СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изменение глаголов по временам", разработка урока по русскому языку в 3 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме: "Глагол" в 3 классе. Урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Мой урок»

Предмет, программа

Русский язык «Школа России»

Класс

3

Тема

Изменение глаголов по временам.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Герасименко С.И., учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №25

Город/поселение

город Крымск

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Время реализации урока(мероприятия, занятия)

40 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Развивать умения различать временные формы глаголов и правильно их употреблять в устной и письменной речи;

развивать умение анализировать свою деятельность;

воспитывать взаимопонимание, товарищество.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные УУД:

Знать:грамматические признаки глагола.

Уметь: определять временные формы глагола.

Регулятивные УУД:

целеполагание,

контроль в форме сличения способа действия с результатом.,

саморегуляция в достижении цели,

обеспечение деятельности учащихся

Метапредметные УУД:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные УУД:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.





Ресурсы, оборудование и материалы

Толковый словарь С.И. Ожегова, проектор, доска, учебник, сигнальные карточки, тетради, индивидуальные карточки, лучики, диск «Русский язык» 3 класс.

Список учебной и дополнительной литературы

В. Г. Горецкий, В. П. Канакина «Русский язык». - М., «Просвещение». 2013 г.Учебник 3 класс

Тетрадь на печатной основе к учебнику В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык». Просвещение, М.,2012

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Карточки с заданием для индивидуальной работы, для работы в парах.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

  • информационно – коммуникативные технологии;

  • игровая технология;

  • исследовательские технологии.

  • здоровьесберегающая

  • личностно - ориентированный подход

  • сотрудничества

  • развития познавательного интереса

  • проблемного обучения

  • взаимообучения 

  • принцип дифференцированного подхода;

  • принцип наглядности;

  • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока

  • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;

  • познавательные методы – творческое задание;

  • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://pedsovet.org/

festival.1september.ru/articles/515529/

nsportal.ru/.../urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-teme-pristavka




Изменение глаголов по временам.



Цель:познакомить с изменением глагола по временам и с особенностью каждой временной формы глагола.

Предметные УУД: формировать умение правильно определять форму времени глаголов, изменять глаголы по временам.

Метапредметные УУД:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;

  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные УУД:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:  карточки с заданием, толковый словарь С.И. Ожегова, проектор, учебник, лучики, таблички, тетради, диск «Русский язык» 3 класс.



Ход урока.


1.Организационный момент.

Заливается звонок. Мы бежим со всех ног.

Класс нам двери открывает. Начинается урок.

Я за партой сижу, на учителя гляжу.

Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу.

Что? Как ? Почему? Только в школе я пойму.

Слайд № 2.

Учитель:

-Начинается урок русского языка.

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, отстаивать своё мнение, делать выводы и многое другое.)

-Что потребуется от нас на уроке? (Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга).

-Желаю вам на уроке светлого настроения, такого же, как это солнышко. Пусть этот урок будет плодотворным и обогатит вас новыми знаниями.

-Мы с вами находимся в царстве царя Глагола и будем продолжать путь по его царству.

Слайд 3

2. Проверка домашнего задания

(индивидуальная работа по карточкам – 4 человека).

Остальные работают по тесту «Заметки на полях». Глагол 3 класс

Карточка №1

Прочитай глаголы с не и разделите их в два столбика, раскрывая скобки:

(не)читать

(не)доумевать (не понимать, сомневаться, не решаться)

(не)навидеть (презирать, не любить, не выносить)

(не)знать

(не)писать

(не)домогать (болеть. чувствовать себя плохо)

(не)годовать(возмущаться)

(не)считать

Лексическое значение незнакомых слов дети узнали в словаре Ожегова (подготовка дома).

Карточка №2

Раскрой скобки. Продолжи предложение. Запиши его.

Не (читать), а …

Не (слушать), а …

Не (слышать), а …

Не (думать), а …

Карточка №3

Прочти. Найди глаголы и над глаголами укажи число. Объясни значение слов брег,гласят.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Карточка №4

Прочти. Найди глаголы и над глаголами укажи число. Объясни значение слов гласят, гонцы.

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!..»


3. Каллиграфическая минутка. Слайд 4-5

Посмотрите на таблицу и назовите букву, которая встречается лишь один раз во всех строках и столбцах.

-На минутке красивого письма будем писать букву В (строчную и заглавную).

- Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «вэ» на письме(обозначает согласный, парный звонкий, парный по мягкости – твёрдости звук)

Вв Ввв Вввв Определите закономерность букв в данной цепочке и продолжите ее. (запись на доске)

Слайд №6

4, Словарная работа

Что изображено на рисунке? (Ворона)

Какой частью речи является это слово? (Имя существительное)

На какой вопрос отвечает слово «ворона»? (Кто?)

