СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка «Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию». Подготовка обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка  «Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию».

Подготовка обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации  по русскому языку/

Цель урока: подготовиться к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения,
  • формировать умение пользоваться устной речью

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,
  • воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
  • воспитывать ответственность за свою работу

​​​​​​​

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка «Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию». Подготовка обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку»

ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Кафедра социально-гуманитарного образования»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Разработка урока

русского языка

«Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию».

Подготовка обучающихся

9 класса

к государственной итоговой аттестации

по русскому языку



Выполнила

Локатькова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ольговская средняя

общеобразовательная школа»

2021 год

Цель урока: подготовиться к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,

  • формировать умение видеть логику рассуждения,

  • формировать умение пользоваться устной речью

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ,

  • уметь выделять микротемы текста,

  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,

  • воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.

  • воспитывать ответственность за свою работу

Планируемые результаты

  • личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, истории своей страны;

  • метапредметные результаты: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

  • предметные результаты: знать определение текста, приемов компрессии текста, приемов цитирования, особенности монологической и диалогической речи; уметь анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте

Тип урока: урок развития связной устной речи

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная.

Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Возраст обучающихся: 15 лет.

Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)

План урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Работа с эпиграфом (3 минуты).

3. Работа с исходным материалом (35 минут):

5. Итог урока (5 минут).

Ход урока

1.Организационный момент.

 Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить.

А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

2. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова

«Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.» Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?

3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала:

- Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения- подготовиться к устному собеседованию.

А главное, эта форма работы может повысить вашу самооценку, а кому-то поможет избавиться от страха перед ОГЭ.

Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …»

-не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным; быть оптимистичным; стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что нравится; избавляться от комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать руки; работать качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть коммуникабельным; грамотно строить речь

Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.

4.Актуализация изученного и пробное учебное действие.7 мин

Итак. Мы проходим с вами устное собеседование.

-Что оно из себя представляет? – ответы учащихся

Предлагаю посмотреть презентацию|

-Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

Конечно, это и умение отбирать главное для пересказа, умение включать цитату, умение применять полученные знания, умение вступать в диалог и др.

Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Идея текста

Микротема

Ключевое слово

Тип речи

Монолог

Диалог

Цитата

Все ли термины вам известны? Если не все, то укажите, какие именно.

Целеполагание:

-Отработать структуру проведения устного собеседования и оценки.

- Выявить проблемы, чтобы было над чем работать.

- Проверить свои возможности, повторить изученное, отработать задания ОГЭ в ходе анализа текста

5.Работа с текстом.

1 задание. (КИМы у каждого)

  • Какую работу нужно провести с текстом, чтобы выполнить 1 задание?

  • А теперь читаем 2 задание.

  • Как вы считаете, этих действий достаточно? Конечно, нет. Работаем по алгоритму

«Задание№ 1» Правила выразительного чтения.

Образец чтения. Читает учитель – учащиеся отмечают стрелочками интонацию!

Самостоятельная работа с текстом

Уделяем особое внимание заданиям № 1 и № 2.

- нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.

- при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.

- подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.


Пример выполнения заданий. № 1 и № 2. Как рационально использовать время на подготовку

Текст

Война застала его под Минском. Уже 23 июня Михаил Девятаев участвовал в воздушном бою. 24 июня он сбил вражеский самолет. А еще через день сам попал под огонь «Мессершмитта» и выпрыгнул с парашютом из горящего «ишака» (истребителя «И-16»). Не прояви он находчивость, война и жизнь окончились бы для него в этом бою под Минском — «Мессершмитт» развернулся расстрелять летчика. Михаил стянул стропы и быстро понесся к земле. В ста метрах он дал парашюту раскрыться и спасся. Потом он еще не один раз покидал горящие самолеты. К лету 44-го года он сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его. У него были прострелены рука и нога. К 1944 году летчик Девятаев был награжден тремя боевыми орденами. Но в историю Великой Отечественной войны своё имя Михаил Девятаев навечно вписал, совершив побег из немецкого плена на вражеском самолёте.

Двухмоторный тяжёлый бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде. Через два часа приземлился на вспаханном поле за линией фронта. Подбежавшие к самолёту солдаты увидели десять скелетов в полосатой одежде, бежавших из плена. В 1957 году история этого дерзкого, почти фантастического побега стала достоянием больших газет. Главное ее лицо — летчик Михаил Петрович Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза.

(197 слов)

Работа с текстом:

- Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте.

- Прочитать текст, определить его тему и основную мысль.

- Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом.

- Подготовка к ОГЭ. Выполните задания по тексту.

1.Найдите ключевые слова в данном тексте

2.Замените словосочетание «в воздушном бою», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

4. Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Приставка при- придает слову значение близости, непосредственного примыкания к чему-то».

«Задание №2» Пересказ текста

Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе

А теперь составим краткий план:

Выполнить первое задание.

Окончательно определить для себя логику подачи материала автором.

Подумать о вставке в пересказ цитаты Михаила Черпанова:

«Итак, весь мир более полвека восхищается побегом М. Девятаева, так и не поняв главного – узник острова Узедом по сути дела выбил из рук бесноватого фюрера последнюю его надежду – ракету ФАУ-2 и способствовал тому, чтобы она оказалась в распоряжении советских ракетостроителей под руководством С. П. Королёва.

Другими словами, побег Девятаева во многом способствовал прекращению Второй Мировой войны и создал условия для предотвращения Третьей.»


Подготовиться к пересказу.

Пересказ текста.


7. Монологическое высказывание. Диалог. Умение строить монологическое высказывание важно в жизни любого человека.


-Какие проблемы возникают у вас при выполнении 3 задания?


Постараемся решить эти проблемы, а чтобы исправить ошибки, обратимся к рекомендациям выполнения задания № 3



7. Выполнение заданий из КИМ( Монологическое высказывание)


8. Итог урока.

Итак, мы с вами рассмотрели рекомендации к Устному собеседованию и выполнили все задания.

9. Домашнее задание.

Подговорить монологические высказывания по темам 2,3.

Оцените свою работу, как вы справились?

Что далось легко?

Какое задание вызывает у вас затруднение при выполнении?

Что необходимо сделать, чтобы выполнить его без ошибок?

Самооценка.

10. Рефлексия (на слайде)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!