СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: "Развитие благотворительности в Воронеже"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Развитие благотворительности в Воронеже"»

Форма проведения: урок-беседа

Дата проведения:

Место проведения: МБОУ СОШ № 14

Продолжительность занятия: 45 минут

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Тип занятия: Комбинированный

Материалы и оборудование: презентация


Тема: «Развитие благотворительности в Воронеже».

Цель: способствовать воспитанию у обучающихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Задачи:

Предметные: сформировать знания о развитии благотворительности; познакомить учащихся с благотворительностью в Воронеже; научить учащихся работать с аудиторией.

Метапредметные: создать условия для развития мотивации к совершению добрых дел и гуманных поступков; продолжить развитие познавательных УУД учащихся (умение выделять главное, анализировать).

Личностные: воспитывать коммуникативные качества личности; сформировать убеждение о необходимости знаний о развитии благотворительности; формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, чувство гордости и уважения к своему краю, к его славным традициям, к людям, создающим его сегодняшнюю историю.


План занятия:

  1. Краткая история благотворительности.

  2. Благотворительные заведения.

  3. Направления деятельности благотворительной активности.

  4. Меценаты города Воронежа.

  5. Благотворительные фонды и организации в Воронеже.

  6. Помощь животным.

  7. Высказывания о благотворительности.

I этап. Организационный-подготовительный.

Задача: подготовка учащихся к работе на занятии, сообщение темы.

Ход занятия

Педагог: Ребята, наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с восточной притчи.

В древнем городе жил мудрец, слава о котором прошла по всему городу. В этом же городе жил злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

– Ребята, скажите, пожалуйста, в чем смысл притчи?

Учащиеся: каждый человек сам отвечает за свою жизнь, поступки. Все, что происходит в его жизни, в большей степени, зависит от него самого.

– Как вы считаете, какими нравственными принципами должен руководствоваться человек? Что может быть основой праведной жизни?
Сегодня мы с вами поговорим о благотворительности. Что же такое благотворительность? Просмотр видео (https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-blagotvoritelnost-uroki-dobra-8096/).

Учащиеся: В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сказано: «Благотворительность – оказание частными лицами безвозмездной материальной помощи из милости».

Педагог: К благотворительности можно также отнести и меценатство. Кто такой меценат?

Учащиеся: Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Педагог: Меценат – в Древнем Риме жил очень богатый человек по имени Меценат. Он очень любил поэзию и помогал поэтам. С тех пор меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие искусства, образования, помощь другим.

Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

Учащиеся: доброе слово лечит, а злое – калечит; доброму человеку и чужая болезнь к сердцу; доброе слово и кошке приятно.

II этап. Основной.

1. Краткая история благотворительности.

Педагог: Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Великий князь Ярослав Мудрый на личные средства основал училище для детей сирот. Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Петр 1 уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Императрица Екатерина 2 поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке было учреждено звание «Почетный благотворитель». В 1816 году по инициативе Александра I было организовано Императорское человеколюбивое общество, существовавшее как на казенные субсидии, так и на пожертвования частных лиц.

Благотворительность совершалась исходя из религиозно-нравственных убеждений: люди жертвовали деньги не во славу себе, а на благое дело.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.
Интерес к благотворительности зарождается в Воронеже в XIX веке. Ее старались заниматься все сословия, так как она считалась неотъемлемым долгом каждого человека, что отражалось в общественном мнении.

Публицист, драматург и издатель А.С. Суворин говорил: «Надо, чтобы разыгралось чувство благотворительности, бескорыстной помощи народу, надо беречь это чувство, как святыню, надо, чтобы этот огонь разгорелся в человеческом сердце в неугасимое пламя, надо, чтобы росла любовь к ближнему, без которой нет ничего прочного на земле».

Понятие благотворения раскрывалось как «благодеяние, добродейство, делание добра». Благотворительность означало «приносить пользу и облегчение бедным, больным».

  1. Благотворительные заведения.

Педагог: В Воронежской губернии насчитывалось более 30 благотворительных учреждений. Помощь оказывалась в различных благотворительных организациях: богадельнях; приютах для сирот, слепых детей. Благотворительные общества также оказывали помощь обучающимся, несовершеннолетним преступникам, бедным невестам, прислуге и многим другим. Богадельни были различных видов: относящиеся к ведению монастырей; церковноприходских попечительств; сельских обществ; городских управлений; губернского и уездных земств; Воронежского Комитета Императорского Человеколюбивого Общества; разных обществ; содержащиеся на средства частных лиц.

  1. Направления деятельности благотворительной активности.

Педагог: Одним из главных направлений деятельности воронежских благотворителей была поддержка образовательных учреждений. В 1809–1811 гг. был организован сбор средств на ремонт здания Воронежской губернской гимназии.

В 1809 году в Воронеже были открыты гимназия и уездное училище. В 1815 году из императорского Харьковского университета в Воронежское дворянское собрание было подано ходатайство об организации сбора добровольных пожертвований на покупку дома для Воронежской гимназии и уездного училища. Прежнее помещение находилось в неудовлетворительном техническом состоянии. Акция принесла положительные результаты, были собраны средства на новое здание.

Значимым событием стало учреждение в городе в 1816 году по инициативе воронежских благотворителей попечительного комитета. Немалая роль в открытии этой организации принадлежала князю Александру Николаевичу Голицыну, который являлся попечителем и председателем Императорского Человеколюбивого общества. Попечительный комитет должен был стать обществом, «делом которого будет забота о бедных всякого рода, подавать им возможную помощь, как в пропитании, так и в поправлении их состояния, расстроенного несчастными обстоятельствами».

Такое направление благотворительности, как поддержка здравоохранения, не приобрело в первой половине XIX века широкого распространения. По всей видимости, это было связано с тем, что правительство и дворянские собрания уделяли ему меньше внимания, чем образовательным и религиозным объектам. Однако отдельные случаи пожертвований в пользу здравоохранения были. Воронежское дворянство помимо прочего регулярно жертвовало средства в пользу инвалидов.

Ещё направлением благотворительной деятельности было участие в строительстве и реставрации памятников культуры. Однако оно, как правило, не находило в Воронежской губернии широкой поддержки. Одним из исключений стал сбор средств в 1809–1810 гг. на сооружение памятника купцу Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде.

В 1825–1827 гг. был организован сбор средств на сооружение памятника М.В. Ломоносову в Архангельске. В большинстве уездов Воронежской губернии вообще не нашлось желающих участвовать в акции, за исключением Старобельского и Нижнедевицкого уездов, где было пожертвовано 76 рублей. В 1829-1830 гг. проводился сбор средств на постройку памятника на развалинах Херсонеса-Таврического, где было совершено крещение князя Владимира. Воронежские дворяне принимали участие неохотно. Небольшие по объёму пожертвования были собраны в Острогожском, Богучарском и Павловском уездах.

Из всех направлений благотворительности наибольшим успехом пользовались акции по поддержке людей, оказавшихся по различным причинам в бедственном положении.

  1. Меценаты города Воронежа.

Педагог: Благотворительность превратилась в разновидность гражданского долга для всех, кто считал себя принадлежавшим к лучшей части российского общества. В Воронеже активное участие в благотворительной деятельности принимали следующие личности:

Учащийся: Известный воронежский аптекарь, Л. И. Мюфке, основатель товарищества «Л.И. Мюфке», был видным общественным деятелем и благотворителем. С дочерью Юлией Л. И. Мюфке впервые принял на работу в аптеку женщин. Благодаря продаже лекарств для земства по сниженным ценам медикаментами обслуживались все сельские медицинские пункты.

Учащийся: Известный воронежский врач, активный общественный деятель, К. В. Федяевский (1835–1919) вместе с группой врачей открыл бесплатную лечебницу для приходящих. Он занимал должность врача попечительного о бедных комитета (1874–1877). Константин Васильевич много сделал для благоустройства Воронежской губернской земской больницы.

Учащийся: Современный меценат, Владимир Бубнов воронежцам стал известен как человек, благодаря которому в Воронеже появились памятники Сергею Есенину и Владимиру Высоцкому. Именно его стараниями в городе появился приятный уголок для отдыха - есенинская аллея, в начале которой и стоит памятник поэту. В 2012 году господин Бубнов инициировал установку скульптурной композиции «Профессор и студент», посвященную известному воронежскому архитектору Николаю Троицкому. Тогда же меценат открыл в Воронеже народный музей Сергея Есенина. Владимир Александрович занимается и благотворительностью. Помощь предприниматель оказывает воронежским школам-интернатам. Благодаря ему в селе Бабяково Новоусманского района был восстановлен реабилитационный центр для детей-инвалидов.

Учащийся: Владелец галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов  первым в Воронеже создал галерею современного искусства. В 1990-е он  – создатель первой в городе сети видеопроката. Распахнувший свои двери в 2008 году, Х.Л.А.М. открыл для воронежцев таких художников, как Александр Флоренский, Ирина Затуловская, Александр Веревкин, Леонид Тишков. Благодаря галерее Х.Л.А.М. горожанам стала известна и плеяда молодых воронежских художников, среди которых – Иван Горшков, Николай Алексеев, Илья Долгов, Егор Астапченко, Кирилл Гаршин, Кирилл Савельев. В 2010 году в Х.Л.А.М. с работами из своей коллекции в рамках фестиваля «Чернозем» приезжал известный галерист Марат Гельман. На выставку пожаловала супруга губернатора Татьяна Гордеева. Для Алексея Горбунова Х.Л.А.М. – некоммерческий проект. Для Воронежа эта галерея – часть новейшей истории города.

Учащийся: Сергей Чижов в Воронеже знают очень хорошо. В первую очередь по «Галерее Чижова», оказавшей огромное влияние на развитие города и всего региона. Кроме того, Сергей Викторович долгое время занимал руководящие должности в местных органах самоуправления и с 2007 года является депутатом Государственной Думы России. В одном из интервью у него спросили: «Почему вы начали заниматься благотворительной деятельностью»? На что он ответил: «Мне по-человечески не комфорт­но, когда рядом страдают люди. Не могу быть равнодушным».

  1. Благотворительные фонды и организации в Воронеже.

Учащийся: Благотворительный фонд Чижова. Кольцовская ул., 35, Воронеж (ТРЦ Галерея Чижова, этаж 4)

Учащийся: Общие Дети, благотворительный фонд. Воронеж, Кольцовская ул., 58-А.

Благотворительная организация «Общие дети» помогает детям без родителей, малообеспеченным и неполным семьям. Им оказывают материальную, медицинскую, психологическую и другую помощь. Для тех, кто хочет помочь, на сайте организации есть список постоянных потребностей, а также кнопка «Хочу помочь», где можно выбрать вид помощи: деньгами, вещами, личным участием.

Учащийся: Помощь пожилым

Благотворительный фонд «Старость в радость» возник из волонтерского движения. Сначала волонтеры собирали средства для помощи пожилым и ездили в дома престарелых. Теперь хотят ухаживать за пожилыми людьми еще и на дому. Одно из правил фонда: не важно, чем занимался человек до пенсии — нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

Учащийся: Ангел-Хранитель, центр защиты материнства. Воронеж, Шишкова ул., 65.

Идеальные семьи существуют только в Инстаграме, на деле женщин с детьми нередко бросают мужья, друзья, родственники. Центр защиты материнства «Ангел-хранитель» помогает беременным женщинам и одиноким мамам, которым некуда идти. Им находят пропитание, одежду, крышу над головой. Помогают с работой и садиками для детей, оформляют документы и пособия.

Центр защиты материнства организовал приют для мам и гуманитарный склад, где можно получить одежду и обувь. Помочь может каждый: центр всегда нуждается в продуктах питания, подгузниках, детском питании, кроватках, колясках. Также принимают одежду и обувь в нормальном состоянии.

Учащийся: Добросвет, благотворительный фонд. Воронеж, Урицкого ул., 120.

Благотворительный фонд «Добросвет» помогает отделению онкогематологии Воронежской областной больницы №1. Фонд создали родители, дети которых перенесли онкозаболевания, врачи и люди, готовые помочь онкобольным детям. На сайте фонда есть раздел «Как помочь?», можно оказать помощь деньгами, товарами, а также стать волонтером или донором. У детей на сайте указаны диагнозы и цели сбора средств, можно помочь больным индивидуально, либо перечислить деньги в фонд, откуда они распределятся на каждого больного. Также можно пожертвовать деньги на бытовые нужды, подарки детям или волонтерство.

Учащийся: ДетскиеДомики, благотворительный фонд помощи детям. Воронеж, Невского ул., 24.

Помните фразу из детских игр: "Я в домике"? И вы оказывались в безопасности. Фонд искренне хочет сделать все возможное, чтобы дети были в безопасности. Он помогает детям сохранить родную семью, а если это невозможно, обрести приемную. Детям в учреждениях, чье устройство в семьи по каким-либо причинам затрудненно, они создают возможности для получения качественного образования, воспитания и лечения, а также проживания в условиях, приближенных к «домашним».

Учащийся: Жизнь детям, благотворительный фонд. Воронеж, Бакунина ул., 1, оф. № 504.

Благотворительный фонд «Жизнь детям» был создан в 2010 году. Деятельность фонда направлена на помощь детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями, а также детям-сиротам. Фонд «Жизнь детям» оказывает социальную и психологическую поддержку детям, больным раком, и другими заболеваниями – привлекает средства на их лечение и реабилитацию, а также оказывает поддержку детским домам. Помочь детям – в наших силах, это может сделать каждый желающий. Любая помощь – бесценна.

Учащийся: Благо, благотворительный фонд. Воронеж г., 121 Стрелковой Дивизии ул., 11.

Миссия фонда – оказание всесторонней помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь – это создание условий для их полноценной социальной адаптации в современном обществе. Фонд объединяет усилия людей, чтобы научить детей самым важным и необходимым навыкам, которые помогут стать им успешными во взрослой жизни. «Благо» – это олицетворение добра и пользы, это то, что фонд хочет привнести в жизнь каждого ребенка.

  1. Помощь животным.

Учащийся: Помощь кошкам

Котики спасут мир, а сообщество «Кошачье царство» спасает котиков. Здесь бездомным кошкам помогают лечиться и восстанавливаться. После того, как коты получили необходимую помощь ветеринаров, координаторы находят им новую семью. В группе во Вконтакте есть котики, которые ищут дом. Также животным часто нужна передержка.

Учащийся: Центр помощи диким животным

Центр помощи диким животных «Финист» помогает зверям и птицам, которые пострадали от деятельности людей. Животных лечат и выпускают в естественную среду обитания. Можно помочь центру деньгами или товарами. Список того, что нужно, постоянно есть в группе.

Учащийся: Ветеринарный госпиталь «Друзья»

Ветеринарный госпиталь «Друзья» занимается лечением бездомных собак и кошек. Животным, которые уже вылечились, ищут новый дом. Можно помочь ветцентру товарами (на странице в соцсетях есть список необходимых вещей, который часто меняется) или стать волонтером.

Учащийся: «Право на жизнь»

Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Право на жизнь» проводит уроки биоэтики для детей, конференции для взрослых, городские акции, чтобы предотвратить жестокое обращение с животными. Также он оказывает помощь со стерилизацией бездомных кошек и собак, помогает частным мини-приютам и кураторам, которые подобрали бездомных животных. Есть приют для животных-инвалидов, которые нуждаются в особом уходе. «Праву на жизнь» можно помочь собрать средства для вакцинации, ветеринарного обследования, профилактики и лечения заболеваний животных.

  1. Высказывания о благотворительности.

Учащиеся: Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.

В жизни по-разному можно жить

– Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете встать

– И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям. (С. Островой)

III этап. Заключительный.

Педагог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам особенно запомнилось? Что вам понравилось на занятии? Что мы можем сделать для других?

Педагог: Таким образом, мы с вами немного познакомились с понятием благотворительность. Я надеюсь, что полученная информация положительно на вас повлияла и заставила задуматься и переосмыслить свои поступки.

Доброта творит чудеса. Слабых делает сильными, сильных – великодушными, с ней мир чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Настоящая доброта проявляется в необыкновенной силе любви к людям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!