СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Разносклоняемые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Разносклоняемые существительные"»

Одиннадцатое апреля.  Классная работа.

Одиннадцатое апреля. Классная работа.

Типы склонений существительных 1 скл. 3 скл. Женского и мужского рода Женского рода на Ь - а, я 2 скл.  Мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода - о, е

Типы склонений существительных

1 скл.

3 скл.

Женского и мужского рода

Женского рода

на Ь

- а, я

2 скл.

Мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода

- о, е

Поставь существительное ВЕСНА в нужную форму, определи падеж. Всё пробудилось ото сна: По миру шествует … Как будто расцветаем мы, Почувствовав приход … И захотелось выйти мне Навстречу молодой … В листве зелёной утону И в этом обвиню … Природа дышит лишь одной Неповторимою … Скворец, присевший на сосне, Горланит песни о … Другим об этом расскажи, И повторишь ты падежи!

Поставь существительное ВЕСНА в нужную форму, определи падеж.

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует …

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход …

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой …

В листве зелёной утону

И в этом обвиню …

Природа дышит лишь одной

Неповторимою …

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о …

Другим об этом расскажи,

И повторишь ты падежи!

Проверь себя! 2-е склонение 3-е склонение инвентарь кабель рояль ковыль лосось панцирь тюль китель флигель мотель штемпель янтарь цоколь магистраль бандероль озимь полынь лазурь мозоль вуаль эмаль

Проверь себя!

2-е склонение

3-е склонение

инвентарь

кабель

рояль

ковыль

лосось

панцирь

тюль

китель

флигель

мотель

штемпель

янтарь

цоколь

магистраль

бандероль

озимь

полынь

лазурь

мозоль

вуаль

эмаль

Имена существительные на -мя

Имена существительные на -мя

Разносклоняемые  имена существительные

Разносклоняемые имена существительные

Толкование слов БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Толкование слов

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Говори правильно! Который час? (если хотим узнать, сколько показывают часы) Сколько времени?  (об отрезке времени, имеющем границы)

Говори правильно!

Который час?

(если хотим узнать, сколько показывают часы)

Сколько времени?

(об отрезке времени, имеющем границы)

Сравни!

Сравни!

Вставь существительные на -МЯ В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.

Вставь существительные на -МЯ

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ -

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _______________.

Самопроверка: В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя .

Самопроверка:

В стародавнее древнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове вымя ,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя ,

Что кислород всегда поддерживает пламя ,

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя .

Проверь себя! ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а  2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа  3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.

Проверь себя!

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

Ключ к тесту 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; «Нет ошибок» - Молодец! «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее! «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать! 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе

Ключ к тесту

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

  • «Нет ошибок» - Молодец!
  • «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
  • «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

Домашнее задание 1) Параграф № 98, упр. № 724 2) Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.   Удачи!

Домашнее задание

1) Параграф № 98, упр. № 724

2) Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.  

Удачи!

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые имена существительные

Опорный конспект

Опорный конспект


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!