СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по учебнику "Русский язык" Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В., Гостевой Ю.Н., Калмыковой И.Р., Юрьевой Е.С. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"»

Тема: Графика. Алфавит.

Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – графика; развивать умение применять знания на практике (алфавит); формирование интереса лингвистике, бережного отношения к слову, воспитание культуры речи.



Планируемые результаты:



Личностные:

- умение применять свои знания;

- интеллектуальное развитие;

-развитие стремления к речевому самосовершенствованию;

- расширение словарного запаса.



Метапредметные:

Регулятивные:

- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока) .

Коммуникативные:

- словесное выражение своих мыслей;

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

- понимание информации по теме урока;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .



Предметные:

Образовательные:

- совершенствовать умение работать с алфавитом;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

- развитие речевых способностей учащихся;

- развитие навыков групповой и парной работы;

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к русскому языку;

- воспитание ценностного отношения к слову.



Тип урока: урок «открытия» новых знаний.



Раздаточный материал: карточки с заданиями, иллюстрации.



Средства обучения: учебник русского языка, Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).



Демонстративный материал: презентация к уроку.



Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.



Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемая УДД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

(2 минуты)

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

- Я рада видеть вас и надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


- А сейчас запишите в тетрадях, пожалуйста, дату, слова «классная работа».

- Не забудьте, ребята, оценить свою работу на каждом этапе работы. У вас на столах лежат оценочные листы. Возьмите их, пожалуйста.

- Не забудьте, ребята, оценить свою работу на каждом этапе работы:

- если уверены, что всё поняли, в графу с улыбающимся смайликом поставьте + ;

- если не уверены, что всё поняли, в графу с мрачным смайликом поставьте -.


Приветствуют учителя.





Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.





Записывают в тетрадях дату урока, слова «классная работа».


Знакомятся с оценочным листом.


Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация и фиксирование знаний индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

(9 минут)

- Ребята, предлагаю вспомнить всё по изученным разделам.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками»).

- Участник №1, возьмите, пожалуйста, конверт белого цвета и раздайте всем участникам карточки.

- Ребята, прочитайте свой вопрос и ответ. Вам для этого даётся 30 секунд.

- Теперь встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, поднимите руку и найдите пару – ближайшую. Кто выше ростом, тот читает свой вопрос.



- Спасибо. Поблагодарите друг друга и садитесь на свои места.

- Ребята, теперь встаньте те, кто ответил на все вопросы правильно.

- Встаньте те, кто ответил на два вопроса правильно.

- Встаньте те, кто ответил на один вопрос правильно.

- Заполните оценочный лист.


- У Валентина Катаева есть сказка «Цветик-семицветик». В этой сказке девочка Женя заблудилась, и ей помог волшебный цветок, который ей подарила старуха».

- Сегодня для занятия я приготовила «цветик - семицветик». Он тоже волшебный, каждый из вас будет отрывать по одному лепестку, в них вопросы, которые приготовил наш цветок.


- Участник №1, сорвите, пожалуйста, свой лепесток.


- Ребята, сейчас проведём структуру РЕЛЛИ РОБИН. Прочитайте свой вопрос и подумайте над его ответом. Вам для этого даётся 30 секунд.

- Теперь подумайте и обменяйтесь ответами со своим партнером по плечу.

Вам для этого даётся 30 секунд. Начинает участник А.












- Итак, ребята, какие же загадки вы отгадывали? Трудными были загадки? Кто не смог найти ответ на вопрос?






Участник №1 берёт конверт белого цвета и раздаёт их остальным участникам.

Обучающиеся читают вопросы и ответы на своих карточках.

Ученик А спрашивает ученика В. Ученик В отвечает. Ученик А помогает и хвалит. Потом обучающиеся меняются карточками и благодарят друг друга.



Обучающиеся встают.






Отмечают в соответствующей графе.














Все участники отрывают по одному лепестку.


