СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока:Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока:Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

Открытый урок 5 класс

Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные:

Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

-соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог,

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- уметь организовать место занятий.

Образовательные ресурсы. Презентация, учебник, альбом, краски.


Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»; цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы, учебник.

Раздаточный материал - задание «Сложи воедино» для практической работы, лотосы

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технология развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология проектного обучения.












Ход урока

  1. Орг. момент. Настрой на урок.

Здравствуйте! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,
К родным, на отдых, по делам, к друзьям,
Нам интересного встречается так много,
Красивая природа, города,
О, сколько неизведанного в них -
В тех удивительных местах, в далеких странах,
Которые нам доведется посетить!
Открытиям новым мы будем рады.

-Ребята, вы когда - нибудь совершали путешествие?

-Вы согласны пряма сейчас отправиться в путешествие?

Я вам предлагаю сегодня мысленно перенестись вглубь веков, в древнюю страну с необычайно интересной культурой, древнюю цивилизацию, а в какую страну мы отправимся… Внимание на экран!

2. Создание проблемной ситуации

СЛАЙД

На плите, на саркофаге,                                          Рыбы, звери,
на папирусной бумаге                                            птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд,                                  загогулины,
иероглифы пестрят.                                                 кружочки...
                                         Все знакомое почти,
                                         а попробуй-ка, прочти!

СЛАЙД

-Какие ассоциации вызывает у вас слова - пирамиды, папирус, клафт, фараон, саркофаг, жрец? (Древний Египет)

Итак, мы отправляемся в Египет.

Древний Египет страна, которая верила в загробную жизнь. В царскую гробницу помещали украшенную золотом мебель, богатую одежду, символы власти, золотые украшения, напитки, еду.

- Как вы думаете зачем? (этим они обеспечивали умершему все блага, которые окружали его при жизни).

Это породило большое разнообразие предметов декоративного искусства. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве.

-Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение)

-А египтяне украшали все вокруг себя? (Да)

3. Выдвижение гипотез, актуализация знаний по проблеме

-Как Вы думайте, какова тема нашего урока? СЛАЙД

«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

-Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства.

Задачи: Познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода. Как отличалась одежда египтян по сословиям? СЛАЙД

План:

1. Одежда фараона

2. Женская одежда в Древнем Египте

3. Одежда жрецов, чиновников, воинов

4.Ремёсла Древнего Египта

5. Символика

6. Ювелирное

СЛАЙД

4. Изучение нового материала

Рассказ по теме учебника( стр. 108-117)

СЛАЙД Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежду.

СЛАЙД Фараон – правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе.

СЛАЙД Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок – клафт, ниспадающий по бокам. Строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы.

СЛАЙД Царственное величие фараона подчеркивали священные символы . Знаком власти была и высокая тиара – двойная корона владыки Верхнего и Нижнего Египта, украшенная теми же символами.

СЛАЙД Два скипетра – изогнутый жезл и трёххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

СЛАЙД Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.

СЛАЙД Сандалии - Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву - кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы, кусочков кожи, скрепленных между собой бечевкой из папируса. Кожа - нечасто встречающийся материал среди образцов египетской обуви.

СЛАЙД Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.

СЛАЙД Калазирис – узкое платье для царицы или служанки

СЛАЙД Социальное положение в обществе выражается через одежду и украшения

СЛАЙД Жрец - языческий священнослужитель.

Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов.

Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе.

СЛАЙД Воин (ст.‑слав. воинъ, от др.-греч. στρατιῶτης) — человек, имеющий отношение к военному делу, непосредственно участвуя в боевых действиях. Солдат. Военнослужащий. Командир. Военачальник.

СЛАЙД Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняная ткань

и кожа грубой выделки, примитивные украшения из глины.

СЛАЙД Гончары, камнетёсы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры – создавали произведения декоративного искусства, поражающие тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

СЛАЙД Лотос – один из самых значимых символов. Он олицетворял собой красоту, бессмертие и вечную жизнь.

СЛАЙД Ваза из алебастра.

СЛАЙД Древние египтяне строили пирамиды – усыпальницы фараонов.

СЛАЙД Сокровенная мечта египтян о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в особом культе. Саркофаги для фараонов изготавливали из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой .

Саркофаги вкладывались один в другой

Например, саркофаг фараона Тутанхамона. С каким великолепием и мастерством украшена его поверхность рядами мельчайшего орнамента, как гармонично сочетание цветов, подчёркивающих сияние золота.

СЛАЙД Маска фараона Тутанхамона.

СЛАЙД Искусство древних ювелиров

Скарабей – был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик по песку.

СЛАЙД Часто на украшениях встречаются изображения:

священной змеи (урея)- символ власти

СЛАЙД Глаза-уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти (правый глаз означал Солнце, а левый – Луну

СЛАЙД Ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу)

СЛАЙД Цвет тоже имел символическое значение:

  • золотисто-желтый – обозначал солнце

  • белый – луну

  • зеленый – воскрешение природы и её плодородие

  • синий – небо и воду.

5. Закрепление изученного материала

Задание «Кто или что изображено?» СЛАЙДЫ

6. Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонюсь и улыбнусь.

7. Применения новых знаний. Практическая работа

- А теперь скажите, какая у нас была цель? (Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства)

- Сейчас вы будете работать в парах, у каждой пары будет свое задание. У меня в руках конверты с изображением разных элементов украшения, но прежде чем приступить к работе вы должны:

1. Собрать его воедино, чтобы узнать, что рисовать (Игра «Собери из осколков»).

2. Нарисовать.

3. Защитить свою работу и рассказать об этом украшении.(В помощь учебник)

8. Рефлексия

-Какова была тема урока?

-Узнали ли вы для себя что-то новое?

- С какой целью создавались символы в жизни древнего египетского общества? (декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.)

-Кто доволен своей работой?

-Что было трудно?

-Что было легко?

-Пригодиться ли пройденный материал в дальнейшем?

Делаются выводы.

У вас на столах лежат три лотоса разного цвета, ответьте себе и мне. Если вы считаете, что у вас все получилось, поднимите красный лотос. Если вы считаете, что ваша работа сложилась неплохо, но я могу лучше, то поднимите желтый Лотос. Если сегодня у вас не получилось, но вы будете стараться, поднимите белый Лотос!

9. Подведение итогов уроков

В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли те мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

«Мир наш - это книга. И тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу».

10. Домашнее задание

Учебник стр. 108-117, ответить на вопросы.


Все получилось!


Работа сложилась неплохо, но я могу лучше.


Не получилось, но я буду стараться.