Тема урока: «Антонимы»
(2 класс по системе «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, познавательной активности, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи.
Воспитывающие: создать условия для воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку.
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в прекрасный мир родного языка.
К.Г. Паустовский писал:
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет»
- С чем сравнивал писатель слово?
- Желаю удачного путешествия, в конце которого каждый станет богаче.
Мотивационный.
«Запомни – повтори».
Волна, волнистый, волнуется, волнушка, волнение.
- Какое слово лишнее – почему?
Ход урока.
- С какого звука начинаются слова? Охарактеризуйте его.
(Согласный, твёрдый, звонкий, парный, обозначается буквой «В»)
Минутка чистописания.
Вв во вт вг вз вя вл
-Вспомните слова с данным элементом. (вз, вл)
Словарная работа.
Самодиктант.
-Один ученик работает у доски. Задайте ему слова по теме «Путешествие»
(дорога, автобус, автомобиль, адрес, вокзал, город, машина и др.)
Самостоятельная работа у доски.
- У доски будет работать…
-Вставь пропущенные буквы в слова.
б…льшой
д..брота
м..лыши
ш..лит
б..лезнь
в..лнистая
вр..чи
Проверка.
-Каким правилом пользовался при выполнении проверки? Докажи правильность выполнения задания.
-Верно ли, что все слова являются именами существительными?
Фронтальная работа.
-Подберите синонимы к данным словам.
б…льшой - огромный и т.п.
д..брота - душевность
м..лыши- дети
ш..лит- озорничать
б..лезнь – недуг, хворь, недомогание, расстройство
в..лнистая –изогнутая, неровная, бугристая
вр..чи - доктора
(Если задание вызовет затруднение – обратиться к толковому словарю)
-Для чего нужны синонимы?
3.Новый материал.
Проблемная ситуация.
-Прочитайте предложение.
Слабый дух и редкие тренировки помогли спортсмену стать чемпионом.
-Найдите ошибки. Являются ли они орфографическими? Какие слова употребили неверно?
-Как исправить? Можно ли заменить синонимами?
(наоборот, т.е. заменить слова на противоположные по смыслу)
слабый – сильный
редкие – частые, постоянные
Сильный дух и постоянные тренировки помогли спортсмену стать чемпионом.
-Что объединяет эти слова? (вопрос)
-Как называются такие слова? (антонимы)
- Проверим по учебнику, стр.60, прочитайте правило.
- Что такое антонимы?
антонимы
?=?
противоположное значение
- Исходя из темы урока поставьте перед собой цель работы. (научиться употреблять антонимы)
4.Первичное закрепление.
Попробуем подобрать антонимы к словам.
б…льшой - маленький
д..брота - жестокость
м..лыши - взрослые
ш..лит - ??
б..лезнь - здоровье
в..лнистая - ровная
вр..чи - ??
- Какой вывод можно сделать? (не всегда можем подобрать антоним)
-В какой паре антонимы имена существительные? прилагательные?
Работа с учебником, с.61, упр.2. Фронтальная работа.
белый – чёрный
далеко – близко
брать – отдавать
друг – враг
5. Физминутка.
-Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.
- Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их.
6. Закрепление. Работа в парах.
- Перед вами текст. Прочитайте его.
Перед дождём.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома.
- Почему так озаглавлен?
-Замените выделенные слова антонимами.
-Прочитайте полученный текс. Подходит ли заголовок?
Тёплый ветер дует в лицо. Лёгкие облака плывут над островом. Слышатся слабые раскаты грома.
- Озаглавьте новый текст – После дождя.
- Запишите текст. Сколько в нём предложений? Прочитайте предложение орфографически.
Вывод.
- Для чего нужны антонимы?
- антонимы часто используются в художественной литературе, в фольклоре, как одно из образных средств.
- На столе задание – дополнить пословицы антонимами и объяснить смысл. Договоритесь в паре, кто будет объяснять.
Любишь брать – люби…………..
Правой рукой строит, а левой ………..
Ученье свет, а неученье …………
Кто хочет много знать, тому надо …… спать.
Корень учения горек, да плод его ………….
7. Итог урока.
- Что такое антонимы?
-Как они обогащают нашу речь?
- выскажите своё отношение к уроку, используя антонимы.
Я доволен, потому что…
Я огорчён, потому что……