Тема: РУССКИЕ БОГАТЫРИ
Вид занятия: коллективная работа по группам - тематическое рисование и аппликация.
Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине; развитие творческого восприятия мира и творческого подхода к работе; совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, литература, история, география).
Оборудование: мультимедийный проектор.
Литературный ряд: былины о русских богатырях.
Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Богатырский скок», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Витязь на распутье»; П. Корин «Александр Невский»; А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Московского Кремля.
Музыкальный ряд: песня А.Н. Пахмутовой "Богатырская наша сила"; А. Бородин «Богатырская симфония», 1-я часть.
Материалы для учителя: плакат с названием темы урока и репродукцией, слайды, флажки с названием дружин, мини-выставка детских работ, плакаты с изображением богатырей и элементы аппликации к ним, карточки-задания.
Материалы для обучающихся: альбомы, краски, кисти, простые карандаши, баночки для воды.
Ход урока
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
Вводная беседа.
В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли ее. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.
Слайд №1.
Рассмотрим картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Что мы видим? Трех могучих богатырей, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу.
- А знаете ли вы, как их зовут? {Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
Учитель, анализируя образы богатырей, должен подчеркнуть, что художник отразил народное понимание богатырской силы, благородства и мужества.
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то свое, особенное.
Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчеркивается его мудрость. Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный, а самый молодой, веселый, находчивый, озорной — Алеша Попович. Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.
Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображения, истолкновение добра и зла, оценка событий и лиц, неизменная победа героя и добра. В давние времена былины пелись под гусли, а позже пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво-спокойные.
- А какие былины вы знаете? («Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин».)
Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, рассмотрим ещё несколько работ этого художника.
Слайд № 2, 3, 4.
(«Богатырский скок», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Витязь на распутье») это работы художника конца 19 века.
Слайд № 5, 6.
Работы художников 20 века. Павел Дмитриевич Корин «Александр Невский»; Александр Павлович Бубнов «Утро на Куликовом поле».
Кратко анализируется архитектура старинных русских городов.
Слайд № 7, 8, 9.
Псков - здания приземистые, домовитые, выросшие, как грибы из земли.
Слайд № 10, 11, 12.
Великий Новгород - суровые, мощные, слепленные, непреступные.
Слайд № 13, 14.
Владимир — архитектура спокойная, стройная, украшенная резьбой.
Слайд № 15, 16, 17.
Сделать акцент на конструкцию зданий: стены, башни, кровля и т. д. Из какого материала делались общественные (храмы, крепости) и жилые здания?
А сейчас выступят ваши одноклассники, подготовившие небольшие доклады о богатырском вооружении.
Слайд № 18, 19, 20, 21.
1.Доспехи – Мишин Родион.
Слайд № 22, 23, 24.
2.Шлемы, щиты - Дудкин Олег.
Слайд №25,26,27,28.
3.Меч, булава, копьё - Макаров Даниил.
III. Творческая работа обучающихся. Украшаем снаряжение воина-богатыря.
Класс делится на три группы: 1. Дружина Добрыни Никитича. 2. Дружина Ильи Муромца. 3. Дружина Алёши Поповича.
У обучающихся на столах лежат вырезанные из бумаги, отдельные части вооружения и доспехов богатыря – дети раскрашивают и украшают их. Затем на трёх ватманских листах всё собирается и склеивается.
Рисунок размечается легкими карандашными линиями. Уточняется местоположение деталей, решение в цвете. Обучающиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращается внимание на передачу элементов светотени, блики на металлических предметах.
Какие цвета сделают нашу работу более торжественной?
Обращается внимание на наиболее типичные ошибки обучающихся.
Требования к работе:
общая выразительность, взаимосвязь в компоновке деталей;
гармоничное выполнение всей работы;
удачные цветовые сочетания, техника владения красками, аппликацией;
проработанность, завершенность.
Резерв:
Дети, которые завершили свою работу, выполняют задание по карточкам. Карточка-задание №1: написать название и автора изображённой на карточке картины, название города. Карточка-задание №2: определить, какие элементы снаряжения не характерны для русских богатырей.
IV. Итоги урока.
Анализ коллективных работ обучающихся.
Ответов по карточкам-заданиям.
Выставление оценок.
Кому из вас понравился сегодняшний урок?
Какую оценку каждый из вас поставит себе за урок?
Кто из вас хочет быть похожим на былинных героев? Почему?
Вручение грамоты за успешное окончание «Школы богатырей».
Домашнее задание.
На прошедших уроках по изобразительному искусству вы изучали пропорции фигуры человека и делали наброски. Поэтому, сегодняшним вашим домашним заданием будет: нарисовать фигуру человека в богатырском снаряжении на фоне крепости.