СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка на тему "Состав слова и словообразование", 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка на тему "Состав слова и словообразование" в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "Состав слова и словообразование", 9 класс»

Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича












Открытый урок русского языка

в 9 классе

по теме

«Состав слова и словообразование»








Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Авджиян Э.Б.










г. Хадыженск, 2016



Тема: Состав слова и словообразование. (Слайд 1)

Цели: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов: (Слайд 2)

1. Личностные:

а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений;

б) сформировать коммуникативные умения;

в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;

г) умение контролировать процесс и результат деятельности.

2. Метапредметные:

а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;

б) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;

в) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).

3. Предметные:

а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;

б) рассмотреть различные способы образования слов, повторить правописание гласных в корне, приставках , суффиксах;

в) систематизировать знания.

Задачи урока: (Слайд 3)

-обучающие: повторить понятия и термины раздела «Состав слова и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»);

- развивающие: развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление, решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ и ОГЭ);

- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).

Формы работы учащихся:

- работа с учебником;

- повторение и закрепление изученного;

- индивидуальная работа с раздаточным материалом (по вариантам);

- повторение орфограмм "Правописание приставок", "Правописание корней", "Правописание суффиксов";

- повторение темы "Словообразование" с использованием заданий в формате ЕГЭ и ОГЭ.

Необходимое техническое оборудование:

- Учебник. Русский язык. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А Чешко. Москва «Просвещение», 2012.

- Презентация, проектор, ноутбук.

- Доска, мел.

- Тестовые задания.

- Рабочие карты урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

- С первых дней жизни мы приучаемся соотносить людей и окружающие нас предметы с определенными сочетаниями звуков – словами. Ребенок запоминает, что одна последовательность звуков обозначает маму, другая – кошку, третья – кашу. Слово – начало познания мира. Оно воспринимается как нечто цельное, почти осязаемое, как сами предметы, которые оно называет.

Малыш, только начинающий говорить, произносит одно и то же слово («мама») в совершенно разных ситуациях. Постепенно он учится использовать разные формы слова:

- Хочу к маме!

- Я пойду с мамой!

Слово явно одно и то же (ведь мама-то одна!), но на конце его нужно немножко менять, потому что так требуется для предложения.

Слово состоит из кусочков, которые что-то значат. Открывается простор для словотворчества.

Например, в книге К. И. Чуковского мы встречаемся с такими объяснениями: «Наблюдение – то, что на блюде?»; «Судак – это которого судят? Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит».

Взрослые порой смеются над детскими открытиями, над тем, как малыши создают слова. Открытия ученых-лингвистов отличаются от них в одном отношении – ту работу, которую дети осуществляют неосознанно, интуитивно, ученые ведут целенаправленно, на основе строгих методов. Сравнивая и анализируя слова, лингвисты сделали следующие выводы:

- многие слова делятся на фрагменты;

- эти фрагменты общие для ряда слов и привносят в них какое-то значение – всякий раз одно и то же;

- фрагменты эти уже не могут быть разбиты на более мелкие значимые части.

Эти фрагменты – «кирпичики смысла» - в лингвистике называют морфемами. Наука, которая изучает, на какие морфемы делятся слова, называется морфемика, а наука, отвечающая на вопрос, как из морфем делаются слова, - словообразование.

III. Сообщение темы и цели, задач урока. (Слайд 1-3)

- Итак, тема сегодняшнего урока – «Состав слова и словообразование».

На уроке мы повторим основные понятия раздела «Состав слова и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»).

А сделаем мы это, совершив путешествие на нашем поезде, который называется "СЛОВА". Нам нужно будет проехать 6 станций и при этом правильно разместить наших попутчиков по вагонам. По пути следования перед вами будут возникать препятствия, поэтому вам нужно будет потрудиться. Обратите внимание на маршрутные и оценочные листы, которые лежат у вас на столах. (Объяснение работы с листами.) Что ж, начнем путешествие? (Да.)

4. Актуализация знаний.

Первая станция "Локомотив" (Слайд 4)

Нам необходимо собрать состав поезда, для этого нужно правильно ответить на вопросы, которые лежат у меня на столе. (Учащиеся поочереди подходят к столу, выбирают вопрос и отвечают на него, ответив, прикрепляют лист на доску магнитами. За правильный ответ - 1 балл)

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Из каких частей (морфем) состоит слово? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Что такое приставка?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое окончание?

Учитель: Наш поезд готов к путешествию.

(морфемика, словообразование)- (приставка)- (корень) - (суффикс) - (окончание)

Осталось дать сигнал к отправлению, ответив на следующие вопросы:

- В какой части слова заключено лексическое значение?

- Какие части слова выражают грамматическое значение?

- Какие части речи не имеют окончания? Как их называют? (Наречие, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного; неизменяемые.)

Вторая станция "Приставка" (Слайд 5)

5. Работа по подготовке выполнения задания 6 ОГЭ.

Нам необходимо разместить пассажиров в первый вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.

Приложение 3.

Самопроверка.

Третья станция "Корень" (Слайд 6)

6. Работа по подготовке выполнения задания 5 ОГЭ и ЕГЭ.

Нам необходимо разместить пассажиров во второй вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.

Приложение 3.1.

Самопроверка.

Четвертая станция "Суффикс" (Слайд 7)

7. Работа по подготовке выполнения задания ОГЭ и ЕГЭ.

Нам необходимо разместить пассажиров в третий вагон. Для этого нужно выполнить задание по карточке. Орфограммы, с которыми работали – это и есть наши пассажиры.

Карточки 2-х вариантов:

Самопроверка.

Пятая станция "Окончание" (Слайд 8)

- Какая это морфема, для чего она служит? (Формообразующая, для образования форм слова.)

- Всегда ли окончания находятся в конце слова? (Не всегда. Бывают случаи, когда окончание стоит перед суффиксом:

Умывались, в первой части сложных слов: трехсот, двухъярусный.)

Задание: образовать формы слова (у каждого учащегося свое слово).

Приложение 3.2.

Шестая станция "Словообразование" (Слайд 9)

ФИЗМИНУТКА

8. Повторение способов образования слов в русском языке. Упражнения в морфемном и словообразовательном разборе.

1. Работа с таблицей на стр. 148.

- Назовите основные способы слоообразования? (Ответ: Слайд 10)

3. Знакомство с новыми понятиями. (Слайд 11)

Аффикс (от лат. «affixus» - «прикрепленный»).

Префикс (от лат. «prae» - «впереди» и «fixus» - «прикрепленный»).

Интерфикс (от лат. «inter» - «между» и «fixus» - «прикрепленный»).

4. Операционные средства образования. (Слайд 12)

5. Смешанные способы образования. (Слайд 13)

6. Другие способы образования (Слайды 14-21)

7. Практикум.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ». (ЗАДАНИЕ ЕГЭ.)

Модуль 1 (для сильных учащихся).

Алгоритм действий: обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.

I. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

II. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

III. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

IV. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

V. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

Модуль 2 (для слабых учащихся).

Тест по теме "Словообразование"

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать,

Б) читатель,

В) неизбежный,

Г) виднеться.

2. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,

Б) нерешительный,

В) по-зимнему,

Г) полив.

3. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,

Б) где-нибудь,

В) доверху,

Г) размешать.

4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?

А) кожаный,

Б) отлет,

В) водолаз,

Г) напольный.

5. Какое слово образовано способом сложения?

А) международный

Б) обороноспособный

В) перекресток

Г) сверхъестественный

6. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,

Б) разбег – бессуффиксный,

В) лесоруб – бессуффиксный,

Г) зевота – суффиксальный.

7. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ

А) приставочный,

Б) суффиксальный,

В) бессуффиксный,

Г) переход

Ответы:

Модуль 1:

Модуль 2:

9. Рефлексия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!! В русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов?

ШАРАДА – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части получаем, получаем искомое слово.



Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)



- Что помогло вам найти правильный ответ на шараду? Выберите один ответ:

1. знание состава слова

2. словообразование

3. логическое мышление и сообразительность

4. все, из выше перечисленного



- Понравился ли вам урок? Выберите тот смайлик, который больше подходит вашему состоянию.



Корнем с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс, как в слове дневник,

Целым я в космос проник. (Спутник)

Корень извлечь из начинки не сложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении ясно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)

Корень мой в сказке найдёте,

Суффикс у извозчика возьмёте,

Приставка та же, что в слове расход,

Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)

Мой корень – родственник сраженья,

Приставка в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь… тружусь я под землёй. (Забойщик)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)



Подсчет баллов, выставление в оценочный лист.

10. Домашнее задание: выполнить тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!