ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
Кафедра социально-гуманитарного образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Разработка урока
русского языка
«Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию».
Подготовка обучающихся
9 класса
к государственной итоговой аттестации
по русскому языку
Выполнила
Локатькова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ольговская средняя
общеобразовательная школа»
2021 год
Цель урока: подготовиться к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)
Задачи урока:
Образовательные:
формировать структурированное восприятие и содержание текста,
формировать умение видеть логику рассуждения,
формировать умение пользоваться устной речью
Развивающие:
продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ,
уметь выделять микротемы текста,
расширять словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету,
воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
воспитывать ответственность за свою работу
Планируемые результаты
личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, истории своей страны;
метапредметные результаты: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
предметные результаты: знать определение текста, приемов компрессии текста, приемов цитирования, особенности монологической и диалогической речи; уметь анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте
Тип урока: урок развития связной устной речи
Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная.
Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Возраст обучающихся: 15 лет.
Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Работа с эпиграфом (3 минуты).
3. Работа с исходным материалом (35 минут):
5. Итог урока (5 минут).
Ход урока
1.Организационный момент.
Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить.
А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
2. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова
«Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.» Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?
3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала:
- Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения- подготовиться к устному собеседованию.
А главное, эта форма работы может повысить вашу самооценку, а кому-то поможет избавиться от страха перед ОГЭ.
Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …»
-не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным; быть оптимистичным; стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что нравится; избавляться от комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать руки; работать качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть коммуникабельным; грамотно строить речь
Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.
4.Актуализация изученного и пробное учебное действие.7 мин
Итак. Мы проходим с вами устное собеседование.
-Что оно из себя представляет? – ответы учащихся
Предлагаю посмотреть презентацию|
-Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?
Конечно, это и умение отбирать главное для пересказа, умение включать цитату, умение применять полученные знания, умение вступать в диалог и др.
Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста
Идея текста
Микротема
Ключевое слово
Тип речи
Монолог
Диалог
Цитата
Все ли термины вам известны? Если не все, то укажите, какие именно.
Целеполагание:
-Отработать структуру проведения устного собеседования и оценки.
- Выявить проблемы, чтобы было над чем работать.
- Проверить свои возможности, повторить изученное, отработать задания ОГЭ в ходе анализа текста
5.Работа с текстом.
1 задание. (КИМы у каждого)
Какую работу нужно провести с текстом, чтобы выполнить 1 задание?
А теперь читаем 2 задание.
Как вы считаете, этих действий достаточно? Конечно, нет. Работаем по алгоритму
«Задание№ 1» Правила выразительного чтения.
Образец чтения. Читает учитель – учащиеся отмечают стрелочками интонацию!
Самостоятельная работа с текстом
Уделяем особое внимание заданиям № 1 и № 2.
- нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.
- при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.
- подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.
Пример выполнения заданий. № 1 и № 2. Как рационально использовать время на подготовку
Текст
Война застала его под Минском. Уже 23 июня Михаил Девятаев участвовал в воздушном бою. 24 июня он сбил вражеский самолет. А еще через день сам попал под огонь «Мессершмитта» и выпрыгнул с парашютом из горящего «ишака» (истребителя «И-16»). Не прояви он находчивость, война и жизнь окончились бы для него в этом бою под Минском — «Мессершмитт» развернулся расстрелять летчика. Михаил стянул стропы и быстро понесся к земле. В ста метрах он дал парашюту раскрыться и спасся. Потом он еще не один раз покидал горящие самолеты. К лету 44-го года он сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его. У него были прострелены рука и нога. К 1944 году летчик Девятаев был награжден тремя боевыми орденами. Но в историю Великой Отечественной войны своё имя Михаил Девятаев навечно вписал, совершив побег из немецкого плена на вражеском самолёте.
Двухмоторный тяжёлый бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде. Через два часа приземлился на вспаханном поле за линией фронта. Подбежавшие к самолёту солдаты увидели десять скелетов в полосатой одежде, бежавших из плена. В 1957 году история этого дерзкого, почти фантастического побега стала достоянием больших газет. Главное ее лицо — летчик Михаил Петрович Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза.
(197 слов)
Работа с текстом:
- Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте.
- Прочитать текст, определить его тему и основную мысль.
- Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом.
- Подготовка к ОГЭ. Выполните задания по тексту.
1.Найдите ключевые слова в данном тексте
2.Замените словосочетание «в воздушном бою», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление».
3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
4. Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Приставка при- придает слову значение близости, непосредственного примыкания к чему-то».
«Задание №2» Пересказ текста
Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
А теперь составим краткий план:
Выполнить первое задание.
Окончательно определить для себя логику подачи материала автором.
Подумать о вставке в пересказ цитаты Михаила Черпанова:
«Итак, весь мир более полвека восхищается побегом М. Девятаева, так и не поняв главного – узник острова Узедом по сути дела выбил из рук бесноватого фюрера последнюю его надежду – ракету ФАУ-2 и способствовал тому, чтобы она оказалась в распоряжении советских ракетостроителей под руководством С. П. Королёва.
Другими словами, побег Девятаева во многом способствовал прекращению Второй Мировой войны и создал условия для предотвращения Третьей.»
Подготовиться к пересказу.
Пересказ текста.
7. Монологическое высказывание. Диалог. Умение строить монологическое высказывание важно в жизни любого человека.
-Какие проблемы возникают у вас при выполнении 3 задания?
Постараемся решить эти проблемы, а чтобы исправить ошибки, обратимся к рекомендациям выполнения задания № 3
7. Выполнение заданий из КИМ( Монологическое высказывание)
8. Итог урока.
Итак, мы с вами рассмотрели рекомендации к Устному собеседованию и выполнили все задания.
9. Домашнее задание.
Подговорить монологические высказывания по темам 2,3.
Оцените свою работу, как вы справились?
Что далось легко?
Какое задание вызывает у вас затруднение при выполнении?
Что необходимо сделать, чтобы выполнить его без ошибок?
Самооценка.
10. Рефлексия (на слайде)