СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока :Разнообразие климата на земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока Разнообразие климата на земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли. есть интересные задания по теме.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока :Разнообразие климата на земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли»

Конспект урока.

Тема: Разнообразие климата на земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли

Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли: их типами, особенностями распространения.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов Земли;

  2. Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования;

  3. Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей;

  4. Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.


Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:

- Понимание роли атмосферного давления и направления воздушных масс в формировании климатических поясов; уметь называть и показывать их на климатической карте Земли.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- оценивать работу одноклассников;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные УУД:

- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи на примере атмосферного давления и направления воздушных масс при формировании климата.

Коммуникативные УУД:

- формировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: ИКТ

Средства обучения: проектор, учебник «География материков и океанов», атлас 7 класс, раздаточный материал для работы в группах, карта «Климат Земли».

Список литературы, Интернет-ресурсов:

  1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-2-е изд., перераб. – М.: ВАКА, 2014.



1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: Начнем наш урок с проверки домашнего задания

Вопросы к классу:

- Вспомните, какую тему мы изучили на прошлом уроке?

- Что такое климатообразующие факторы?

- Назовите основные климатообразующие факторы.

- Что такое воздушные массы?

- Какие типы воздушных масс вы знаете?

Работа в группах.

- Каждая группа получает карточки с заданием, на выполнение которого отводится 3 минуты.

Карточка№1. В каком из перечисленных городов: Москва, Каир, Сингапур наблюдаются самые высокие и самые низкие среднегодовые температуры января и июля. Подчеркните одной чертой город с самой низкой среднегодовой температурой января, двумя чертами города с самой высокой среднегодовой температурой июля.

Карточка №2. В каком из перечисленных городов: Каир, Москва, Сингапур выпадает максимальное и минимальное среднегодовое количество осадков. Подчеркните одной чертой город, где выпадает максимальное среднегодовое количество осадков, двумя чертами город, где выпадает минимальное количество осадков.

Карточка №3. Разделите объекты на две группы в соответствии с величиной атмосферного давления.

Москва (Евразия), Квебек (Северная Америка), Мехико (Северная Америка), Брисбен (Австралия), Рио-де-Жанейро (Южная Америка), Аккра (Африка), Кито (Южная Америка), Северный полюс, Южный полюс.

Карточка№4. Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики: а) жаркая и влажная; б) жаркая и сухая; в) холодная и сухая; г) свойства меняются по сезонам года.

Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.

Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.( каждой группе дается по 1 вопросу)

1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)

2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки

3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» - заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)

4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» - задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)

3. Постановка цели и задач урока.Определение темы урока, целеполагание.

Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли.

Видео https://youtu.be/8sHhodd5JoY

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о разнообразии климата, климатических поясах Земли.

- В тетрадях запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока- «Разнообразие климата на земле. Климатообразующие факторы. Характеристика климатических поясов Земли

- Какова же цель нашего урока?

познакомить учащихся с климатическими поясами Земли: их типами, особенностями распространения.

4. Первичное усвоение новых знаний. Работа над новым материалом..

1) Однажды мне в руки попалось шуточное стихотворение одного неизвестного автора. Я предлагаю его вашему вниманию.

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента,

Вот – синего цвета,

А вот голубеет над ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в Климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Южный полюс,

Вы сразу Полярный увидите пояс.

Там климат суровый и жутко коварный:

Теплые ветры летят как ножи,

И мерзнут пингвины, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс Тропический

И климат в нем тоже нужный:

Не то, чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже - пояс Умеренный,

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически,

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе Экваториальном,

Самом холодном из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

Летом и зимой.

- Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их (в парах).

Во время работы используйте материал учебника стр. 40-41.

- Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально).

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента,

Вот – синего цвета,

А вот голубеет над ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в Климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу Полярный увидите пояс.

Там климат суровый и жутко коварный:

Холодные ветры летят как ножи,

И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс Умеренный

И климат в нем тоже нужный:

Не то чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже - пояс Тропический,

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически,

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе Экваториальном,

Самом жарком из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

Летом и зимой.

(проверка, оценка за работу в парах)


  1. При помощи этого шуточного стишка мы познакомились с названиями некоторых климатических поясов.

- Откройте карту климатические пояса Земли и назовите их.

- Посчитайте общее количество климатических поясов.

-Найдите в учебнике определении, что такое «климатический пояс. Запишите в тетрадь

Основным признаком пояса являются воздушные массы, которые преобладают в нем. По этому признаку климатические пояса делят на основные и переходные.

- Какие климатические пояса называют основными, найдите определение в учебниках. Название воздушных масс совпадает с названием климатического пояса.

- Выпишите в тетрадь основные климатические пояса.

Климатические пояса


Экваториальные

Тропические

Умеренные

Арктические

Антарктические

Проверка основных климатических поясов (фронтально).

- Перечислите названия климатических поясов, которые вы не назвали.

- Что общего в их написании?

Такие пояса называют переходными. Переходные пояса – это пояса, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. Летом в каждом переходном поясе господствуют воздушные массы того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее.


- Выпишите в тетрадь, переходные климатические пояса.

Климатические пояса


Экваториальные Субэкваториальные

Тропические Субтропические

Умеренные Субарктические

Арктические Субантарктические

Антарктические



5. Физкультминутка

6. Первичная проверка понимания.

Работа в группах. Практическая работа
Для того, чтобы более подробно познакомимся с каждым из климатических поясов, вам необходимо заполнить таблицу . Работа выполняется в группах. Каждая группа должна дать характеристику двум климатическим поясам, основному и переходному. При этом она получает название двух городов, по расположению которых вам и предстоит определить какие климатические пояса необходимо охарактеризовать.

Таблица «Климатические пояса Земли»

Город

Климатический

пояс

Воздушные массы

Средняя температура

Режим и количество атмосферных осадков, мм/год

Территория

января

июля

Сингапур

Экваториальный

Экваториальные

+24

+24

Круглый год, 2000 мм/год

Между 5°—8° с. ш. и 4°—11° ю. ш

Бразилиа

Субэкваториальный

Зимой тропические, летом экваториальные

+16

+32

Летом от 1000-2000 мм/год; зимой мало

Между 20 с.ш. и 20 ю.ш.

Нуакшот

Тропический

Тропические

+15

+34

100-150 мм/год

Между 20 и 30 с.ш. и ю.ш.

Мадрид

Субтропический

Летом тропические, зимой умеренные

0

+30

500 мм/год, зимой

Между 30 и 40 с.ш и ю.ш.

Москва

Умеренный

Умеренные

-16

+16

500-800 мм/год, в течение года

Между 40 60 с.ш и ю.ш.

Верхоянс

Субарктический

Летом умеренные, зимой арктические

+8

-32

250-500 мм/год, летом

Между 60 и 70 с.ш.

Диксон

Арктический

Арктические

0

-32

100-250 мм/год

Выше 70 с.ш.

Станция «Восток»

Антарктический

Антарктические

-32

-64

100-250 мм/год

Ниже 65 ю.ш.

Оценка за работу в группах

Оцените работу каждого члена вашей группы.


7. Первичное закрепление

Проверка усвоения нового материала



Проблемная ситуация (задаётся учителем):

Ребята, на зимних каникулах я собралась в отпуск на экзотический остров.

С собой я возьму:

- маску для подводного плавания;

- солнцезащитные очки;

- плащ от дождя;

- пособие по выживанию в экстремальных ситуациях (или походный сейсмограф);

- сделаю прививку от малярии.

Постановка проблемы.

Как вы думаете, в какое место я собралась в отпуск и в каком климатическом поясе оно находится?

Чтобы вы быстрее определили, я это место зашифровала климатограммой.

А ещё вам понадобятся знания не только по климату, но и из других тем. Выдвижение гипотез.

Предположения детей: о-ва Мадагаскар, Бали, Канарские, Гавайские и др.

Докажите правильность своей гипотезы.

(Правильная гипотеза: о. Суматра, о. Калимантан или любой остров в экваториальном климатическом поясе с активной вулканической деятельностью).

8. Контроль усвоения, корректировка допущенных ошибок.

Работа в группах

Создание проблемной ситуации: Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год кругосветное путешествие, с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома”. отправная точка – Лондон, Великобритания, июль месяц):

(Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: – определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город; – найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; – из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в “чемоданчик”.)

1 Группа «Маршрут 1» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон – Оттава (теплые вещи и зонты) - Лос-Анджелес (теплые вещи, зонты) – Дарвин (теплые вещи, зонты) – Кейптаун (теплые вещи, зонты) – Лондон

(выступает один человек от группы)


2 Группа «Маршрут 2» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон - Мадрид (теплые вещи, зонты) – Бразилиа (теплые вещи, зонты) – Перт (теплые вещи, зонты) – Аддис-Абеба (теплые вещи, зонты) - Лондон

(выступает один человек от группы)


3 Группа «Маршрут 3» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон – Рейкьявик (теплые вещи, зонты) – Мехико (теплые вещи, зонты) – Сидней (теплые вещи, зонты) – Каир (теплые вещи, зонты) - Лондон

(выступает один человек от группы)


4 Группа Маршрут 4 (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон – Каракас (теплые вещи, зонты) – Лима (теплые вещи, зонты) – Пекин (теплые вещи, зонты) – Дели (теплые вещи, зонты) - Лондон


9. Домашнее задание

Параграф 7, на контурной карте отметить климатические пояса.


  1. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашего урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Какое применение могут иметь полученные на уроке знания?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?






тест


  1. В каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков?

  2. Длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс.

  3. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.

  4. Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт

  5. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.

  6. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.

  7. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.

 Ответы

  1. экваториальный

  2. субарктический

  3. арктический

  4. субтропический

  5. субэкваториальный

  6. умеренный

  7. субтропический.

7 правильных ответов – 5

6 правильных ответов – 4

5 -4 правильных ответа - 3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс