Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

  3. Укажите название плода растений.

  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

  6. Сведения занесите в таблицу (Слайд № 17).

Название растения

Название плода

Характеристика плода (сухой или сочный, одно- или многосемянный)

Способ распространения

Приспособления к распространению








  1. Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).



Итог урока. Рефлексия. (5 минут)

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен) (Слайд 18)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб (Слайд № 19)

  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов) (Слайд № 20)

  • «Золушка» - тыквина (Ш. Перо) (Слайд № 20)

  • «Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари). (Слайд № 21)

Домашнее задание (Слайд №22). Параграф 25. Творческое задание: написать сказку «Приключение (путешествие) ….» с плодами в «главных ролях». Представить и оформить ее в виде книжки-малышки для младших братьев и сестер.

Спасибо за внимание. Урок окончен. Желаю удачи!

Результаты:

1. В ходе урока учащиеся закрепляют полученные ранее знания о классификации плодов;

2. Знакомятся с новыми терминами;

3. учатся устанавливать причинно-следственные связи ( связь строения семени и способа его распространения);

4. Отрабатывают навыки практической деятельности в группах;

5. формулируют вывод по теме урока.


Критерии оценивания результатов;

В ходе проведения урока оценивается в первую очередь активность учащихся, отсутствие ошибок при ответах. При проведении практической работы важным является не только правильность заполнения таблицы, но и скорость выполнения работы, а так же степень вовлеченности всех учащихся группы в работу .





Просмотр содержимого презентации
«Распространение плодов и семян»

Распространение плодов и семян МБОУ «Лицей № 136»  г. Новосибирск Смирнова Е.В.

Распространение плодов и семян

МБОУ «Лицей № 136»

г. Новосибирск Смирнова Е.В.

Испорченный текст

Испорченный текст

  • После опыления и … из завязи цветка образуется….
  • Плоды бывают … и … , … и ….
  • У яблони и груши плод….., …… Он называется…….
  • У гороха и бобов плод называется…. Он ….., ……
  • Плод тыквина образуется у ….. Он ….., …..
  • Плоды – это приспособления для … .
Сегодня на уроке мы должны узнать способы распространения плодов и семян, приспособления семян для каждого вида распространения.

Сегодня на уроке мы должны узнать

способы распространения плодов и семян,

приспособления семян для каждого вида распространения.

Анемохория.

Анемохория.

Гидрохория.

Гидрохория.

Зоохория.

Зоохория.

Орнитохория.

Орнитохория.

Автохория. Бешеный огурец, созревая, самостоятельно разбрасывает семена.

Автохория.

  • Бешеный огурец, созревая, самостоятельно разбрасывает

семена.

Человек.

Человек.

Инструктивная карточка

Инструктивная карточка

  • Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
  • Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.
  • Укажите название плода растений.
  • Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.
  • Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.
  • Сведения занесите в таблицу
Таблица. Растение Название плода Характеристика плода Способ распространения Приспособления к распространению

Таблица.

Растение

Название плода

Характеристика плода

Способ распространения

Приспособления к распространению

Сказки.

Сказки.

Сказки.

Сказки.

Сказки .

Сказки .

Сказки .

Сказки .

Сказки.

Сказки.

Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Творческое задание: написать сказку «Приключение (путешествие) ….» с плодами в «главных ролях».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс