- расширение словарного запаса.
- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока) .
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе.
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
- совершенствовать орфографические умения.
- воспитание ценностного отношения к слову.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемая УДД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне (2 минуты) | - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. - Я рада видеть вас и надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! - А сейчас запишите в тетрадях, пожалуйста, дату, слова «классная работа». - Не забудьте, ребята, оценить свою работу на каждом этапе работы. У вас на столах лежат оценочные листы. Возьмите их, пожалуйста. - Не забудьте, ребята, оценить свою работу на каждом этапе работы: - если уверены, что всё поняли, в графу с улыбающимся смайликом поставьте + ; - если не уверены, что всё поняли, в графу с мрачным смайликом поставьте -. | Приветствуют учителя. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Записывают в тетрадях дату урока, слова «классная работа». Знакомятся с оценочным листом. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация и фиксирование знаний индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (9 минут) | - Ребята, предлагаю вспомнить всё по изученным разделам. Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками»). - Участник №1, возьмите, пожалуйста, конверт белого цвета и раздайте всем участникам карточки. - Ребята, прочитайте свой вопрос и ответ. Вам для этого даётся 30 секунд. - Теперь встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, поднимите руку и найдите пару – ближайшую. Кто выше ростом, тот читает свой вопрос. - Спасибо. Поблагодарите друг друга и садитесь на свои места. - Ребята, теперь встаньте те, кто ответил на все вопросы правильно. - Встаньте те, кто ответил на два вопроса правильно. - Встаньте те, кто ответил на один вопрос правильно. - Заполните оценочный лист. - У Валентина Катаева есть сказка «Цветик-семицветик». В этой сказке девочка Женя заблудилась, и ей помог волшебный цветок, который ей подарила старуха». - Сегодня для занятия я приготовила «цветик - семицветик». Он тоже волшебный, каждый из вас будет отрывать по одному лепестку, в них вопросы, которые приготовил наш цветок. - Участник №1, сорвите, пожалуйста, свой лепесток. - Ребята, сейчас проведём структуру РЕЛЛИ РОБИН. Прочитайте свой вопрос и подумайте над его ответом. Вам для этого даётся 30 секунд. - Теперь подумайте и обменяйтесь ответами со своим партнером по плечу. Вам для этого даётся 30 секунд. Начинает участник А. - Итак, ребята, какие же загадки вы отгадывали? Трудными были загадки? Кто не смог найти ответ на вопрос? | Участник №1 берёт конверт белого цвета и раздаёт их остальным участникам. Обучающиеся читают вопросы и ответы на своих карточках. Ученик А спрашивает ученика В. Ученик В отвечает. Ученик А помогает и хвалит. Потом обучающиеся меняются карточками и благодарят друг друга. Обучающиеся встают. Отмечают в соответствующей графе. Все участники отрывают по одному лепестку. Чёрные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы) 2) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) 33 сестрички, ростом невелички, Если знаешь их секрет, Они покажут целый свет. (Алфавит) Эта книга непростая: По ней буквы изучаю. (Букварь) Раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи. (Графика) Участник, у которого возникла трудность, читает свой вопрос. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (1 минута) | - В чём же причина вашего затруднения? - Верно. Мы с вами ещё не знакомы с разделом «Графика». Этот раздел русского языка тесно связан с алфавитом. | - Мы не знакомы с таким разделом о языке. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: найти путь выхода из затруднения учащегося (1 минута) | - Итак, какова цель нашего урока? - Как мы можем сформулировать тему урока? (слайд №1) - Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и не забудьте про оценочный лист. | - Познакомиться с новым разделом науки о языке - графика. - Графика. Алфавит. Обучающиеся записывают тему, отмечают в оценочном листе. | (Р) Умение формулировать тему, цель урока (К) Учёт разных мнений, умение отстоять свою точку зрения. |
V. Реализация построенного проекта. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала (10 минут) | - Буквы мы пишем, звуки слышим. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв, называется графикой. Работа со словами на слайде №2. Графика (от греч. grapho - пишу, черчу) | Графика – раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи. | Каллиграфия (от греч. kalos – хороший, прекрасный + grapho - пишу ) | Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв – особенно это важно для рукописных букв. | Алфавит | Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке. | - А всегда ли мы могли писать буквы? - Всегда ли существовала письменность? - Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, кто же придумал буквы, где они жили? - Теперь работаем с текстом упражнения 274. - Запишите, пожалуйста, в тетрадях номер упражнения. Слайд №3. Задание . Составить опорную схему «Развитие письменности».
Проверка (на слайде №4).
- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.
- На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму. Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук.
- Первую славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий, выходцы из греческого города Солунь (ныне - Салоники). (на слайде №5) В 863 году Кирилл и Мефодий отправились в славянское государство Моравию. Там они разработали азбуку для славянского языка на основе греческой письменности – кириллицу. В ней было 43 буквы. Современное начертание русский алфавит приобрёл в начале XVIII века, когда Пётр I провёл реформу письменности. С течением времени некоторые из букв кириллицы вышли из употребления, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки. Появились новые буквы – й, ё, э. так постепенно к середине XX века сформировался современный русский алфавит. В нём 33 буквы. В честь создателей азбуки Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Слайды №6-7.
| Читают таблицу (на слайде). Ученик выразительно читает текст упражнения 274. Обучающиеся в тетрадях пишут номер упражнения. Обучающиеся в тетрадях делают схему. Один ученик читает свою схему. Пиктограмма → иероглиф → финикийский алфавит → греческий алфавит Отмечают в соответствующей графе. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Физкультминутка (2 минуты) | Слайд №8. - Вы немного подустали. - Ребята, выполняем физкультминутку по структуре ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР. Встаньте, задвиньте стулья. | Обучающиеся друг за другом повторяют упражнения. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: закрепить новые знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. (7 минут) | - А теперь посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом. - Что делать, если в слове совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете? Слайд №9. Задание 1. Распределите города по алфавиту. (на слайде) Бугульма, Казань, Елабуга, Альметьевск, Нижнекамск, Азнакаево. Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях. (Проверка выполняется вместе с учителем) Слайд №10. - Выполните еще одно задание: распределите по алфавиту названия рек. Кама, Волга, Ик, Вятка, Белая. - Заполните, пожалуйста, оценочный лист. Слайд №11. Игра «Дежурная буква» по структуре ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. - У нас сегодня дежурная буква — а, она стоит на первом месте. Задание. Кто напишет больше имён существительных за 1 минуту? - Испытывали ли вы затруднения при выполнении данных упражнений? - Заполните оценочный лист. | - Если в слове совпадают первые буквы, то смотрим на последующую букву в данном слове. Азнакаево, Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Казань, Нижнекамск. Белая, Волга, Вятка, Ик, Кама. Отмечают в соответствующей графе. Обучающиеся пишут свои ответы в тетради. - Нет. Мы с ними легко справились. Отмечают в соответствующей графе. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: закрепить новые знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. (5 минут) | - Вы уверены в своих умениях? - Участник №2, возьмите конверт зелёного цвета. Теперь выполним небольшой тест. У вас есть 3 минуты. Тест. 1. Сначала возникла: а) устная речь, б) письменная речь, в) устная и письменная речь возникли одновременно. 2. Какая наука изучает начертания букв? а) Каллиграфия. б) Графика. в) Фонетика. 3. Каллиграфия учит: а) располагать буквы в определенном порядке; б) различать звук и букву; в) соблюдать принятые начертания букв. 4. В кириллице было: а) 43 буквы; б) 33 буквы; в) 21 буква. 5. Алфавит – это… а) раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи. б) буквы, расположенные в определённом порядке; в) знак, который обозначает целое слово или понятие. Взаимопроверка (оценивают друг друга). Вместе с учителем исправляют ошибки. - Заполните, пожалуйста, оценочный лист. | - Да. Тесты выполняются на карточках. Слайд №12. Ответы: А Б В А Б Слайд №13. «5» - 5 баллов. «4» - 4 балла. «3» - 3 балла. Взаимопроверка (оценивают друг друга). Отмечают в соответствующей графе. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: закрепить новые знания. (5 минут) | - Пополнились ли сегодня наши с вами знания? - Сейчас выполним ещё одно задание. Вам нужно будет вспомнить алфавит. Игра называется «Шифровальщик». Слайд №14. Задание. Прочитайте и запишите зашифрованные слова. Для этого участник №3, возьмите, пожалуйста, жёлтый конверт. Чтобы выполнить это задание, вам нужно на листочках написать алфавит. 4, 18, 1, 22, 10, 12,1 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 | - Да. Обучающиеся на карточках записывают алфавит, читают зашифрованные слова. Обучающиеся пишут алфавит, выполняют задания. Ответы: графика, алфавит. | Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
IX. Рефлексия деятельности. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (3 минуты) | - Подведём итоги. - Чему был посвящён наш урок? - Какая цель стояла сегодня перед вами? – Достигли ли мы цели?
- У вас на столах лежит синий конверт, в них вы найдёте анкеты, которые позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Участник №4, возьмите этот конверт и раздайте анкеты остальным участникам. - Заполните анкеты, пожалуйста. Вам даётся 1 минута. Слайд №15. 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен
коротким / длинным не устал / устал
стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
- Молодцы! Вы все отлично потрудились, но у каждого был свой оценочный лист. Посчитайте смайлики с улыбкой. Если их – 7 , то поставьте себе за урок «5», если их – 5-6 , то поставьте «4», если их - 4, то поставьте «3», если их - 3, то поставьте «2». Слайд №16. - Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами. 1. Кто понял, но остались вопросы. 2. Для тех, кто усвоил. 3. Для тех, кто усвоил и может помочь другим. 1. Выполнить упражнение 280 – записать слова в алфавитном порядке. 2. Выполнить упражнение 281 – записать в алфавитном порядке фамилии авторов произведений, которые вы прочитали и названия этих книг. 3. Выполнить упражнение 282 – задание из раздела «Русский язык в мире других языков». | Новому для нас разделу науки о языке – графике и алфавиту. Познакомиться с новым разделом науки о языке – графика. - Достигли. Обучающиеся заполняют анкеты. Аргументируют свои ответы. Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УУД (Р) Следование в поведении моральным и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |