Организационный этап ( 2 мин) | (Слайд 1) Здравствуйте, ребята! (Эмоциональный настрой) Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю всем нам! -Наш сегодняшний урок будет продолжением темы «Имя существительное», мы будем вспоминать то, что изучили ранее и добывать новые знания. Но сначала предлагаю проверить домашнее задание. | приветствие одноклассников проверка готовности к уроку |
Проверка домашнего задания ( 5-6 мин) | Фронтальный опрос: - Какие постоянные признаки существительных вам известны? - Какие непостоянные признаки? - Как называется изменение существительных по падежам? От чего зависит выбор гласной в окончании существительных? Давайте вспомним, как мы определяем склонение у существительных. Обратите внимание, у нас на стене висит таблица, которая помогает определять склонения. Вписывание окончаний в склонение существительных на передвижной доске (желающие учащиеся выходят по-одному) Зачитывание выводов по упр. 218 учебника (2 желающих) Вывод о качестве выполнения д/з. Сбор тетрадей на проверку (слайд 2) | - Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение. - падеж и число - склонение - склонение ответы обучающихся выполнение работы — проверка д/з |
Актуализация знаний, определение темы, постановка цели и задач урока ( 3-4 мин) | Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока. У: А сейчас я прочитаю вам лингвистическую сказку. Вы её прослушаете, а потом ответите на мои вопросы. Чтение лингвистической сказки
А теперь давайте ответим на вопросы, не забывая, что ответы должны быть построены полными предложениями: Как называлась страна, о которой идет речь в сказке? Как назывались города в стране Существительное?
Из-за какой группы жителей началась в стране смута? Как они называются? Вот мы и подошли к теме нашего урока. (слайд 3) Запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь: Тринадцатое декабря Классная работа Разносклоняемые существительные
-Что мы должны узнать на уроке?
-Чему должны научиться?
| Страна называлась Существительное Города имели названия: Первое склонение, Второе склонение, Третье склонение. Эти жители — разносклоняемые существительные. записывают число и тему в тетрадь -какие сущ. являются разносклоняемыми, почему они так называются??? -находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова |
Первичное усвоение новых знаний ( 10 мин) | -Давайте сделаем словообразовательный разбор слова «разносклоняемые» (1 обучающийся у доски выполняет разбор, указывает способ словообразования) Слово учителя К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием. Я не буду вам их просто так перечислять, давайте сначала послушаем ещё одну сказку. (Слайд 4) Видео сказка с существительными на -мя. Закрыть экран!!!! А теперь вы сами должны будете выписать эти существительные в тетрадь из стихотворения, которое только что услышали. Оно распечатано на листе для каждого. Работаем в парах, помогая друг другу найти в тексте слова, оканчивающиеся на -мя. (3 минуты!) Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя: У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее мирный путь... Сказку нашу не забудь! - Какие же слова на –МЯ вы выписали? -Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении? Работа в парах по поиску значений слов по толковому словарю Даля Бремя – тяжёлая ноша (стар.), Племя— в обширном значении: все люди. Темя — макушка, верх головы. Стремя — часть конской сбруи. Распри (по необходимости) Запись значений слов в тетради Работа с учебником: Задание: в упр. 220 на стр. 176 записаны разносклоняемые имена существительные, прочтите материал и ответьте: все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала? -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным. | Выписывают новые слова в тетрадь бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя работают с толковыми словарями -Вы не сказали о слове путь (м.р.) |
Первичная проверка понимания + Физкультминутка (3 мин) | Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой. Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его и крепите его магнитом на доске. Учтите: ваше слово должно быть только разносклоняемым именем существительным. - Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно? | встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске |
Закрепление знаний ( 10 мин) | Работа с учебником: Давайте вернемся к упр. 220. Вопрос: какие из существительных не имеют множественного числа? Поработайте в группах, обсудите, подчеркните и назовите данные слова. Какие слова не имеют множественного числа? Ответы давайте полными предложениями. А сейчас я предлагаю продолжить заполнение нашей таблицы на передвижной доске и просклонять существительные время и путь
И вот мы подошли к самому главному: давайте сделаем сравнительный анализ: В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные 3 склонения). В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения) Готовы ли вы ответить на вопрос: почему такие существительные называют разносклоняемыми? Как вы считаете, достигли мы главной задачи нашего урока? (резервное упр. - № 222) Ну, как говорится: сделал дело — гуляй смело! Можно теперь и поразвлечься немного! Скажите, вы знаете, что такое РЭП? Вы слушаете музыку этого стиля? Хотите мы сейчас его исполним сами? Я начинаю, а вы подхватывайте! (учитель начинает чтение текста стихотворения под музыку, ребята подключаются к нему) | работа в группах - бремя, вымя, темя, пламя. 2 обучающихся работают у доски, остальные делают записи в тетради Потому что при склонении по падежам у них разные окончания: то второго, то третего склонения. Они не могут принадлежать ни к одному склонению |
Рефлексия (подведение итогов занятия, выставление оценок)) ( 2-3 мин) | (слайд 5) 1. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? 2. А что показалось вам простым и легким? 3. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность |