СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по УМК Быстровой в 6 классе на тему "Разносклоняемые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть применена  в одном из уроков русского языка из цикла "Имя существительное (повторяем и изучаем новое)"  (УМК Быстровой) по теме "Разносклоняемые существительные" в 6 классе. Соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по УМК Быстровой в 6 классе на тему "Разносклоняемые существительные"»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний


Цели:

  • Помочь учащимся усвоить разносклоняемые существительные, особенности их склонения, правописания.

  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать;

  • Развивать умение работать как индивидуально, так и в группе;

  • Воспитывать любовь к родному языку.


Планируемые результаты:

Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы


Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, передвижной экран-доска, ручки-маркеры для доски, таблица «Склонения существительных», раздаточный материал, толковые словари, карточки со словами, оканчивающимися на -мя, магниты на доске.


ХОД УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

( 2 мин)


(Слайд 1) Здравствуйте, ребята!


(Эмоциональный настрой)


Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!



-Наш сегодняшний урок будет продолжением темы «Имя существительное», мы будем вспоминать то, что изучили ранее и добывать новые знания.

Но сначала предлагаю проверить домашнее задание.






приветствие одноклассников





проверка готовности к уроку








Проверка домашнего задания

( 5-6 мин)

Фронтальный опрос:

- Какие постоянные признаки существительных вам известны?

- Какие непостоянные признаки?

- Как называется изменение существительных по падежам?

  • От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

  • Давайте вспомним, как мы определяем склонение у существительных.

Обратите внимание, у нас на стене висит таблица, которая помогает определять склонения.

Вписывание окончаний в склонение существительных на передвижной доске (желающие учащиеся выходят по-одному)


Зачитывание выводов по упр. 218 учебника (2 желающих)



Вывод о качестве выполнения д/з.

Сбор тетрадей на проверку


(слайд 2)


- Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.


- падеж и число


- склонение



- склонение



ответы обучающихся








выполнение работы — проверка д/з









Актуализация знаний, определение темы, постановка цели и задач урока

( 3-4 мин)

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока.


У: А сейчас я прочитаю вам лингвистическую сказку. Вы её прослушаете, а потом ответите на мои вопросы.


Чтение лингвистической сказки



А теперь давайте ответим на вопросы, не забывая, что ответы должны быть построены полными предложениями:

  1. Как называлась страна, о которой идет речь в сказке?

  2. Как назывались города в стране Существительное?



  1. Из-за какой группы жителей началась в стране смута? Как они называются?

Вот мы и подошли к теме нашего урока.

(слайд 3)

Запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь:

Тринадцатое декабря
Классная работа

Разносклоняемые существительные



-Что мы должны узнать на уроке?





-Чему должны научиться?






















Страна называлась Существительное


Города имели названия: Первое склонение, Второе склонение, Третье склонение.


Эти жители — разносклоняемые существительные.





записывают число и тему в тетрадь




-какие сущ.

являются разносклоняемыми, почему они так называются???


-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

( 10 мин)

-Давайте сделаем словообразовательный разбор слова «разносклоняемые» (1 обучающийся у доски выполняет разбор, указывает способ словообразования)

Слово учителя

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.


Я не буду вам их просто так перечислять, давайте сначала послушаем ещё одну сказку.


(Слайд 4)


Видео сказка с существительными на -мя.



Закрыть экран!!!!


А теперь вы сами должны будете выписать эти существительные в тетрадь из стихотворения, которое только что услышали. Оно распечатано на листе для каждого. Работаем в парах, помогая друг другу найти в тексте слова, оканчивающиеся на -мя. (3 минуты!)



Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь...

Сказку нашу не забудь!



- Какие же слова на –МЯ вы выписали?




-Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении?

Работа в парах по поиску значений слов по толковому словарю Даля


Бремя – тяжёлая ноша (стар.),


Племя— в обширном значении: все люди.


Темя — макушка, верх головы.


Стремя — часть конской сбруи.


Распри (по необходимости)


Запись значений слов в тетради



Работа с учебником:


Задание: в упр. 220 на стр. 176 записаны разносклоняемые имена существительные, прочтите материал и ответьте: все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

-Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.


















Выписывают новые слова в тетрадь

































бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя





работают с толковыми словарями



















-Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Первичная проверка понимания + Физкультминутка

(3 мин)

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его и крепите его магнитом на доске. Учтите: ваше слово должно быть только разносклоняемым именем существительным.


- Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?






встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске





Закрепление знаний

( 10 мин)


Работа с учебником:

Давайте вернемся к упр. 220. Вопрос: какие из существительных не имеют множественного числа? Поработайте в группах, обсудите, подчеркните и назовите данные слова.


Какие слова не имеют множественного числа? Ответы давайте полными предложениями.


А сейчас я предлагаю продолжить заполнение нашей таблицы на передвижной доске и просклонять существительные

время и путь

И вот мы подошли к самому главному:

давайте сделаем сравнительный анализ:

В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на

(как и существительные 3 склонения).

  1. В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения)

Готовы ли вы ответить на вопрос: почему такие существительные называют разносклоняемыми?

Как вы считаете, достигли мы главной задачи нашего урока?


(резервное упр. - № 222)



  • Ну, как говорится: сделал дело — гуляй смело! Можно теперь и поразвлечься немного!

  • Скажите, вы знаете, что такое РЭП? Вы слушаете музыку этого стиля?

Хотите мы сейчас его исполним сами? Я начинаю, а вы подхватывайте!

(учитель начинает чтение текста стихотворения под музыку, ребята подключаются к нему)








работа в группах




- бремя, вымя, темя, пламя.



2 обучающихся работают у доски, остальные делают записи в тетради
























Потому что при склонении по падежам у них разные окончания: то второго, то третего склонения. Они не могут принадлежать ни к одному склонению

Рефлексия (подведение итогов занятия, выставление оценок))

( 2-3 мин)

(слайд 5)

1. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

2. А что показалось вам простым и легким?

3. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?



Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании

(1-2 мин)


(слайд 6)

Д/з на выбор:

а) П. 27, упр. 223 (устно);

б) разучить и подготовить к исполнению рэп о разносклоняемых существительных;

в) сочинить свою сказку про разносклоняемые существительные



(слайд 7)

Запись в дневники