Русский язык, 4 класс Дата:
Учитель:
Тема: Простые и сложные предложения.
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Каллиграфия.
Рр ракета Сс сахар Тт теперь Уу урожай
2. Работа с предложениями. Прочитайте, спишите, расставьте знаки препинания.
И зеленые и красные и желтые листья медленно падают на землю.(пов.,невоск.,простое, распр.,полное,осл.одн.чл.) В лесу мы собирали грибы и ягоды. Папа нашел белый гриб а потом подберезовик. Сегодня я много читал но не играл.Алена подбрось мяч!Мама поставила на стол пирожки конфеты печенье.
3.Беседа.
Какое предложение было лишним?В каких случаях ставим запятые при однородных членах предложения?Когда запятых нет?Разбор 1-го предложения.
2. Орфографическая минутка
— Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями чк, чн, нч.
Буквы ч и и
Рядом на диванчике
Сочники, пончики едят,
Чай, налив в стаканчики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так —
Нет, не получается!
В ч + н, запомни прочно,
Мягкий знак не нужен точно!
В н + ч не нужен он.
Кто не нужен — выйди вон!
Л. Уланова
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Выполните звуко-буквенный разбор слова точно. (Один ученик работает у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте предложение.
Прозвенел звонок, и в класс вошел учитель.
-Я считаю, что в этом предложении надо поставить запятую.Докажите, почему.
— Прочитайте и сравните два предложения.
Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
— Чем похожи предложения? (В них содержится одна и мысль.)
— Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Найдите грамматическую основу в первом предлоге ни (Солнце встало и осветило.)
— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)
— Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)
— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям
(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)
— Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.
1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
2) Мороз крепчал, но не кусался.
3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
6) Молодые побеги сморщились и завяли.
7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.
(Проверка. Одна пара отчитывается о выполненной работе, остальные проверяют.)
— Чем простое предложение отличается от сложного?
— Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника.
2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).
—Прочитайте выразительно поэтические строки.
— Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)
— Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)
— Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)
— С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
Прочитайте Вспомните!
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Отметьте галочкой сложные предложения.
Вариант 1
1) Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
2) Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
3) Подняли золотые головки одуванчики, и зацвёл шиповник.
4) Солнце сияло, но не грело землю.
Вариант 2
1) Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом,
2) На деревьях набухли почки, но листья ещё не проклюнулись.
3) Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.
4) В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.
(Проверка.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются сложными?
— Для чего в речи нужны сложные предложения?
Домашнее задание
Программный уровень: упр. 50 (с. 36).