Образуйте от слова «ворона» однокоренное слово, отвечающее на вопрос – «что сделать»? (Проворонить)

Какой частью речи является образованное слово? (Глаголом)

Образуйте уменьшительно-ласкательное однокоренное существительное от слова ворона(воронёнок)

Соберите скороговорку.

Проворонила ворона воронёнка.(записано на доске)

Назовите корень в этих словах и обозначьте его на письме. (хлопните в ладоши, кто не справился)

Слайд 7

Словарная работа.

-На доске записаны слова, прочитайте их и скажите, что у них общего?

Вч..ра, в..гон, вет..р, вр.мя ( в каждом из них две гласные, значит, два слога, ударение падает на первый слог, начинаются на букву «вэ»)

- Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, которое не является словарным (слово «время» - не словарное слово)

Слайд № 5 (проверка хлопком: кто не выполнил работу, хлопнет в ладоши)

5. Определение темы и целей урока

Отгадайте загадку

-Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? ( Это время)

-Время – ключевое слово в определении темы урока. Кто-то сможет сам сформулировать тему урока?

-Итак, сегодня урок по теме « Изменение глаголов по временам».

Слайд 8

-Какие знания и умения нам необходимы для работы над темой урока? ( Учащиеся отвечают, а учитель корректирует ответ)

1. Знание временных форм глаголов. ( Данный пункт появляется на слайде 8 по второму щелчку)

2.Умение определять время глагола. (Данный пункт появляется на слайде 8 по третьему щелчку)

3.Умение изменять глаголы по временам. Данный пункт появляется на слайде 8 по следующему щелчку).

Слайд 9

- А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И.Ожегова.

(Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).

- Подберите однокоренные слова к слову время и разберите их по составу. Какие части речи мы уже с вами выучили? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

(время - времечко, временный, повременить).

Что обозначает каждое из слов? (времечко - ласкательно-уменьшительная форма, временный – непостоянный, повременить – подождать)

Слайд 10 (проверка с помощью хлопка: кто не справился с работой, хлопнет в ладоши)

6. Актуализация знаний

Проектная исследовательская работа (домашнее задание). Работа со словарем Ожегова

(Потеха -забава, развлечение. На потеху всем. Устроить что-н. для потехи. * Пошла потеха - о безудержном начале чего-н. Делу время, потехе час - посл.: делам свое время, а отдыху, развлечениям - свое). Пословицы и поговорки о времени (Делу время - потехе час. Сделал дело - гуляй смело). Рисунки учеников.

Слайд 11

На доске:

Время идет.

Время прошло.

Время пройдет.

- Прочитайте предложения и назовите глаголы.

- Сравните их. Чем они отличаются?

- Устно дополните предложения.

7. Открытие новых знаний.

Слайд № 12.

- Прочитайте написанные на доске предложения и перечислите имеющиеся в них глаголы.

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильнее греть.

- Почему вы считаете, что это глаголы? (они обозначают действие предмета).


-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в данный момент. Табличка «Сейчас есть»

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глаголы настоящего времени.

Табличка «Настоящее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое уже совершилось. Табличка «Вчера было»

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол прошедшего времени.Табличка «Прошедшее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое будет происходить. Табличка «Завтра будет»

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол будущего времени. Табличка «Будущее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Обобщите наши рассуждения. Слайд № 13.

Сверим наш вывод с правилом в учебнике с.111

8. Физкультминутка. Слайд № 14.

Учим наизусть:

Сейчас на уроке мы в школе,

А после отправимся в лес.

Три времени есть у глагола:

Мы были, мы будем, мы есть.

9. Работа по теме урока.

Работа по учебнику упражнение № 195, с.111 и №196 с.112

Творческое задание

Прочитайте. В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в момент речи, в наст. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Летят на родину певчие птицы.

В каких предложениях глаголы называют действия, которые уже произошли вчера или давно, до момента речи, в прош. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Прилетели грачи.

В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли или произойдут завтра, после момента речи, в буд. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Лес будет звенеть от птичьих голосов.

Укажите время глаголов.

Какое задание вы должны были выполнить? Все справились (кто не справился, хлопните в ладоши)


Вывод: Какие формы времени мы знаем? На какие вопросы они отвечают?


10. Работа с индивидуальными карточками в парах.

Правила работы в парах (повторить: работаем тихо, никому не мешая, уважаем мнение товарищей, не перебиваем, готовы всегда помочь).


Подошло время проверить, как вы усвоили новый материал. На партах у вас находятся карточки с заданиями, возьмите их и прочтите отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, определите их время.


Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

(С.Маршак)

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)


-Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. Слайд № 15.

-Что значит «солнце ласково смеётся»? Какой приём применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (олицетворение). Ученики, сидящие в первом ряду, списывают отрывок с глаголами в наст. вр.


-Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. Какой прием применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (сравнение). Ученики, сидящие во втором ряду, списывают отрывок с глаголами в прош. вр.

Слайд № 16.

- Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.

-Найдите в этом отрывке сравнение.

- Что с чем сравнивается? Почему?

Ученики, сидящие в третьем ряду, списывают отрывок с глаголами в буд. вр.

Слайд № 17.

Работа с электронным приложением к урокам русского языка ------------------------

11. Подведение итогов урока.

- С каким грамматическим признаком глагола познакомились?

-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

Оценки за урок (выставляются в ходе урока)

12. Домашнее задание(разноуровневое)

Упражнение № 199, стр. 113. Слайд № 18.

Кто хочет, может продумать и записать, кто он сейчас, кем он был вчера, кем бы он хотел быть завтра. Это может быть что-то из области фантастики или научно-познавательное. Для этого следует вспомнить темы из курса «Окружающий мир» либо произведения художественной литературы.

13. Рефлексия. Слайд № 19.

- Что вам показалось важным на уроке?

-Над чем ещё надо поработать?

-Оцените свою работу (разноцветные лучики). Всем нам сегодня светило ласковое солнышко, работали дружно, уважая мнение других, были корректными, хорошими учениками. Кому понравился урок, прикрепите к нашему солнышку оранжевые лучики, а кто еще не совсем усвоил материал, прикрепит жёлтые лучики. Ничего, это первый урок по теме, на других уроках мы будем закреплять материал, и вы поймёте и лучше усвоите материал.


УРОК (удачный, увлекательный, радостный, обучающий, отличный, классный, креативный)


Спасибо за урок! Слайд № 20


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Урок русского языка 3 класс 15 апреля 2016 года районный семинар учителей начальных классов   Учитель : Герасименко Светлана Ивановна

Урок русского языка 3 класс

15 апреля 2016 года

районный семинар учителей начальных классов

Учитель : Герасименко Светлана Ивановна

Найди букву  О Л Ы К О А  Н А М В Ш У  Р Ы У К Л Р  А Ш Н У Н М

Найди букву

О Л Ы К О А

Н А М В Ш У

Р Ы У К Л Р

А Ш Н У Н М

О Л Ы К О А  Н А М В Ш У  Р Ы У К Л Р  А Ш Н У Н М

О Л Ы К О А

Н А М В Ш У

Р Ы У К Л Р

А Ш Н У Н М

Минутка красивого письма

Минутка красивого письма

Словарная работа  е  а  Вч . ра, в . гон, в . сток,вр . мя.  о  е

Словарная работа

е

а

Вч . ра, в . гон, в . сток,вр . мя.

о

е

Тема урока:«Изменение глаголов по временам»  временные формы глаголов.  определять время глаголов. 1.Знать временные формы глаголов. 2.Уметь определять время глаголов.  глаголы по временам. 3.Изменять глаголы по временам.

Тема урока:«Изменение глаголов по временам»

временные формы глаголов.

определять время глаголов.

1.Знать временные формы глаголов.

2.Уметь определять время глаголов.

глаголы по временам.

3.Изменять глаголы по временам.

Работа со словарем Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. «Толковый словарь» С.И. Ожегова

Работа со словарем

Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.

«Толковый словарь» С.И. Ожегова

Разбор слов по составу Время Временный Повременить

Разбор слов по составу

Время

Временный

Повременить

Дополни предложение

Дополни предложение

  • Время идет.
  • Время прошло.
  • Время пройдет.
Прочти предложения. Найди глаголы

Прочти предложения. Найди глаголы

  • Весной солнце светит и греет.
  • Зимой оно мало светило и хуже грело.
  • Летом солнце будет ярко светить и сильнее греть.
Физминутка Сейчас на уроке мы в школе, А после отправимся в лес. Три времени есть у глагола: Мы были, мы будем, мы есть

Физминутка

Сейчас на уроке мы в школе,

А после отправимся в лес.

Три времени есть у глагола:

Мы были, мы будем, мы есть

Глаголы в наст. вр. Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей.  (Я.Колас)

Глаголы в наст. вр.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

Глаголы в прош. вр. Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи.  (С.Маршак)

Глаголы в прош. вр.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

(С.Маршак)

Глаголы в буд. вр. Пройдёт зима холодная, Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые.  (С.Дрожжин)

Глаголы в буд. вр.

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упражнение № 199, стр. 113
  • Пофантазируй и напиши о себе…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!