Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича
Открытый урок русского языка
в 9 классе
по теме
«Состав слова и словообразование»
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Авджиян Э.Б.
г. Хадыженск, 2016
Тема: Состав слова и словообразование. (Слайд 1)
Цели: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов: (Слайд 2)
1. Личностные:
а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений;
б) сформировать коммуникативные умения;
в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;
г) умение контролировать процесс и результат деятельности.
2. Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
в) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
3. Предметные:
а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
б) рассмотреть различные способы образования слов, повторить правописание гласных в корне, приставках , суффиксах;
в) систематизировать знания.
Задачи урока: (Слайд 3)
-обучающие: повторить понятия и термины раздела «Состав слова и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»);
- развивающие: развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление, решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ и ОГЭ);
- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).
Формы работы учащихся:
- работа с учебником;
- повторение и закрепление изученного;
- индивидуальная работа с раздаточным материалом (по вариантам);
- повторение орфограмм "Правописание приставок", "Правописание корней", "Правописание суффиксов";
- повторение темы "Словообразование" с использованием заданий в формате ЕГЭ и ОГЭ.
Необходимое техническое оборудование:
- Учебник. Русский язык. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко. Москва «Просвещение», 2012.
- Презентация, проектор, ноутбук.
- Доска, мел.
- Тестовые задания.
- Рабочие карты урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
- С первых дней жизни мы приучаемся соотносить людей и окружающие нас предметы с определенными сочетаниями звуков – словами. Ребенок запоминает, что одна последовательность звуков обозначает маму, другая – кошку, третья – кашу. Слово – начало познания мира. Оно воспринимается как нечто цельное, почти осязаемое, как сами предметы, которые оно называет.
Малыш, только начинающий говорить, произносит одно и то же слово («мама») в совершенно разных ситуациях. Постепенно он учится использовать разные формы слова:
- Хочу к маме!
- Я пойду с мамой!
Слово явно одно и то же (ведь мама-то одна!), но на конце его нужно немножко менять, потому что так требуется для предложения.
Слово состоит из кусочков, которые что-то значат. Открывается простор для словотворчества.
Например, в книге К. И. Чуковского мы встречаемся с такими объяснениями: «Наблюдение – то, что на блюде?»; «Судак – это которого судят? Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».
Взрослые порой смеются над детскими открытиями, над тем, как малыши создают слова. Открытия ученых-лингвистов отличаются от них в одном отношении – ту работу, которую дети осуществляют неосознанно, интуитивно, ученые ведут целенаправленно, на основе строгих методов. Сравнивая и анализируя слова, лингвисты сделали следующие выводы:
- многие слова делятся на фрагменты;
- эти фрагменты общие для ряда слов и привносят в них какое-то значение – всякий раз одно и то же;
- фрагменты эти уже не могут быть разбиты на более мелкие значимые части.
Эти фрагменты – «кирпичики смысла» - в лингвистике называют морфемами. Наука, которая изучает, на какие морфемы делятся слова, называется морфемика, а наука, отвечающая на вопрос, как из морфем делаются слова, - словообразование.
III. Сообщение темы и цели, задач урока. (Слайд 1-3)
- Итак, тема сегодняшнего урока – «Состав слова и словообразование».
На уроке мы повторим основные понятия раздела «Состав слова и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»).
А сделаем мы это, совершив путешествие на нашем поезде, который называется "СЛОВА". Нам нужно будет проехать 6 станций и при этом правильно разместить наших попутчиков по вагонам. По пути следования перед вами будут возникать препятствия, поэтому вам нужно будет потрудиться. Обратите внимание на маршрутные и оценочные листы, которые лежат у вас на столах. (Объяснение работы с листами.) Что ж, начнем путешествие? (Да.)
4. Актуализация знаний.
Первая станция "Локомотив" (Слайд 4)
Нам необходимо собрать состав поезда, для этого нужно правильно ответить на вопросы, которые лежат у меня на столе. (Учащиеся поочереди подходят к столу, выбирают вопрос и отвечают на него, ответив, прикрепляют лист на доску магнитами. За правильный ответ - 1 балл)
- Что изучает морфемика?
- Что изучает словообразование?
- Из каких частей (морфем) состоит слово? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Учитель: Наш поезд готов к путешествию.
(морфемика, словообразование)- (приставка)- (корень) - (суффикс) - (окончание)
Осталось дать сигнал к отправлению, ответив на следующие вопросы:
- В какой части слова заключено лексическое значение?
- Какие части слова выражают грамматическое значение?
- Какие части речи не имеют окончания? Как их называют? (Наречие, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного; неизменяемые.)
Вторая станция "Приставка" (Слайд 5)
5. Работа по подготовке выполнения задания 6 ОГЭ.
Нам необходимо разместить пассажиров в первый вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.
Приложение 3.
Самопроверка.
Третья станция "Корень" (Слайд 6)
6. Работа по подготовке выполнения задания 5 ОГЭ и ЕГЭ.
Нам необходимо разместить пассажиров во второй вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.
Приложение 3.1.
Самопроверка.
Четвертая станция "Суффикс" (Слайд 7)
7. Работа по подготовке выполнения задания ОГЭ и ЕГЭ.
Нам необходимо разместить пассажиров в третий вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.
Карточки 2-х вариантов:
Самопроверка.
Пятая станция "Окончание" (Слайд 8)
- Какая это морфема, для чего она служит? (Формообразующая, для образования форм слова.)
- Всегда ли окончания находятся в конце слова? (Не всегда. Бывают случаи, когда окончание стоит перед суффиксом:
Умывались, в первой части сложных слов: трех□сот, двухъ□ярусный.)
Задание: образовать формы слова (у каждого учащегося свое слово).
Приложение 3.2.
Шестая станция "Словообразование" (Слайд 9)
ФИЗМИНУТКА
8. Повторение способов образования слов в русском языке. Упражнения в морфемном и словообразовательном разборе.
1. Работа с таблицей на стр. 148.
- Назовите основные способы слоообразования? (Ответ: Слайд 10)
3. Знакомство с новыми понятиями. (Слайд 11)
Аффикс (от лат. «affixus» - «прикрепленный»).
Префикс (от лат. «prae» - «впереди» и «fixus» - «прикрепленный»).
Интерфикс (от лат. «inter» - «между» и «fixus» - «прикрепленный»).
4. Операционные средства образования. (Слайд 12)
5. Смешанные способы образования. (Слайд 13)
6. Другие способы образования (Слайды 14-21)
7. Практикум.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ». (ЗАДАНИЕ ЕГЭ.)
Модуль 1 (для сильных учащихся).
Алгоритм действий: обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
I. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
II. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.
III. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
IV. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
V. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
Модуль 2 (для слабых учащихся).
Тест по теме "Словообразование"
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
3. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
5. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
6. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
7. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
Ответы:
Модуль 1:
Модуль 2:
9. Рефлексия.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! В русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов?
ШАРАДА – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части получаем, получаем искомое слово.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
- Что помогло вам найти правильный ответ на шараду? Выберите один ответ:
1. знание состава слова
2. словообразование
3. логическое мышление и сообразительность
4. все, из выше перечисленного
- Понравился ли вам урок? Выберите тот смайлик, который больше подходит вашему состоянию.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как в слове дневник,
Целым я в космос проник. (Спутник)
Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)
Мой корень – родственник сраженья,
Приставка в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь… тружусь я под землёй. (Забойщик)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Подсчет баллов, выставление в оценочный лист.
10. Домашнее задание: выполнить тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ.