СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока«РОЛЬ СИММЕТРИИ В КАЗАХСКОМ НАРОДНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока черчения и технологии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока«РОЛЬ СИММЕТРИИ В КАЗАХСКОМ НАРОДНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ».»

6


Интегрированный урок

по изобразительному искусству, технологии и черчению

по теме:

«РОЛЬ СИММЕТРИИ

В КАЗАХСКОМ НАРОДНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ».

Подготовила: Кожагельдина Л.Г.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания о видах симметрии, показать их применение в других видах деятельности, продолжить формирование умений и навыков выполнения чертежей симметричных фигур;

- развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотной речи, ясности выражений мысли, провести самооценку учебной деятельности на уроке;

- воспитывать уважение к прошлому, любовь к казахскому народно - прикладному искусству, морально - эстетические качества личности, привитие интереса к предмету.

Цель:

- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по темам: «Симметрия относительно точки» и «Симметрия относительно прямой», рассмотреть роль симметрии через призму казахского народно - прикладного искусства.

Оборудование:

- выставка рисунков детей и предметов казахского народно - прикладного искусства, эпиграфы, музыкальные фрагменты, энциклопедия «Казахские орнаменты», самодельные альбомы «Казахские орнаменты» и «Құрақ», карточки для индивидуальной работы, таблицы для устной работы, круглый стол, имитация юрты.

Тип урока: комбинированный.

Методы: метод целесообразных задач, частично – поисковый, эвристический, проблемный.

Межпредметные связи: казахский язык, история, геометрия, рисование, технология.

Ход урока:

  1. Возьмитесь за руки и выскажите друг другу свои пожелания ( учащиеся сидят за круглым столом). Сегодня на уроке мы обобщим и ситематизируем знания по темам «Симметрия относительно точки» и «Симметрия относительно прямой», а также рассмотрим роль симметрии через призму казахского прикладгого искусства, а имеено, ознакомится с типологией орнаментов (ою- өрнек) и лоскутным шитьем (құрақ). Сразу хочу сказать, что в конце урока вам предстоит провести самооценку проделанной вами работы.

  2. Двое учащихся у доски решают домашние задачи, а затем комментируем. Остальные выполняют взаимопроверку- оценки карандашом.

  3. Устная работа (по таблицам)

  • Какие из данных точек являются симметричными относительно точки О?

  • Какие из данных фигур являются симметричными относительно точкиО?

  • Какие из букв в слове «энциклопедия» симметричны относительно точки?

  • Приведите примеры центрально – симметричных фигур.

  • Какие из данных фигур симметричны относительно прямой? Как проходит ось симметрии?

  • Какие из букв в слове «Энциклопедия» симметричны относительно прямой?

  • Частным случаем какого преобразования фигур являются оба вида симметрии?

  1. Новая тема урока «Ою- өрнек»

Учитель: «Симметрию ( с греч.яз.-«стройность, соразмерность, согласие») древние ученые рассматривали как частный случай гармонии – согласование частей в рамках целого. Симметрия выступает как единый организующий принцип гармонии в молекулах, кристаллах, живой природе и произведениях искусства. Симметрия является одним из важных факторов красоты. Одним из самых ярких примеров красоты форм симметрии является элементы казахского народно- прикладного искусства: орнаменты «ою- өрнек» и лоскутное шитье (құрақ). Когда изветного казахского художника Ә.Қастеева спросили, откуда он черпает материал для изображения предметов казахского народно- прикладного искусства, он ответил стихами:

«Таудың бұлағынан,

Қойдың құлағынан,

Апамның киізінен,

Ешкінің мүйзінен.»

Далее сообщения учащихся:

  1. Казахские слова ою (выкройка) и өрнек ( узор) составляют смысл латинского слова «орнамент». Это слово прочно вошло в лексикон многих народов, оно охначает – сделать товар модным, эстетичным.

  2. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.

  3. Орнамент традиционен в быту казахов. Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Они широко применяются при украшении остова юрты.

  4. Древняя койка, сандык, кебеже, сымрақ, кілем, киіз, гобелен, қоржын, шымши, одеяла, бесік, ювелирные изделия, охотничьи и другие подручные средства украшаются орнаментом.

  5. Казахский орнамент издревле является предметом творческого изучения историков, этнографов, искусствоведов. Однако до сих пор не меет всемерно обследованную и систематизированную основу.