  1. Чёрные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

2) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

  1. 33 сестрички, ростом невелички,

Если знаешь их секрет,

Они покажут целый свет. (Алфавит)

  1. Эта книга непростая:

По ней буквы изучаю. (Букварь)

  1. Раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи. (Графика)


Участник, у которого возникла трудность, читает свой вопрос.


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

(1 минута)

- В чём же причина вашего затруднения?

- Верно. Мы с вами ещё не знакомы с разделом «Графика». Этот раздел русского языка тесно связан с алфавитом.


- Мы не знакомы с таким разделом о языке.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: найти путь выхода из затруднения учащегося

(1 минута)

- Итак, какова цель нашего урока?


- Как мы можем сформулировать тему урока? (слайд №1)

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и не забудьте про оценочный лист.


- Познакомиться с новым разделом науки о языке - графика.

- Графика. Алфавит.


Обучающиеся записывают тему, отмечают в оценочном листе.

(Р) Умение формулировать тему, цель урока

(К) Учёт разных мнений, умение отстоять свою точку зрения.

V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала

(10 минут)

- Буквы мы пишем, звуки слышим. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв, называется графикой.

Работа со словами на слайде №2.

Графика (от греч. grapho - пишу, черчу)


Графика – раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи.

Каллиграфия (от греч. kalos – хороший, прекрасный + grapho - пишу )

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв – особенно это важно для рукописных букв.

Алфавит

Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке.

- А всегда ли мы могли писать буквы?

- Всегда ли существовала письменность?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, кто же придумал буквы, где они жили?

- Теперь работаем с текстом упражнения 274.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях номер упражнения.

Слайд №3.

Задание . Составить опорную схему «Развитие письменности».



Проверка (на слайде №4).





- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.



- На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук.



- Первую славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий, выходцы из греческого города Солунь (ныне - Салоники). (на слайде №5)

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились в славянское государство Моравию. Там они разработали азбуку для славянского языка на основе греческой письменности – кириллицу. В ней было 43 буквы.

Современное начертание русский алфавит приобрёл в начале XVIII века, когда Пётр I провёл реформу письменности. С течением времени некоторые из букв кириллицы вышли из употребления, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки. Появились новые буквы – й, ё, э. так постепенно к середине XX века сформировался современный русский алфавит. В нём 33 буквы.

В честь создателей азбуки Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Слайды №6-7.








Читают таблицу (на слайде).
























Ученик выразительно читает текст упражнения 274.

Обучающиеся в тетрадях пишут номер упражнения.


Обучающиеся в тетрадях делают схему.

Один ученик читает свою схему.

Пиктограмма → иероглиф → финикийский алфавит → греческий алфавит

Отмечают в соответствующей графе.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Физкультминутка

(2 минуты)

Слайд №8.

- Вы немного подустали.

- Ребята, выполняем физкультминутку по структуре ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР. Встаньте, задвиньте стулья.

Обучающиеся друг за другом повторяют упражнения.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: закрепить новые знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

(7 минут)

- А теперь посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.

- Что делать, если в слове совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете?


Слайд №9.

Задание 1.

Распределите города по алфавиту.

(на слайде)


Бугульма, Казань, Елабуга, Альметьевск, Нижнекамск, Азнакаево.


Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях.

(Проверка выполняется вместе с учителем)

Слайд №10.

- Выполните еще одно задание: распределите по алфавиту названия рек.

Кама, Волга, Ик, Вятка, Белая.

- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.


Слайд №11.

Игра «Дежурная буква» по структуре ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН.

- У нас сегодня дежурная буква — а, она стоит на первом месте.

Задание. Кто напишет больше имён существительных за 1 минуту?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении данных упражнений?

- Заполните оценочный лист.


- Если в слове совпадают первые буквы, то смотрим на последующую букву в данном слове.








Азнакаево, Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Казань, Нижнекамск.









Белая, Волга, Вятка, Ик, Кама.

Отмечают в соответствующей графе.






Обучающиеся пишут свои ответы в тетради.

- Нет. Мы с ними легко справились.


Отмечают в соответствующей графе.


Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: закрепить новые знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

(5 минут)

- Вы уверены в своих умениях?

- Участник №2, возьмите конверт зелёного цвета. Теперь выполним небольшой тест. У вас есть 3 минуты.

Тест.

1. Сначала возникла:

а) устная речь,

б) письменная речь,

в) устная и письменная речь возникли одновременно.

2. Какая наука изучает начертания букв?

а) Каллиграфия.

б) Графика.

в) Фонетика.

3. Каллиграфия учит:

а) располагать буквы в определенном порядке;

б) различать звук и букву;

в) соблюдать принятые начертания букв.

4. В кириллице было:

а) 43 буквы;

б) 33 буквы;

в) 21 буква.

5. Алфавит – это…

а) раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи.

б) буквы, расположенные в определённом порядке;

в) знак, который обозначает целое слово или понятие.


Взаимопроверка (оценивают друг друга).


Вместе с учителем исправляют ошибки.




- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.

- Да.

Тесты выполняются на карточках.
























Слайд №12.

Ответы:

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. А

  5. Б

Слайд №13.

«5» - 5 баллов.

«4» - 4 балла.

«3» - 3 балла.

Взаимопроверка (оценивают друг друга).

Отмечают в соответствующей графе.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: закрепить новые знания.

(5 минут)

- Пополнились ли сегодня наши с вами знания?

- Сейчас выполним ещё одно задание. Вам нужно будет вспомнить алфавит.

Игра называется «Шифровальщик».


Слайд №14.

Задание.

Прочитайте и запишите зашифрованные слова. Для этого участник №3, возьмите, пожалуйста, жёлтый конверт. Чтобы выполнить это задание, вам нужно на листочках написать алфавит.

4, 18, 1, 22, 10, 12,1

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20


- Да.


Обучающиеся на карточках записывают алфавит, читают зашифрованные слова.





Обучающиеся пишут алфавит, выполняют задания.

Ответы: графика, алфавит.

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IX. Рефлексия деятельности. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(3 минуты)

- Подведём итоги.

- Чему был посвящён наш урок?

- Какая цель стояла сегодня перед вами? – Достигли ли мы цели?



- У вас на столах лежит синий конверт, в них вы найдёте анкеты, которые позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Участник №4, возьмите этот конверт и раздайте анкеты остальным участникам.

- Заполните анкеты, пожалуйста. Вам даётся 1 минута.

Слайд №15.

1.На уроке я работал



2.Своей работой на уроке я



3.Урок для меня показался



4.За урок я



5.Мое настроение



6.Материал урока мне был


активно / пассивно
 

доволен / не доволен

 коротким / длинным
 

не устал / устал

стало лучше / стало хуже
 

понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным



- Молодцы! Вы все отлично потрудились, но у каждого был свой оценочный лист. Посчитайте смайлики с улыбкой.

Если их – 7 , то поставьте себе за урок «5», если их – 5-6 , то поставьте «4», если их - 4, то поставьте «3», если их - 3, то поставьте «2».

Слайд №16.

- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

1. Кто понял, но остались вопросы.

2. Для тех, кто усвоил.

3. Для тех, кто усвоил и может помочь другим.

1. Выполнить упражнение 280 – записать слова в алфавитном порядке.

2. Выполнить упражнение 281 – записать в алфавитном порядке фамилии авторов произведений, которые вы прочитали и названия этих книг.

3. Выполнить упражнение 282 – задание из раздела «Русский язык в мире других языков».


Новому для нас разделу науки о языке – графике и алфавиту.

Познакомиться с новым разделом науки о языке – графика.

- Достигли.

Обучающиеся заполняют анкеты. Аргументируют свои ответы.
















Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УУД (Р)

Следование в поведении моральным и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)




3