СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -чик- и -щик-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -чик-и-щик" с учетом требований по развитию функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -чик- и -щик-"»



Тема урока:

Буквы ч и щ в суффиксах –чик- --щик-

Класс: 6

Учитель: Кустова О.С., МКОУ Кармаклинская СОШ Барабинского района НСО

Учебник под редакцией М.М. Разумовской.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Методы: диалогический, коллективный, работа в парах, написание творческих работ, самопроверка, коррекция знаний, учебный диалог, анализ языковых средств.

Предметные результаты:


Учащиеся научатся:

  • определять способ действия при выборе букв ч-щ в суффиксах существительных -чик---щик-;

  • применять данное правило на практике;

  • строить рассуждение, объясняющее условия выбора букв ч и щ  в данных суффиксах.

Метапредметные результаты обучения:

Личностные: формирование внимательного отношения друг к другу, интереса к выбору будущей профессии.

Регулятивные: ориентирование в ситуации, умение планировать своей деятельности, контроль, самооценка.

Познавательные: стремление применить полученные знания на практике; выбор критериев для сравнения, построение речевого высказывания

Коммуникативные: совершенствовать умение выделять проблему, формулировать вопросы, взаимодействовать в парах, владеть навыками ведения диалога. построения рассуждения.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

  1. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. (СЛАЙД 1. Фотография нашей школы).

Проверка готовности к уроку: Здравствуйте, ребята, садитесь. В жизни каждого человека бывают события. Они разные: радостные или грустные, а, может быть, совсем не вызывающие никаких эмоций. Может, кто-нибудь хочет поделиться с друзьями событиями из своей жизни. (Я тоже принимаю участие в диалоге).

Создание учебной ситуации.

События случаются не только в личной жизни. Но и на уровне школы, села, района, области. После летних каникул мы вернулись в обновлённое здание школы. Вы заметили, как обновилась наша школа?

Без людей строительных специальностей мы бы не получили сегодня столько поводов для радости. Дома вы работали с мини-проектом «История устаревшего слова: градостроитель».



Учащиеся обмениваются событиями.




Комментируют: говорят об обновленной крыше, новых окнах, реставрированном спортивном зале, новой дорожке и ограждении на территории школы и детского сада.






Регулятивные УУД: умение организовать диалог.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества, развитие навыков ведения диалога.

Личностные УУД: формирование внимательного отношения друг к другу, интереса к выбору будущей профессии.


II. Проверка домашнего задания.


Предлагаю оценить проекты по критериям:

  1. Умение работать с Толковым словарём -0б.,1б.

  2. Умение работать с Этимологическим словарём-0б.,1б.

  3. Умение определять строение слова-0б,1б.

  4. Умение конструировать предложения с предложенным словом-0б,1б.

  5. Самостоятельность при выполнении работы-0б,1б.

Учащиеся представляют проекты.

Регулятивные: 

контроль знаний.

Предметные: способы образования слов.

Познавательные:

получении информации из разных источников.


III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.


А задумывались ли вы, сколько людей задействовано в строительстве этого объекта? Люди каких специальностей трудятся на строительстве такого объекта? Я предлагаю называть и записывать их.

Если сомневаетесь какую букву писать-ставьте многоточие.

(У МЕНЯ НА СЛАЙДЕ (СЛАЙД 2) ЗАПИСАНЫ И СКРЫТЫ ДО ОПРЕДЕЛЁННОГО МОМЕНТА СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРОФЕССИЙ, НО ЕСТЬ И ЛИШНИЕ)

Предлагаю поделиться содержанием записей, дополнить записи словами, вынесенными на слайд. Среди записанных слов слово: градостроитель.

Поднимите руки, кто испытал трудности при написании слов. Какую проблему нам предстоит решить? Как мы это можем сделать?

Обозначаем тему урока (СЛАЙД 3), договариваемся о плане действий.


Выходят к доске и записывают: стропальщик, каменщик, грузчик, экскаваторщик, крановщик, кровельщик, бетонщик, сварщик, облицовщик.

(Работа с документами) переводчик, учётчик, укладчик, водопроводчик, наладчик, смазчик, газопроводчик

Формулировка проблемы. Запись в тетрадь темы урока. Предложения по плану решения проблемы.

Формулируют цель урока: выяснить правило написания суффиксов –чик- и –щик-.

Регулятивные УУД: формулировка проблемы, плана действий.


IV. Актуализация знаний.- Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи, связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

 


Предлагаю приступить к решению проблемы.

В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок.

Наблюдение: А как нам научиться правильно писать суффиксы –чик- и –щик-?

Работа в группах.

Предлагаю карточки, включающими слова с суффиксами –чик-, -щик-: переплётчик, барабанщик и т.д.

Попробуем разбить по группам слова: в один столбик слова с –ЩИК-, в другой с –ЧИК-.

Посмотрите внимательно, какая закономерность выявлена (5 букв)

Итак, буквы обозначены.

Я предлагаю создать алгоритм правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- ( на столах у каждой пары по листу бумаги, фломастеры) в удобной для запоминания форме.

Можете использовать при этом учебник, параграф 52.

По результатам готовности выйти к доске и представить его для одноклассников

Сколько букв нам надо запомнить?

С чем ассоциируется цифра 5?

Оказание консультативной помощи.









































Делят слова на 2 группы, наблюдают, выявляют закономерности в написании.

Рассматривают слова, вставляют буквы и видят, что пишется перед –чик-, а что перед -щик-Ещё раз называют 5 согласных.

Учащиеся представляют придуманные алгоритмы (карточки-помощницы).

Если перед ч стоят буквы З,С, Д,Т,Ж-пиши Ч.


5.

Учащиеся называют руку, отметку в дневнике

Работают над материалом учебника ( параграф 52 на стр.153), отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры.

(ЛИСТЫ КРЕПЯТ при помощи магнитов на доску).

Представители групп выходят к доске представлять свой алгоритм.

ПРОВЕРКА, вывод.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.


V. Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.


Строительство-это важное и нужное дело. Красивую школу мы уже имеем. Предлагаю продолжить работу по благоустройству нашего села, привлечению дополнительного потока туристов и рыбаков. А нужно ли нам это?

Предлагаю открыть стройку базы отдыха на озере Сартлан.




А сейчас я снова предлагаю снова вернуться к словам, которые мы записали с пропусками в начале урока (строительные профессии). Поработаем в парах. Должны научиться уважительно относиться к людям труда, не допускать ошибок в написании их профессий. Обращаю внимание на графическое выделение орфограммы.

-Для начала стройки нам необходимо укомплектовать штат сотрудников. Предлагаю дать объявление о вакансии специальностей для строительства базы отдыха на берегу озера Сартлан. (перед вами листы бумаги. Оформить объявление).

А как ещё можно привлечь работников?



Физминутка.


Строим эко-домик для отдыхающих.

Задание: определить последовательность построения дома, записать профессии людей, которые будут участвовать в строительстве домика.

Объясните написание записанных слов.






Учащиеся говорят о том. Что село станет краше. У их родителей появится дополнительный источник заработка. Благоустройство территории позволит избежать экологических проблем.




Вставляют пропущенные буквы, графически объясняя написание.


Составляют объявление, оформляют на листе бумаги. Используют алгоритм написания суффиксов –чик—щик-.

Дать объявление в бегущую строку на телевидении, разместить в сети Интернет.


Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.


Делают рисунок и подписи к нему. Начинают с фундамента. Траншею под фундамент роет экскаваторщик, разводит бетон бетонщик, стены возводит каменщик, окна стеклит стекольщик, крышу возводит кровельщик.

Записывают в тетрадь слова, выделяя орфограмму и комментируя её.

Личностные результаты:

развитие умения работать в команде.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.


VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.


Работа по карточкам.

Предлагаю самостоятельно выполнить разноуровневые задания.

Провести самооценку по заданным критериям, выставить отметку.

Осуществление контроля и коррекции.

Карточка 1 группа.

Базовый уровень.

Вставьте пропущенные суффиксы (-чик-/ -щик-). Графически обозначьте изучаемую орфограмму.

Зачин…ик, уклад…ик, камен…ик, сбор…ик, газет…ик, рассказ…ик, стеколь…ик, бетон…ик, разнос…ик, уголь…ик, набор…ик, водопровод…ик, полиров…ик, компьютер…ик, забастов…ик, сортиров…ик, извоз…ик, бакен…ик, перевод…ик, буриль…ик, забой…ик.


Карточка 2 группа

Повышенный уровень.

Распределите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по столбикам. Выделите в словах суффиксы –чик- / –щик.

Суффикс -щик-

(?)

Суффикс -чик-

(значение лица)

Суффикс -чик-

(?)




Развед..ик, диван..ик, стуль..ик, обман..ик, доклад..ик, подпис..ик, стакан..ик, зачин..ик, шарман..ик, газет..ик, бетон…ик, кафтан..ик, смаз…ик, перевод...ик, вагон..ик, лёт..ик , магазин..ик, портфель.ик, совет..ик.

Дополнительные задания:

- Какое значение суффиксов -чик-/-щик- мы рассмотрели?

- Вопрос ко второй группе. Какие слова попали в третью колонку? Какое значение в них имеет суффикс -чик-?

Вывод: эти примеры доказывают, что суффикс –чик- имеет еще одно значение: уменьшительное.

3. «Четвертый лишний». Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ.

1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огур…ик.

2. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик.

Выполняют задания, производят самопроверку по предложенному эталону, оценивают. Проговаривание слов, вызвавших затруднения.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонакоррекцияоценка.


VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности


Пора подвести итоги урока. Всё ли у нас получилось на первом уроке?

Перед вами карточки трёх цветов. Пожалуйста, оцените себя.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.


Личностный результат УУД:

способность к самооценке

 


VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.


Проводится инструктаж домашнего задания. Предлагается право выбора: 

1. В газете «Барабинский вестник», других источниках найти информацию о строительных профессиях, востребованных в нашем городе. (Источник информации подтвердить).

2. Выполнить упражнение:

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, дать графический комментарий. Выполнить морфемный разбор слов с индексом 2.

В этом уд_вительном необыч(?)ном доме ж_ли со св_ими артелями подря_чики стр_ительных работ: плотники камен(?)_ики2 маляры ст_кол(?)_ики штукатуры. (З,с)десь же были десятки бел_швейных м_стерских с портнихами в_зал(?)щицами2 и прач(?)ками. Тихие чистенькие квартирки до отказа были набиты уч_никами и уч_ницами. Их прив_зили из деревень и отд_вали в учен_е на четыре-пять лет без жалован_я. Лишь немногие девоч(?)ки ст_новились м_стерицами2, как немногим из мальчиков, отданных в трактиры и лавки, удалось2 стать буфетчиками или прика__ками.

4. Благоустройте территорию нашего эко-домика. Составьте словарный диктант из слов, обозначающих предметы благоустройства, графически обозначьте орфограмму в словах с суффиксами –чик—щик-.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!