  6. Сформировалось четыре ярко выраженные группы орнаментов:

  1. флорестическая \ растительный мир\

  2. зооморфическая \ животный мир\

  3. геометрическая

  4. космогоническая \ астроло\

  1. На сегодня исследователями определено и научно обосновано около 200 образцов орнаментального искусства. Конечно, эта не последнее слово в изучении казахского орнамента. Жизнь динамична, а значит развивается и обогащается искусство.

Учитель показывает образцы орнаментов и вкраце рассказывает о них.

Жұлдыз \ звезда\ - этот геометрический орнамент состоит из ломаных линий. Изображение звезды часто встречается в центре композиции.

Кемпірқосақ \радуга\ - состоит из нескольких цветных дорожек. У казахов цвета имеют следующие значения: голубой- цвет неба, белый- радости, желтый- мудности, зеленый- молодости, символ весны. В изделиях прикладного искусства каждый цвет применяется по своему назначению согласно цветам радуги. Применяется при изготовлении алаша, қоржын, басқұр.

Мүйіз\ рога\ - составляет основу казахского орнамента и является одним из самых древних. Используется в крупных и мелких рисунках. Крупные – сырмақ, текемет; алаша, кілем, архитектурные. Делится на виды; қосмүйіз, қошқармүйіз, арқармүйіз, сыңармүйіз, м др. Применяется практически везде; домашняя мебель, бытовые вещи, оружие, конские попоны, одежда, посуда.

Сынықмүйіз \ сломанные рога\ - образует прямоугольник, 4 раза образует заворот. Похож на сломанные рога. Используется в кілем, басқұр, алаша и др.

Тоғызтөбе \ 9 холмов\ - один из самых древних. Этот орнамент запечатлен в прикладном искусстве карлуков и кимаков, а также встречается при украшении кирпичей мавзолея Айша- биби. Сейчас используется в прикладном искусстве казахов, киргизов, туркменов. Каракалпаков.

Төртқұлақ\4 уха\ - орнамент составлен из 4 частей зооморфического и флористического узоров, середина образует крест, является одним из самых древних. Впервые встречается при раскопках кургана Пазырық. Он используется при изготовлении кебеже, на шапанах батыров, окантовке штанин или крайних углах.

Ботагөз \ верблюжий глаз\ - внешняя граница напоминает глаз верблюженка или похоже на ромб \ геометрический орнамент\. Используется в центре красочной насыщенной композиции или при неоднократном повторении на краях платков.

Жіліншік – название орнамента происходит от название костей животных жілік . Состоит из двух рядов квадратиков. Используется в алаша, киіз, тысқап, басқұр.

Таңдай \нёбо\- происходит от изображения нёба животных. Используется на краях деревянных, костяных изделий, на воротниках, окантовках кимешека. Встечается и у других тюркоязычных народов.

Иттабан \ собачья подошва\ -используется для украшения обуви, низа, постели, лверей юрты и т.д.

Жылан, жыланбас \ змея, змеиная голова\ -похожий на череп змеи орнамет. Используется на детских тюбитейках от «сглаза».

Тышқаніз\ мышиный след\ - используется для украшения кілем, қоржын, бытовой мебели.

Қосдоңгелек \ парные круги\- орнамент похож на тавро животных. Украшает, в основном текеметы, сырмаки, войлочные изделия. Используется в центре композиции и символизирует изображение Солнца.

Тұмарша \амулет\- орнамент представлен изображением треугольника. Используется от сглаза не только людей, но и вешают домашним животным. Встречается в центре ковровых изделий.

Гүл / цветок\ - орнамент символизирует все цветы. Встречается в прикладном искусстве от 3 до 12 лепестков. Наносят на воротники, карманы одежды.

Қайнар \ родник\- орнамент пришел в свет в животном краю. Используется в применении прохладными цветами. Похож на тавро животных.

Задание 1: образцы орнаментов разделить на группы:

  1. зооморфическую

  2. флористическую

  3. космогоническую

  4. геометрическую

Задание 2: образцы орнаментов разделить на:

  1. симметричные относительно точки

  2. симметричные относительно прямой

  3. симметричные относительно точки и прямой

  4. несимметричные

  1. учитель: «орнамент – летопись казахского народа, в котором отразились живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. Не менее интересным и красивым является лоскутное шитье \ құрақ\.

Далее сообщения учащихся:

  1. Этот вид искусства очень древний. У народов Средней Азии он называется «құрақ», в России- «ляпочиха», в Америке- «пэчворк» и «квилт».

  2. Из лоскутов казахи шили головные уборы, детские вещи, свадебные занавески, корпе, конские попоны.

  3. Лоскутным изделиям в старину приписывались магические свойства: казахи верили, что чем больше мелких кусочков использовано при изготовлении вещей, тем больше будет у их обладателей детей, скота, имущества.

  4. Поэтому часто құрақ предподносили в подарок. Чтобы защитить от злых духов, новорожденному шили рубашку из 40 лоскутов, а старшим детям – халатики и тюбетейки.

  5. Из құрақов шились постельные принадлежности, особенно, подушки, покрывала на бесік.

  6. Большой комплект вещей из лоскутков заготавливались и в приданное невесте.

Учитель: «Композиции узоров стаставлялись из лоскутков в форме квадратов, треугольников и полосок разных размеров. Узор из треугольников называется «тұмарша»- «амулет», а из квадратов, поставленных на угол в другом квадрате – «ботагөз» -

« верблюжий глаз». Считалось. Что они приносят удачу и защищают вещи хозяина от «дурного глаза».

Учитель показывает другие образцы құрақ \ всего 6\ и дает их название

  1. Бекіту

Среди предметов обихода определить виды құрақ и ою-өрнек .

  1. Самостоятельная работа

Учащиеся работают по индивидуальным заданиям:

  1. Закончить орнаментальную композицию, если известно, что она симметрична относительно… и дать ей название \ по рисункам\.

  2. Выписать 7 названий орнаментов, симметричных относительно …

  1. Домашнее задание – повторить теорию и нарисовать 2 орнамента ( симметричных относительно точки и относительно прямой\ и придумать им название.

  2. Подведение итогов урока, вытсавление оценок.





Самоанализ интегрированного урока

по изобразительному искусству, технологии и черчению


Тема: «РОЛЬ СИММЕТРИИ

В КАЗАХСКОМ НАРОДНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ».


Цель:

- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по темам: «Симметрия относительно точки» и «Симметрия относительно прямой», рассмотреть роль симметрии через призму казахского народно - прикладного искусства.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания о видах симметрии, показать их применение в других видах деятельности, продолжить формирование умений и навыков выполнения чертежей симметричных фигур;

- развитие функциональной грамотности, умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотную речь, ясности выражений мысли, провести самооценку учебной деятельности на уроке;

- воспитывать уважение к прошлому, любовь к казахскому народно - прикладному искусству, морально - эстетические качества личности, привитие интереса к предметам.


Оборудование:

- выставка рисунков детей и предметов казахского народно - прикладного искусства, эпиграфы, музыкальные фрагменты, энциклопедия «Казахские орнаменты», самодельные альбомы «Казахские орнаменты» и «Құрақ», карточки для индивидуальной работы, таблицы для устной работы, круглый стол, имитация юрты.

Тип урока: комбинированный.

Методы: метод целесообразных задач, частично – поисковый, эвристический, проблемный.

Межпредметные связи: казахский язык, история, геометрия, рисование, технология.


Данный урок выступает как наработка по теме обобщения опыта моей работы, так и по творческой проблеме - духовно-нравственное воздействие искусства на формирующуюся личность. И является хорошим примером развития функциональной грамотности у учащихся, активизации обучения так как они наглядно видят, что знания по одному предмету работают при выполнении задач по другому предмету и несут в себе реальную пользу для жизни человека.

Если говорить о методике, то здесь, я думаю главным выступает частично-поисковый метод, когда учащиеся самостоятельно получали дополнительные знания из истории орнамента, анализировали их, делали выводы и представили аудитории оптимальную информацию. На уроке прослеживалась сознательная дисциплина, живой интерес и высокая активность ребят. Каждый чувствовал себя в центре внимания и спешил поделиться своими находками.

В ходе урока ребята выполняют и анализируют создание симметричных видов казахского национального орнамета. Повторяют технологию выполнения текстильного орнамента в технике курак, ласкутного шитья, аппликации, воляния войлока. Виды, применение и значение орнамента в жизни человека.

Урок прошел как посещение юрты со всем её убранством. Богатая наглядность дала детям возможность окунуться в прошлое кочевников, вспомнить традиции казахского народа. И сейчас, когда активно возраждается история и культура трудно переоценить воспитательное значение этого урока. Возможно, девочки. когда в будущем станут любящими матерями, захотят сшить своему ребенку «рубашку из сорока лоскутков», применив при этом совокупность знаний трех предметов. Как учитель я осталась довольна атмосферой и результатами урока.