СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка "Изменеие глаолов по временам".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Изменение глаголов по временам"»

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

  Цели урока:

  • развивать умение различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;

  • развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

  • развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;

  • воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Настрой на работу.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

- Запишите в тетрадях число.  Классная работа.

II. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох 
И рвётся из стручков … (Горох ).

5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. 

Глагол (слайд 1)

- Вспомните, что вы знаете о глаголе? (слайд 2)

IV Подготовка к изучению нового материала. (слайд 3)

Иллюстрация на тему «Весна»

- Какое время года изображено?

- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?

Наступило прекрасное время года…

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (слайд 4)

- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

V. Новая тема.

а) Постановка проблемы.

- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола или …)

«Изменение глаголов по временам» - На какие вопросы сегодня хотите найти ответ? (слайд 5)

- Сколько времен имеет глагол?

- Могут ли глаголы изменяться по временам?



б) Поиск решения.

Работа в парах по рядам.

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, поставить к ним вопросы. В зависимости от вопроса распределить глаголы на группы.

- Напоминаю правила работы в парах:

«Работаем дружно, сообща. Выслушиваем мнение каждого. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант»

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.

В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.













- На какие группы вы предлагаете разбить все глаголы? Сколько времен у глагола?

- А могут ли изменяться глаголы по временам? Докажите. (слайд 8)

Физкультминутка

 Если встретится  глагол в прошедшем времени, вы присядьте


Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.


(Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят-буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)

VI Закрепление.

1.Работа по учебнику. (слайд 9)

- А теперь обратимся к учебнику. Упражнение 146. Выполняем по заданию.

2. Работа в группах. (слайд 10)

1) «Найди лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Аргументируйте свой ответ.

2) - Составьте памятку (работа в паре)

А) «Как отличить глагол в настоящем времени от других глаголов»

Б) «Как отличить глагол в прошедшем времени от других глаголов»

В) «Как отличить глагол в будущем времени от других глаголов»

и презентуйте ее.

3). Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите

время глаголов. (слайд 13)

4). Развитие речи (слайд 15).

Оживи картинку. Прочитать текст. Вставьте в каждое предложение глаголы. Определите время глаголов.

VII Итог урока.

А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим как вы усвоили тему урока.

Игра называется «Аккуратный почтальон».

3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:

    1. Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

    2. Магниты.

    3. Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 6 карточек одного цвета):

    Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

- Как изменяются глаголы? (По временам.)

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

VIII Рефлексия. (слайд 16)

- Что на уроке было самым трудным?

- Какое задание показалось наиболее интересным?

- Какой вид работы понравился больше?

- Как работать сложнее в группе или самостоятельно?

XIX Домашнее задание. РТ стр.41 №91


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!