Открытый урок 5 класс
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Тип урока: Комбинированный.
Планируемые результаты
Предметные:
Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
-соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог,
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- уметь организовать место занятий.
Образовательные ресурсы. Презентация, учебник, альбом, краски.
Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»; цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы, учебник.
Раздаточный материал - задание «Сложи воедино» для практической работы, лотосы
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технология развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология проектного обучения.
Ход урока
Орг. момент. Настрой на урок.
Здравствуйте! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.
Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,
К родным, на отдых, по делам, к друзьям,
Нам интересного встречается так много,
Красивая природа, города,
О, сколько неизведанного в них -
В тех удивительных местах, в далеких странах,
Которые нам доведется посетить!
Открытиям новым мы будем рады.
-Ребята, вы когда - нибудь совершали путешествие?
-Вы согласны пряма сейчас отправиться в путешествие?
Я вам предлагаю сегодня мысленно перенестись вглубь веков, в древнюю страну с необычайно интересной культурой, древнюю цивилизацию, а в какую страну мы отправимся… Внимание на экран!
2. Создание проблемной ситуации
СЛАЙД
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
СЛАЙД
-Какие ассоциации вызывает у вас слова - пирамиды, папирус, клафт, фараон, саркофаг, жрец? (Древний Египет)
Итак, мы отправляемся в Египет.
Древний Египет страна, которая верила в загробную жизнь. В царскую гробницу помещали украшенную золотом мебель, богатую одежду, символы власти, золотые украшения, напитки, еду.
- Как вы думаете зачем? (этим они обеспечивали умершему все блага, которые окружали его при жизни).
Это породило большое разнообразие предметов декоративного искусства. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве.
-Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение)
-А египтяне украшали все вокруг себя? (Да)
3. Выдвижение гипотез, актуализация знаний по проблеме
-Как Вы думайте, какова тема нашего урока? СЛАЙД
«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
-Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
Цель: Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства.
Задачи: Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода. Как отличалась одежда египтян по сословиям? СЛАЙД
План:
1. Одежда фараона
2. Женская одежда в Древнем Египте
3. Одежда жрецов, чиновников, воинов
4.Ремёсла Древнего Египта
5. Символика
6. Ювелирное
СЛАЙД
4. Изучение нового материала
Рассказ по теме учебника( стр. 108-117)
СЛАЙД Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежду.
СЛАЙД Фараон – правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе.
СЛАЙД Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок – клафт, ниспадающий по бокам. Строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы.
СЛАЙД Царственное величие фараона подчеркивали священные символы . Знаком власти была и высокая тиара – двойная корона владыки Верхнего и Нижнего Египта, украшенная теми же символами.
СЛАЙД Два скипетра – изогнутый жезл и трёххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.
СЛАЙД Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.
СЛАЙД Сандалии - Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву - кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы, кусочков кожи, скрепленных между собой бечевкой из папируса. Кожа - нечасто встречающийся материал среди образцов египетской обуви.
СЛАЙД Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.
СЛАЙД Калазирис – узкое платье для царицы или служанки
СЛАЙД Социальное положение в обществе выражается через одежду и украшения
СЛАЙД Жрец - языческий священнослужитель.
Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов.
Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе.
СЛАЙД Воин (ст.‑слав. воинъ, от др.-греч. στρατιῶτης) — человек, имеющий отношение к военному делу, непосредственно участвуя в боевых действиях. Солдат. Военнослужащий. Командир. Военачальник.
СЛАЙД Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняная ткань
и кожа грубой выделки, примитивные украшения из глины.
СЛАЙД Гончары, камнетёсы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры – создавали произведения декоративного искусства, поражающие тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
СЛАЙД Лотос – один из самых значимых символов. Он олицетворял собой красоту, бессмертие и вечную жизнь.
СЛАЙД Ваза из алебастра.
СЛАЙД Древние египтяне строили пирамиды – усыпальницы фараонов.
СЛАЙД Сокровенная мечта египтян о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в особом культе. Саркофаги для фараонов изготавливали из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой .
Саркофаги вкладывались один в другой
Например, саркофаг фараона Тутанхамона. С каким великолепием и мастерством украшена его поверхность рядами мельчайшего орнамента, как гармонично сочетание цветов, подчёркивающих сияние золота.
СЛАЙД Маска фараона Тутанхамона.
СЛАЙД Искусство древних ювелиров
Скарабей – был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик по песку.
СЛАЙД Часто на украшениях встречаются изображения:
священной змеи (урея)- символ власти
СЛАЙД Глаза-уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти (правый глаз означал Солнце, а левый – Луну
СЛАЙД Ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу)
СЛАЙД Цвет тоже имел символическое значение:
золотисто-желтый – обозначал солнце
белый – луну
зеленый – воскрешение природы и её плодородие
синий – небо и воду.
5. Закрепление изученного материала
Задание «Кто или что изображено?» СЛАЙДЫ
6. Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонюсь и улыбнусь.
7. Применения новых знаний. Практическая работа
- А теперь скажите, какая у нас была цель? (Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства)
- Сейчас вы будете работать в парах, у каждой пары будет свое задание. У меня в руках конверты с изображением разных элементов украшения, но прежде чем приступить к работе вы должны:
1. Собрать его воедино, чтобы узнать, что рисовать (Игра «Собери из осколков»).
2. Нарисовать.
3. Защитить свою работу и рассказать об этом украшении.(В помощь учебник)
8. Рефлексия
-Какова была тема урока?
-Узнали ли вы для себя что-то новое?
- С какой целью создавались символы в жизни древнего египетского общества? (декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.)
-Кто доволен своей работой?
-Что было трудно?
-Что было легко?
-Пригодиться ли пройденный материал в дальнейшем?
Делаются выводы.
У вас на столах лежат три лотоса разного цвета, ответьте себе и мне. Если вы считаете, что у вас все получилось, поднимите красный лотос. Если вы считаете, что ваша работа сложилась неплохо, но я могу лучше, то поднимите желтый Лотос. Если сегодня у вас не получилось, но вы будете стараться, поднимите белый Лотос!
9. Подведение итогов уроков
В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли те мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.
«Мир наш - это книга. И тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу».
10. Домашнее задание
Учебник стр. 108-117, ответить на вопросы.
Все получилось!
Работа сложилась неплохо, но я могу лучше.
Не получилось, но я буду стараться.