Тема урока: « Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»
Цель: формирование представления о месте и роли в Российской Федерации таких объединений (групп) населения, которые связаны с религиозными идеями, верой, культом
Задачи:
Помочь учащимся познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом РФ; помочь понять принципы деятельности официальных религиозных организаций и тоталитарных сект, их положительное и отрицательное влияние на духовно – нравственные основы человеческой жизни
Содействовать развитию умения работать с текстами законов РФ, выбирать главное, комментировать нужные положения; развивать навык поиска и обработки информации по заданной теме; проводить социологический опроса и обрабатывать данные; содействовать развитию критического мышления, монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и аргументировать выводы
Способствовать расширению кругозора, воспитанию основ духовности и религиозности на базе темы урока, воспитанию культуры слушания и говорения
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: выдержки из Конституции и закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», подготовленная слайдовая презентация, компьютер с проектором.
Ход урока:
Слайд 1
Слайд 1. Тема урока определена на слайде: «Религиозные объединения и организации в РФ». Скажите, о чем должен пойти разговор?
Слайд 2
Слайд 2
Учитель. Правовую основу сегодняшнего урока будут представлять следующие юридические документы.
Слайд 3
Слайд 3. Цитата 14 статьи Конституции РФ.
Учитель. Итак, Конституция определяет Россию как светское государство. Что значит «светское»? (церковь отделена от государства, она не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, не может влиять на принятие политических решений и на вопросы внешней политики, ей не разрешено иметь представительства в официальных органах власти и т.д.)

Слайд 4. Закон о свободе совести и религиозных объединениях.
Учитель. Какие основные положения содержит этот документ?
- закон подтверждает право каждого выбирать и исповедовать любую религию, признает особую роль православия и определяет уважительное отношение к другим конфессиям, а также содержит всю информацию о правовых основах деятельности религиозных объединений.
2 этап. Основное изучение темы через эвристическую беседу
I . Религия как одна из форм культуры
Учитель :
- Можете мне сказать, почему до сих пор интерес к религии в нашей стране не снижается?
- Что такое религия?
- Верите ли вы в Бога?
- Часто ли посещаете церковь?
Вывод: Религия – это…

Слайд 5 (таблица)
Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, сверхъестественного, «духовных существ». | Одна из сфер духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира. | Свод моральных норм, правил поведения, которым должен следовать человек, как требованиям представляемым ему Богом. |
Подведем итог (запись в тетради)
Слайд 6 
Религия –совокупность взглядов на мир, основывающихся на вере в Бога, божественное начало
Слайд 7 
Слайд 8 
Слайд 9 Учитель: для сравнения давайте обратимся к диаграмме:

Учитель : В современной России наибольшее число верующих проповедуют православие. Кроме православия на территории России проживают люди других религиозных конфессий. Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, постоянно на законных основаниях проживающих на территории нашей страны. Давайте сформулируем основные отличия религиозных объединений и заполним данную таблицу: «Религиозные объединения в РФ» (работа с учабником)
Слайд 10 
Слайд 11 
«Религиозные объединения в РФ»
Характеристика | Религиозные группы | Религиозные организации |
Общие признаки | | |
Отличия | | |
(После заполнения таблицы обучающиеся называют общие признаки и различия религиозных групп и организаций)
Учитель: Общими признаками являются:
-вероисповедание
-совершенствование богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
-обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
Различия:
- группа может создаваться без государственной регистрации и обретения статуса юридического лица, а для организации такая регистрация обязательна;
-организации могут быть как местными, так и централизованными, а для религиозных групп такое деление не законом не предусмотрено.
III. Права религиозных организаций (М.П. стр.141 таблица)
Слайды 12, 13, 14, 15
12

13

14

15
Слайд 16 
Учитель: Ни для кого не секрет, какое большое значение для изучения нравственных основ и формирования подрастающего поколения имеет религиозное воспитание. Не зря же на государственном уровне в школьную программу 4 класса был введен предмет, дающий основы представлений о религиях мира.
Слайд 17 
Слайд 18 
IV. Домашнее задание: Прочитайте материал § 18. Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет»