СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Лексический анализ слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 6 класса по теме "Лексический анализ слова" разработан в соответствии с тематическими рекомендациями обновленного ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Лексический анализ слова"»


Урок №61

Тема: Лексический анализ слов.

Цели: систематизация знаний по данному разделу; пополнение и обогащение словарного запаса; закрепление умений работать с разными видами словарей; формирование общеязыковых умений.

Задачи:

1) познавательные: знать основные понятия раздела «Лексика»; научиться выполнять лексический анализ слова;

2) развивающие: научить грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы русского литературного языка; пополнять словарный запас языка; развивать коммуникативные умения и навыки;

3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты: объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Ход урока:

  1. Организационный момент


2. Активизация знаний учащихся.

2.1. Работа с перфокартой.

Общеупотреб. слова

Диалектизмы

Профессионализмы

Устаревшие слова

Жаргонизмы

1

+





2





+

3




+


4



+



5



+



6





+

7

+





8




+


9


+




10

+





11





+

12



+



13



+



14


+




15




+




1. земля

2. столовка

3. очи

4. стетоскоп

5. клапан

6. музон

7. дом

8. кафтан

9. куряга

10. тетрадь

11. столовка

12. мотивация учащихся

13. лексика

14. айда

15. чело

3. Формулирование темы урока, целеполагание

3.1. Беседа

-Какой раздел лингвистики изучает слово (исследует) с точки зрения его лексического значения и употребления в речи? (лексикология).

- А что значит исследовать? (Это всесторонний разбор, рассмотрение, анализ)

-А что будем исследовать? (Слова).

-Как мы назовём тему урока? Анализ слова?

-Точнее: « Лексический анализ слова».

3.2. Постановка цели и задач урока:научиться выполнять лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии; работать над обогащением словарного запаса; закрепить умения работать с разными видами словарей.

4. Первичное освоение новых знаний

4.1. Задание 1. Работа с текстом (карточка)

-Ребята, приближается праздник. 22 ноября в России отмечается замечательный праздник – День словарей и энциклопедий. Познакомимся с текстом об этом празднике. (Раздаточный материал).

Почему именно 22 ноября стоит отмечать День словарей? Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.

-Почему так важен для нас это праздник?

-Он для тех, кто хочет много знать. Стране нужны умные и образованные люди, поэтому вам, ребята, нужно с детства дружить со словарями. Они помогут не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширят кругозор, дадут сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщат к культуре народа.

4.2. Задание 2. Записать 1,2 предложения. Объяснить орфограммы. Выполнить задания.

1.Найдите в тексте однозначные и многозначные слова.

2. Дайте толкование слова словарь. (Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке).

3. Подберите синонимы к слову словарь. Словарь, словник, лексикон.

4.3. Беседа.

-И школьникам, и взрослым часто бывает нужно выяснить, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари.

-Чтобы узнать, как пишутся слова, мы обращаемся (к каким?) орфографическим словарям. -Если не знаем значения слова, обращаемся (к какому?) толковому словарю.

-О происхождении слов узнаем (из какого?) этимологического словаря. Названия словарей запишите в тетрадях, проверьте свои записи.

-Чем больше мы читаем, тем больше нужны нам словари. Их составляют ученые-лексикографы, обладающие большим трудолюбием, терпением и любовью к слову. Назовите известных вам авторов словарей.

-Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом. (В словарях записываем термины: лексикография, лексикограф). Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова. В словаре Ушакова имеются значения более 85 тысяч слов. Словарь получил большую известность. Однажды, когда ученый шел по улице, он услышал разговор двух школьников. Один сказал: “Гляди, Ушаков идет!” Другой ответил: “Ты что? Ушаков - это словарь”.

-Словарей в языке много. Перечислим основныесловарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический. В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. 

4.4. .Работа со словарями. При лексическом анализе слова нам понадобятся различные словари. У вас на столах лежат карточки со словарными статьями из 5 разных словарей. Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. Внимательно прочитайте. Сможете ли вы угадать, из каких словарей они приведены? (Приложение 1).

-Проверьте себя по ответам на слайде. (Лучше: демонстрируем эти словари из выставки «Словари - наши друзья и помощники»,а подготовленные ученики комментируют). Молодцы! Вы отлично справились с данным заданием. Не забудьте сделать отметку на листах самоконтроля (по количеству верных ответов).

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление новых знаний

6.1. Задание 3. Игра «Угадайте слово по его описанию». «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Орел, а не птица.

6.2. Беседа

-Как вы угадывали слово? (По толкованию). Вам помогло лексическое значение слова. Вы увидели словесные портреты слов.

-С помощью словарей можно создать «портрет» любого слова. По-научному это называется лексический анализ слова.

6.3. Карточка «Лексический анализ слова»

-Прочитайте план анализа и пример.

- Теперь в тетрадях вместе выполним анализ одного слова.

- Перечитайте ещё раз текст о празднике словарей и выберите из него слово, интересное для лексического разбора. Например, слово день.

  1. День – 1) часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером 2). То же, что сутки. 3). Промежуток времени в пределах суток, занятый или характеризуемый чем-н. 4). чего. Календарное число месяца, посвящённое какому-н. событию. День словарей.

  2. Слово употреблено в прямом значении.

  3. Синонимы:  дата, свет. Антоним: ночь.

  4. Нейтральное.

  5. Используется как общеупотребительное, нейтральное слово.

  6. Образовано от глагола «дневать»

6.4. Задание 4. Самостоятельная работа.

-Выберите из предложения слово, интересное для лексического разбор

Слово- дело великое.

Образец разбора:

  1. Великий - 1) выдающийся (великий писатель); 2) очень большой (великое счастье); 3) большего размера, чем нужно (шапка велика).

  2. Употреблено в прямом значении.

  3. Синонимы: большой, огромный, громадный. Антонимы: ничтожный, маленький, малый, жалкий.

  4.   Книжное.

  5. Слово великий образовано от общеславянского корня; древнерусское вель значило «большой».

  6. Входит в состав фразеологизма «Великие мира сего» (О людях, занимающих высокое положение в обществе).

7. Домашнее задание:

1) Выполнить все тренировочные задания из урока №25 из ресурсов РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6948/conspect/259454/

2) Из учебника литературы выписать предложение и создать «портрет» интересного слова.

8. Рефлексия.

Что нового ты узнал на уроке? Что понравилось и запомнилось? Всё ли было понятно? Выставление оценок.

-Задумываясь над словом, мы постигаем его красоту, его глубину, приникаем к сокровенной тайне того, что называется родным языком, начинаем осознавать, насколько чудесен этот божественный дар – язык и речь. Желаю всем успехов и новых открытий!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя