СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Склонение имен существительных мужского рода на -й" (учебник Поляковой А.В.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме  "Склонение имен существительных мужского рода на -й" (учебник "Русского языка" 3 класс Поляковой А.В.) соответствует требованиям ФГОС и принципам развивающего обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Склонение имен существительных мужского рода на -й" (учебник Поляковой А.В.)»

Русский язык. 3 класс (учебник А.В. Поляковой)

Кочергина А.В.

Тема урока: «Второе склонение. Склонение имён существительных мужского рода на -й»

Цель урока: формирование понятия о втором склонении имен существительных мужского рода на –й

Задачи урока:

Дидактические:

- познакомить со склонением существительных мужского рода на - й

- продолжить работу по формированию умения определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение

- формировать умение каллиграфически правильно, аккуратно писать

Развивающие:

- развивать логические действия сравнения

- развивать орфографическую зоркость, речь, внимание

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету

- формирование коммуникативных умений (умение работать в парах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)

ХОД УРОКА


Этапы урока


Задачи этапов урока


Методы и приемы работы



Деятельность учителя




Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование


Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные

Организационный этап


Настроить учащихся на урок.

Словесный

Приветствует учащихся. Записывает число. П1

Приветствуют учителя. Записывают число.


Ф

Раб. тетрадь, доска, мел, письменные принад.

Самоконтроль




Чистописание


Сформировать навык правильного написания букв, их соединений, четкое безотрывное письмо

Практический

Предлагает отгадать загадки, определить букву, дает соединения с буквой «м» для чистописания. П2

Отгадывают загадки, определяют букву для чистописания, выполняют задания для чистописания

Ф

И

Рабочая тетрадь, доска, мел, письменные принад.

Контроль, самоконтроль

П: орфографически грамотно и каллиграфически правильно писать


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


Обеспечить понимание обучающимися смысл их деятельности, т.е. того что они должны достичь в результате проведения занятия

Словесный -

беседа

На доске записаны слова, задает задание разделить их на группы, назвать признаки, определить неизвестное и назвать тему урока. П3

Внимательно изучают слова, делят их на группы, называют по какому признаку, определяют неизвестное, называют тему урока

Ф

И

-

Контроль

П: распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж);

Р: принимать и сохранять цель и учебную задачу


К: выражать свои мысли в устной и письменной форме

Первичное усвоение новых знаний.


Практический –работа с учебником,

Словесный -

беседа

Предлагает вспомнить, что такое склонение, на какие группы делится, работа с учебником, дает задание просклонять слова. П4

Вспоминают что такое склонение, на какие группы делится, отвечают на вопросы, работают с учебником, самостоятельно склоняют слова


Ф

И

Учебник Русский язык 3 класс 2 часть А.В. Полякова, рабочая тетрадь, письменные принадлежности

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль


П: самостоятельно находить в учебнике, необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий


К: участвовать в диалоге, беседе, совместной деятельности (в парах), приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

Динамическая пауза


Сохранить здоровье детей

Практический метод-упражнение

Проводит физкультминутку

П5

Выполняют упражнения физкультминутки






Первичное закрепление


Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала

Практический – работа с учебником,

Словесный -

беседа


Предлагает работу по упражнениям учебника, посностью открывает пословицу, задает вопрос о ее значении, беседа. П6

Работают по упражнениям учебника, склоняют, составляют предложения, обьясняют смысл полученной в процессе урока пословицы

Ф

И

Учебник Русский язык 3 класс 2 часть А.В. Полякова, рабочая тетрадь, письменные принадлежности

Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль

П: склонять имена существительные

П: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Рефлексия (итог урока)

Обобщить полученные на уроке знани

Словесный метод - диалог

Подводит итоги урока, задает вопросы, выставляет оценки

П6

Отвечают на вопросы учителя

Ф

И

Цветные карандаши

Контроль, самоконтроль


Р: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

Домашнее задание

Сообщить о домашнем задании.

Словесный метод

Озвучивает домашнее задание, разбирает задание с учащимися

П7

Записывают

домашнее задание, разбирают его



И

Письменные принад., дневник

-





Приложение 1

    Прозвенел уже звонок,

    Начинаем наш урок.

  • Мы начинаем наш урок русского языка. Я предлагаю девизом нашей рабты на сегодня выбрать следущий: «Над чем постараешься, тому и порадуешься». Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся) Молодцы, я желаю вам успешной работы на уроке.

- Проверим готовность к уроку.

Сядем прямо, ноги вместе,

Под наклон кладём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!

А что мы должны записать в тетради? (ответы). Правильно, записываем число. Классная работа.

Приложение 2

  • Вспомните план уроков русского языка. С чего мы начинаем нашу работу? (Ответы)

  • Правильно.Наш урок начнется с минутки чистописания. Прослушайте и отгадайте загадки, вы должны догадаться, какую букву мы будем писать.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Желтые пушистые,

Шарики душистые.

Их укроет от мороза,

В своих веточках … (Мимоза)



- Догадались какую букву будем писать? (М)

- Правильно! А скажите, какие звуки может обозначать буква «м»? (м, м’)

- Дайте характеристику каждого из звуков.

М - согл., тв., зв., непарн.

М ’ - согл., мягк., зв., непарн.

- Теперь записываем соединение буквы «м» по предложенному образцу. (Открыть слайд «Минутка чистописания»)

  • Что следует за минуткой чистописания на уроке? (ответы)

  • Правильно, мы переходим к работе со словарными словами.

Приложение 3

  • На слайде записаны слова. ( трамвай, вокзал, мороз, сарай, месяц, иней)

  • Что общего в этих словах? (это имена существительные, анрицательные, они обозначают неодушевленные предметы, в единственном числе)

  • На какие группы можно их разделить? (1гр.: вокзал, месяц, дождь; 2 гр.: трамвай, сарай, иней)

  • С какой группой слов мы уже работали? (С первой группой слов) А что объединяет эти слова? (Это существительные 2 склонения ед.ч., м.р.)

  • А что объединяет слова второй группы? (Это существительные муж. рода, оканчивающиеся на - й)

- А вы уже знакомились с изменением таких существительных по падежам? (Нет)

- А как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Склонение имен существительных мужского рода - й)

Приложение 4

«Вспоминаем то, чо знаем»

- Скажите, что такое склонение существительных? (Изменение слова по падежам и числам)

- А какие выделяют группы склонений?

1 скл. – м.р.+ ж.р. на – а,-я

2 скл.-м.р.(нулевое окончание) + ср.р. на –о,-е

3 скл.-ж.р. (в конце основы имеют ь)

  • Откройте учебник на стр. 61, найдите упр. 130. Прочитайте задание. Предлагаю ответить на эти вопросы кратко на листочке-экспресс-опроснике, что у вас на столе (ответить на вопросы и привести примеры). Листочки с ответами собираем и проверяет учитель.

«Работаем над новым»

  • Посмотрите на таблицу в тексте упр.123.

1) Спишите. Выделите окончания существительных в каждом падеже и поставьте ударения в словах.

2) Сейчас вы будете работать в парах, и вашей задачей будет сравнить окончания имен существительных в каждом падеже и место ударения в словах. Сказать в чем сходство и различие на слух и при письме?

Вывод: у слова чай при склонении окончания являются безударными, у слова конь — ударными, но на письме они совпадают (кроме винительного падежа). Значит слово коньмы можем назвать словом-помощником для определения окончаний существительных 2-го склонения на -й; на слух в словах чая, чаю, чаем, чае появляется согласный звук [й], которого нет на письме.

  • А теперь перейдем к упр. 126, пользуясь таблицей, сравним падежные окончания существительных иней и урожай.

Вывод:падежные окончания совпадают.

Первичное закрепление:

- Письменно просклоняйте слова трамвай, сарай, иней, выделяя окончания, поставьте ударение(дети работают самостоятельно с последующей проверкой в паре)

Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями, карандашом проверяем в тетради соседа.

И.п. что? трамвай, сарай, иней

Р.п. чего? трамвая, сарая, инея

Д.п. чему? трамваю, сараю, инею

В.п. что? трамвай, сарай, иней

Т.п. чем? трамваем, сараем, инеем

П.п. о чем? о трамвае, о сарае, об инее.

Вывод: существительные мужского рода на -й (трамвай, сарай, иней, чай) склоняются одинаково и имеют те же окончания, что и существительные мужского рода 2-го склонения с мягкой основой (конь).

Приложение 5

Физкультминутка

Встало солнце высоко,

Мы вдохнули глубоко. (Потягивание)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Приложение 6

«Повторяем изученное и применяем новые знания, упражняемся»

- Продолжаем нашу работу. Откройте учебник стр.62, упр. 128. Повторим задания, в какой последовательности выполняем.

- Выполняем задание 1 крментированно по цепочке. Не забывайте подписывать склонение и падеж у существительного, выделять окончания.

В процессе работы учитель задает вопрос:

  • Докажите, что вы правильно написали окончания существительных. (Почему получились такие окончания?)

    За автобусом ( Т.п.), об урожае (П.п.), на трамвае (П.п.), под снегом (Т.п.), с хлебом (Т.п.), перед чаем (Т.п.), на якоре (П.п), с попугаем (Т.п), за океаном (Т.п), перед прибоем (Т.п), о случае (П.п.), над городом (Т.п.), в походе (П.п), за воробьем (Т.п.)

Вывод после выполнения 1 части задания: все существительные второго склонения (это существительные мужского рода с нулевым окончанием), они стоят в творительном или предложном падежах и имеют окончания: -ом (-ём), -ем (в Т.п.) или -е (в П. п.).

  • А теперь выполните задание под цифрой 2. Прочитайте его. Составьте с данными словами 2-3 предложения. Предложения составляем так, чтобы в них, помимо главных членов предложения, были второстепенные.

  • Как называются такие предложения? (распространенные).

  • Проверяем. Какие предложения составили?

    В зоопарк мы ехали на трамвае. Над городом расцвели звезды праздничного салюта. О случае в лесу рассказал нам лесник.

- Молодцы! За выполненное задание открывается последняя карточка.

Приложение 7

«Подводим итоги»

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Как изменяются по падежам имена существительные мужского рода на –й?

- Что было трудно?

Возьмите цветной карандаш того цвета, который соответствует степени усвоения темы и нарисуйте на полях круг этого цвета:

зеленый — тему я усвоил хорошо, могу выполнить задания по теме самостоятельно;

желтый — тему усвоил, но требуются уточнения, нужно упражняться;

красный - тема вызвала у меня трудности, мне нужна помощь учителя.

Давайте вспомним девиз урока.

  • Оцените свою работу на уроке. Кто работал активно и старательно? Оцените свое эмоциональное состояние от работы на уроке (смайлик).

  • Какую оценку за урок вы могли бы себе сегодня поставить? Поставьте ваши оценки на полях тетради.

  • Кто выполнял задания и комментировал для класса, много отвечал и заслужил оценку в журнал? Вспомните работу своих одноклассников, какую оценку они заслужили ? Я им поставлю оценки за урок в журнал.

Приложение 8

Д/задание.

  • Найдите на с. учебника упр. 129.

  • Что нужно сделать?

  • Запишите домашнее задание.

- Всем спасибо! Урок окончен.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя