СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЯ.»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЯ.

(Раздел «Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики.»)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЯ.»»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЯ.

(Раздел «Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики.»)


ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Учебные группы: КИП-11, М-11, А-11, Н-11

Учебная дисциплина: ООПу.04 Математика

Тема учебного занятия: Решение задач на вычисление вероятности события.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока: лекция-беседа

Средства обучения:

  • технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные: электронная презентация.

Цели урока:

методическая: использование объяснительно-иллюстративного метода обучения с целью формирования математического мышления студентов;

образовательная: создание условий для овладения знаниями о решении задач на вычисление вероятности события;

развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;

воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.

Прогнозируемые результаты:

1) предметные:

  • сформированность знаний о решении задач на вычисление вероятности события;

  • владение умением решать задачи на вычисление вероятности события;

2) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение рационально распределять рабочее время;

  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

  • владение навыками познавательной рефлексии;

  • познавательные:

  • умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

  • умение сопоставлять и анализировать, выделять в тексте базовые и вспомогательные концепты, опорные понятия, тезисы, структурировать их взаимосвязь;

  • умение структурировать полученную информацию;

  • умение анализировать и обобщать информацию;

  • коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Образовательные технологии: традиционное обучение.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения и контроля:

  • вербальные: беседа;

  • практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.

  • методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.


Нормативный документ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.


Образовательные ресурсы:

Основная литература

  1. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.

  2. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.

Дополнительная литература

  1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.

  2. Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.

  3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.

  4. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.

  5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.

  6. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.

  7. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru

  2. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru


Научно-методические ресурсы:

  1. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцова П.Г. – Самар. гос. тех. ун-т Самара, 2001. – 89 с.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.

  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.


Основные термины и понятия: вероятность события.




ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Содержание учебного материала:

1) Сформированность знаний о решение задач на вычисление вероятности события.

2) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения упражнений.


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)

Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.

  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (15 мин)

Преподаватель задает вопросы студентам:

  1. Какие вы знаете методы вычисления вероятности события?

Студенты отвечают на эти вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем занятии.

Формулирование темы и целей учебного занятия.

  1. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (48 мин)

Алгоритм работы над «открытием» нового знания:

  1. Формулирование преподавателем определений вычисления вероятности события.

Определение предела последовательности

Всё, что происходит или не происходит в реальной действительности, называют явлениями, или событиями.

Раздел математики, называемый теорией вероятностей,  занимается исследованием закономерностей в массовых явлениях.

Событие называют случайным по отношению к некоторому испытанию (опыту), если в ходе этого испытания оно может произойти, а может и не произойти.

Например, если испытание состоит в одном бросании игрального кубика, то в ходе этого испытания возможны следующие события (исходы испытания): на верхней грани кости окажется число 1, число 2... число 6.

Случайные события обычно обозначаются начальными буквами латинского алфавита: 𝐴, 𝐵, 𝐶 и др.

Событие называют достоверным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания событие обязательно произойдёт.

Например, достоверным событием будет появление одного из шести чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 при одном бросании игральной кости.

Событие называют невозможным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания событие заведомо не произойдёт.

Например, невозможным событием является выпадение числа 7 при бросании обычного игрального кубика.

В результате некоторого испытания обязательно происходит одно из взаимоисключающих друг друга событий, причём каждое из них не разделяется на более простые. Такие события называют элементарными событиями (или элементарными исходными испытаниями).

Пример:

при бросании монеты существуют два элементарных события: появление орла и появление решки.

Рассмотренные в последнем примере события несовместны (появление одного из них исключает появление другого), единственно возможны (обязательно произойдёт одно из них) и равновозможны (у каждого из них шансы появиться равны).

  1. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (20 мин)

Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий, т. е. 𝑃(𝐴+𝐵)=𝑃(𝐴)+𝑃(𝐵).

События являются несовместными, или несовместимыми если появление одного из них исключает появление другого.

В ящике лежат 9 шаров, из которых 2 белых, 3 красных и 4 зелёных. Наугад берётся один шар. Какова вероятность того, что этот шар цветной (не белый)?

Пример:

1 способ. Пусть событие 𝐴 — появление красного шара, событие 𝐵 — появление зелёного шара, тогда событие 𝐴+𝐵 — появление цветного шара. Очевидно, что 

.

Так как события 𝐴 и 𝐵 несовместны, к ним применима теорема сложения вероятностей:

.

Следствие. Сумма вероятностей противоположных событий равна единице, т. е.  .

Пример:

В ящике лежат 9 шаров, из которых 2 белых, 3 красных и 4 зелёных. Наугад берётся один шар. Какова вероятность того, что этот шар цветной (не белый)?

2 способ. Пусть событие 𝐶 — появление белого шара, тогда противоположное ему событие   — появление не белого (цветного) шара. Очевидно, что  , а согласно следствию из теоремы имеем  .

Замечания

 

1) Теорема, аналогичная первой теореме, верна для любого конкретного числа событий, т. е.  , где   — попарно несовместные события.

 

2) Если   — все элементарные события некоторого испытания, то их совокупность называют полем событий. Очевидно, что эти события попарно несовместны, и  , где 𝑈 — достоверное событие.

.

Предположим, что из колоды в 36 карт извлекается одна карта и рассматриваются: событие 𝐴 — извлечена карта трефовой масти, событие 𝐵 — извлечена дама треф. Между событиями 𝐴 и 𝐵 очевидно наличие какой-то зависимости. Действительно, из 9 случаев, благоприятствующих событию 𝐴, событию 𝐵 благоприятствует один; поэтому при наступлении события 𝐴 вероятность события 𝐵 равна  . Но при отсутствии информации о наступлении события 𝐴 вероятность события 𝐵 оценивается как равная  . Так как  , то очевидно, что наступление события 𝐴 повышает шансы события 𝐵. 

События 𝐴 и 𝐵 называются независимыми, если появление одного из них не меняет вероятности появления другого. Событие 𝐴 называется зависимым от события 𝐵, если вероятность события 𝐴 меняется в зависимости от того, произошло событие 𝐵 или нет.

Часто о независимости событий удаётся судить на основании того, как организован опыт, в котором они происходят. Независимые события появляются тогда, когда опыт состоит из нескольких независимых испытаний (как, например, было в рассмотренном опыте с бросанием двух игральных костей). Если независимость испытаний не очевидна, то независимость событий 𝐴 и 𝐵 проверяется с помощью формулы:

события 𝐴 и 𝐵 называют независимыми, если выполняется равенство 𝑃(𝐴𝐵)=𝑃(𝐴)⋅𝑃(𝐵).

Пример:

рассмотрим опыт с бросанием двух игральных костей и исследуем два события: 𝐴 — на первой кости выпало 5 очков, 𝐵 — на второй кости выпало 5 очков. Выясним, будут ли события 𝐴 и 𝐵 независимыми.

Появление любого числа очков на первой кости (в частности, наступление события 𝐴) не влияет на событие 𝐵 и на его вероятность. И наоборот, наступление или не наступление события 𝐵 не влияет на вероятность события 𝐴. Таким образом,

  и  .

Событие 𝐴𝐵 состоит в совместном наступлении событий 𝐴 и 𝐵. Элементарные исходы испытания — это пары чисел, в которых на первом месте стоит число очков первой кости, на втором — число очков второй кости. Всего элементарных исходов испытания 𝑛=6⋅6=36. Среди них присутствует лишь одна пара (5 и 5 очков), благоприятствующая событию 𝐴𝐵, т. е. 𝑚=1. Таким образом,

, т. е. события 𝐴 и 𝐵 независимые.

  1. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)

Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:

  1. Какая была тема сегодняшнего занятия?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Какая была цель занятия?

  4. Что получилось у вас сегодня?

  5. Что не получилось?

  6. Достигли ли мы поставленной цели?

  7. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Изучить [1] №1-3 с. 225




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!