Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели урока:
развивать умение различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
воспитывать самостоятельность, внимание, взаимопонимание, товарищество;
Ход урока.
Организационный момент.
Настрой на работу.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
- Запишите в тетрадях число. Классная работа.
II. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (Горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.
Глагол (слайд 1)
- Вспомните, что вы знаете о глаголе? (слайд 2)
IV Подготовка к изучению нового материала. (слайд 3)
Иллюстрация на тему «Весна»
- Какое время года изображено?
- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?
Наступило прекрасное время года…
Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (слайд 4)
- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
V. Новая тема.
а) Постановка проблемы.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола или …)
«Изменение глаголов по временам» - На какие вопросы сегодня хотите найти ответ? (слайд 5)
- Сколько времен имеет глагол?
- Могут ли глаголы изменяться по временам?
б) Поиск решения.
Работа в парах по рядам.
- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, поставить к ним вопросы. В зависимости от вопроса распределить глаголы на группы.
- Напоминаю правила работы в парах:
«Работаем дружно, сообща. Выслушиваем мнение каждого. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант»
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
- На какие группы вы предлагаете разбить все глаголы? Сколько времен у глагола?
- А могут ли изменяться глаголы по временам? Докажите. (слайд 8)
Физкультминутка
Если встретится глагол в прошедшем времени, вы присядьте
Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.
(Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят-буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)
VI Закрепление.
1.Работа по учебнику. (слайд 9)
- А теперь обратимся к учебнику. Упражнение 146. Выполняем по заданию.
2. Работа в группах. (слайд 10)
1) «Найди лишнее слово»
Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
Аргументируйте свой ответ.
2) - Составьте памятку (работа в паре)
А) «Как отличить глагол в настоящем времени от других глаголов»
Б) «Как отличить глагол в прошедшем времени от других глаголов»
В) «Как отличить глагол в будущем времени от других глаголов»
и презентуйте ее.
3). Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите
время глаголов. (слайд 13)
4). Развитие речи (слайд 15).
Оживи картинку. Прочитать текст. Вставьте в каждое предложение глаголы. Определите время глаголов.
VII Итог урока.
А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим как вы усвоили тему урока.
Игра называется «Аккуратный почтальон».
3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:
Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
Магниты.
Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 6 карточек одного цвета):
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
VIII Рефлексия. (слайд 16)
- Что на уроке было самым трудным?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Какой вид работы понравился больше?
- Как работать сложнее в группе или самостоятельно?
XIX Домашнее задание. РТ стр.41 №91