Класс: 8 «А»____________ 8«Б»___________________ Предмет: Физическая география Казахстана
Урок: № 13
Тема: Равнины Казахстана
Цель:
Знать:расширить и углубить знания учащихся об особенностях рельефа на территории КазахстанаУметь: познакомить с особенностями равнин на территории Республики
Формировать: знание о равнинах и плоскогорьях
Развивать: Логическое мышление,
Оборудование: Физическая карта Казахстана , раздаточные материалы
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
№
|
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы,
приемы, методы.
|
I
|
Организационный момент
|
Подготовить кабинет к уроку(доска, тряпки, мел)положительное приветствие учителя
|
Фронталь– опрос, словестный метод.
|
II
|
Проверка д/з
|
Цель: проверить уровень знаний учащихся как они приготовились дома.
Доклад и Реферат
1 уровень «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
- Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
- Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
- Туранская, Алтай, Прикаспийская.
- Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
- Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2 уровень. «Дополни предложения».
- На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
- Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
- Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
- Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3 уровень.
Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
- Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
- Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
- Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
Слушаю, контролирую, оцениваю.
ВЫВОД
|
Несет тетради на проверку
анализируют, оценивают, делают выводы.
|
Фронталь– опрос, словестный метод.
|
III
|
Подготовка к изучению новый темы
|
Цель: Сообщить новую тему.
1.Что вы знаете о низменных равнинах Казахстана? (занимают одну третью часть территории Казахстана, в основании лежат платформа и плиты, к низменным равнинам на территории Казахстана относятся Прикаспийская низменность, Туранская равнина, Северо-Казахская равнина)
Каждый записывает индивидуально свою идею
Все идеи складывается в «корзину идей»
2.Какие низменные равнины вы знаете с прошлого урока?
ВЫВОД
|
Слушают, анализируют, отвечают, сообщают новую тему.
|
Фронталь– опрос, словестный метод.
|
IV
|
Изучение нового материала
|
Цель: изучить новый материал.
Работа на контурной карте: подписать равнины Казахстана (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская (Северо-Казахская), Туранская).
Изучение равнин в парах. (Пары создаются по принципу один ученик сильнее, другой послабее)Каждая пара изучает одну равнину, используя текст учебника, по определенному плану. Затем каждый ученик выступает в роли учителя и ученика.т(Взаимоопрос)
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ
- название
- высота
- фундамент
- горные породы
- рельеф
- рельефообразующие процессы.
Сравнение Западно - Сибирской (Северо-Казахской) и Туранской равнин по приёму критического мышления
Просмотр презентации о Туранской и Северо-Казахской равнинах.
– Как вы считаете, похожи ли данные равнины? А может они отличаются друг от друга? Чем? Сейчас мы это и выясним.
Вам предоставлена таблица, составленная по диаграмме Венна, которую необходимо изучить и выяснить все ли там верно. На этой таблице можно исправлять, но только каждая группа работает одним цветом.
- Свои выводы вы можете представить и в другом виде, например, в виде пересекающихся кругов. Западно-Сибирская (Северо-Казахская) и Туранская равнины
Сходства
- Занимает значительную часть территории на юго-западе и юге Республики.
- На территорию Казахстана заходит своей южной частью
- Занимает незначительную территорию на севере и северо-востоке страны
- В Казахстане расположена северная часть.
- Молодая платформы
- Древняя платформа
- морские осадочные отложения (глины, суглинки, пески)
- палеозойские древние горизонтальные отложения
- озёрно-морские и речные осадочные отложения (лёссовидные глины, суглинки, песчаные и супесчаные наносы)
- толщина осад.пород 200-1000м
- до 4км
- высота от 200 до 130-140м
- по окраинам до 200м, понижаясь к Аральскому морю
- преобладают песчаные бугры, и гряды, встречаются такыры, барханы
- однообразен (нет ни высоких холмов, ни возвышенностей); встречаются гривы или увалы высотой 5-15 м, вытянутые в северо-восточном направлении на 2-8км
Учащиеся обмениваются своими таблицами или диаграммами и пишут замечания и пожелания «своим» цветом.Затем рассказывают об общих и отличительных чертах данных равнин, использую диаграмму своей группы. По окончанию защиты они могут задать вопрос своим оппонентам, если не согласны с замечаниями.
ВЫВОД
|
Слушают, анализируют,
Записывают в тетради новые слова.
|
Фронталь– опрос, словестный метод.
|
V
|
Закрепление
|
Цель: Закрепить новый материал.
На закрепление сегодняшнего тему дается учащимся
Определить какая из равнин изображена на какой картине (на доске). Почему? Свои ответы аргументируйте.
|
Все учащиеся решает кроссворд
|
Словесный метод, поверка, взаимопроверка.
|
VI
|
Обратная связь
|
Цель: Проверить уровень усвоенного материала.
Каждое с двумя словами объясняет про тему делают выводы
ВЫВОД
|
Слушают, анализируют.
|
Фронталь– опрос, словестный метод.
|
VII
|
Д/З
|
|
Запись в дневники
|
|
VIII
|
Итог
|
Делаю общий итог урока, очиниваю учащихся
|
Несут дневники для
|
|
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
- Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
- Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
- Туранская, Алтай, Прикаспийская.
- Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
- Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
- На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
- Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
- Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
- Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
- Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
- Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
- Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
________________________________
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
- Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
- Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
- Туранская, Алтай, Прикаспийская.
- Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
- Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
- На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
- Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
- Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
- Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
- Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
- Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
- Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
________________________________
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
- Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
- Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
- Туранская, Алтай, Прикаспийская.
- Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
- Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
- На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
- Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
- Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
- Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
- Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
- Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
- Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
Аккумуляция (эоловая) – это процесс выдувания песка, который не уносится на большие расстояния, а накапливается поблизости. (относится к Прикаспийской низменности)
Барсуки (Большие и Малые – это пески в северной части Туранской низменности)
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Равнины Казахстана.»
Класс: 8 «А»____________ 8«Б»___________________ Предмет: Физическая география Казахстана
Урок: № 13
Тема: Равнины Казахстана
Цель:
Знать: расширить и углубить знания учащихся об особенностях рельефа на территории Казахстана Уметь: познакомить с особенностями равнин на территории Республики
Формировать: знание о равнинах и плоскогорьях
Развивать: Логическое мышление,
Оборудование: Физическая карта Казахстана , раздаточные материалы
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы, методы. |
I | Организационный момент | Подготовить кабинет к уроку(доска, тряпки, мел)положительное приветствие учителя | Фронталь– опрос, словестный метод. |
II | Проверка д/з | Цель: проверить уровень знаний учащихся как они приготовились дома. Доклад и Реферат 1 уровень «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему. Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская. Туранская, Алтай, Прикаспийская. Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань. 2 уровень. «Дополни предложения». На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные) Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе) Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад) Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м) 3 уровень. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -. Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. + Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %) Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м) Слушаю, контролирую, оцениваю. ВЫВОД | Несет тетради на проверку анализируют, оценивают, делают выводы. | Фронталь– опрос, словестный метод. |
III | Подготовка к изучению новый темы | Цель: Сообщить новую тему. 1.Что вы знаете о низменных равнинах Казахстана? (занимают одну третью часть территории Казахстана, в основании лежат платформа и плиты, к низменным равнинам на территории Казахстана относятся Прикаспийская низменность, Туранская равнина, Северо-Казахская равнина) Каждый записывает индивидуально свою идею Все идеи складывается в «корзину идей» 2.Какие низменные равнины вы знаете с прошлого урока? ВЫВОД | Слушают, анализируют, отвечают, сообщают новую тему. | Фронталь– опрос, словестный метод. |
IV | Изучение нового материала | Цель: изучить новый материал. Работа на контурной карте: подписать равнины Казахстана (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская (Северо-Казахская), Туранская). Изучение равнин в парах. (Пары создаются по принципу один ученик сильнее, другой послабее)Каждая пара изучает одну равнину, используя текст учебника, по определенному плану. Затем каждый ученик выступает в роли учителя и ученика.т(Взаимоопрос) ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ название высота фундамент горные породы рельеф рельефообразующие процессы. Сравнение Западно - Сибирской (Северо-Казахской) и Туранской равнин по приёму критического мышления Просмотр презентации о Туранской и Северо-Казахской равнинах. – Как вы считаете, похожи ли данные равнины? А может они отличаются друг от друга? Чем? Сейчас мы это и выясним. Вам предоставлена таблица, составленная по диаграмме Венна, которую необходимо изучить и выяснить все ли там верно. На этой таблице можно исправлять, но только каждая группа работает одним цветом. - Свои выводы вы можете представить и в другом виде, например, в виде пересекающихся кругов. Западно-Сибирская (Северо-Казахская) и Туранская равнины Сходства Занимает значительную часть территории на юго-западе и юге Республики. На территорию Казахстана заходит своей южной частью Занимает незначительную территорию на севере и северо-востоке страны В Казахстане расположена северная часть. Молодая платформы Древняя платформа морские осадочные отложения (глины, суглинки, пески) палеозойские древние горизонтальные отложения озёрно-морские и речные осадочные отложения (лёссовидные глины, суглинки, песчаные и супесчаные наносы) толщина осад. пород 200-1000м до 4км высота от 200 до 130-140м по окраинам до 200м, понижаясь к Аральскому морю преобладают песчаные бугры, и гряды, встречаются такыры, барханы однообразен (нет ни высоких холмов, ни возвышенностей); встречаются гривы или увалы высотой 5-15 м, вытянутые в северо-восточном направлении на 2-8км Учащиеся обмениваются своими таблицами или диаграммами и пишут замечания и пожелания «своим» цветом. Затем рассказывают об общих и отличительных чертах данных равнин, использую диаграмму своей группы. По окончанию защиты они могут задать вопрос своим оппонентам, если не согласны с замечаниями. ВЫВОД | Слушают, анализируют, Записывают в тетради новые слова. | Фронталь– опрос, словестный метод. |
V | Закрепление | Цель: Закрепить новый материал. На закрепление сегодняшнего тему дается учащимся Определить какая из равнин изображена на какой картине (на доске). Почему? Свои ответы аргументируйте. | Все учащиеся решает кроссворд | Словесный метод, поверка, взаимопроверка. |
VI | Обратная связь | Цель: Проверить уровень усвоенного материала. Каждое с двумя словами объясняет про тему делают выводы ВЫВОД | Слушают, анализируют. | Фронталь– опрос, словестный метод. |
VII | Д/З | | Запись в дневники | |
VIII | Итог | Делаю общий итог урока, очиниваю учащихся | Несут дневники для | |
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
Туранская, Алтай, Прикаспийская.
Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
________________________________
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
Туранская, Алтай, Прикаспийская.
Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
________________________________
1. «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее. Объяснить, почему.
Тянь-Шань, Саур-Тарбагатай, Восточно-Европейская
Северо-Казахская, Тянь-Шань, Прикаспийская.
Туранская, Алтай, Прикаспийская.
Алтай, Саур-Тарбагатай, Туранская
Восточно-Европейская, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.
2. «Дополни предложения».
На территории Казахстана преобладают___________________________области. (равнинные)
Они расположены на ___________________________________________. (севере, западе)
Поверхность Казахстана имеет уклон с __на __ и с _ на __. (с юго-востока на северо-запад)
Самая высокая точка Казахстана ________________________. (Хан-Тенгри 6995 м)
3. Выберите верное утверждение. Если оно верное, поставьте знак +, если нет, знак -.
Если рельеф территории равнинный, то в ее основании находится платформа. +
Горы на территории Казахстана занимают -5%. (10 %)
Абсолютная высота высшей точки Казахстана равна 8848 м. (Хан-Тенгри 6995 м)
Аккумуляция (эоловая) – это процесс выдувания песка, который не уносится на большие расстояния, а накапливается поблизости. (относится к Прикаспийской низменности)
Барсуки (Большие и Малые – это пески в северной части Туранской низменности)