- для развития у обучающихся коммуникативных умений: умения договариваться в паре и группе;
-для развития и сохранения учебно-познавательной мотивации на протяжении всего урока.
-определять роль разделительного мягкого знака в слове, писать слова с такой орфограммой;
- сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Вводно-мотивационный этап -актуализация знаний; -орфографический диктант -взаимопроверка -целеполагание | -Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл? -А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком? - Чему вы учились на прошлых уроках? - Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок? - Готовы много думать и говорить? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха! | Читают пословицу, объясняют ее смысл. -Сегодня применяем знания, полученные вчера. -Находить орфограммы в словах. -Новые открытия. | На доске пословица: « День сегодняшний – ученик вчерашнего». |
-Полученные ранее знания пригодятся вам сегодня на уроке. Сейчас на мониторе появятся слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы. Будьте внимательны, подбирайте проверочные слова, вспоминайте правила. | Записывают слова. | П.льто, зв.зда, сугро., уж.н, ч.йник, ложеч.ка |
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу, исправьте ошибки. -Сверим ваши записи с «эталоном». | Работают в парах. | На экране слова с выделенными орфограммами |
- Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. - Почему? -Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? -Для чего служит мягкий знак в этом слове? -Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного? -Как называется этот мягкий знак? | -Пальто. -Мягкий знак не обозначает звуков. -6 букв, 5 звуков. -Для обозначения мягкости согласного. -Нет, он может разделять согласные от гласных. -Разделительный мягкий знак. | |
-Кто уже догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Эта тема для вас новая или вы уже что-то по ней знаете? | -Разделительный мягкий знак. -Тема знакома. | |
-Какова общая цель нашего урока? | -Воспроизвести и уточнить имеющиеся знания о букве «ь» и ее роли в словах; -научиться писать слова с разделительным мягким знаком. | |
-Какова цель урока для каждого из вас? | -Воспроизвожу и уточняю имеющиеся знания о букве «ь» и ее роли в словах; -учусь правильно писать слова с разделительным мягким знаком. | |
2. Организация планирования. | -Каким образом мы построим работу на уроке? Я предлагаю вам свой вариант плана. Если вы не согласны с ним, внесите свои изменения. -Проговорите в парах, что вы будете делать на каждом этапе плана? | 1).-Вспоминаем, что мы знаем о разделительном ь. Выполняем звуковой анализ слов, сравниваем их. | Изучают предложенный план, вносят свои изменения, принимают его. План выводится на экран: 1.Подготовительная работа. (Вспоминаем, что знаем по данной теме, выполняем звуковой сравнительный анализ слов). |
2).Работаем в группах с правилом написания разделительного мягкого знака. Составляем модель (схему). | 2. Работа в группах с правилом написания разделительного мягкого знака. Моделирование. |
3). Упражняемся в написании слов с разделительным мягким знаком. Выполняем звукобуквенный разбор слова. | 3.Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. Звукобуквенный разбор слова. |
4). Проверяем себя с помощью теста и оцениваем свои знания. | 4. Проверка полученных знаний (тест), самооценка |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | | |
3.Реализация плана Контроль своих знаний | -Кто понял, что нужно будет делать на каждом этапе? | (Отвечают на вопрос учителя). | |
-На первом этапе мы должны вспомнить, что мы знаем о мягком знаке вообще и о разделительном –в частности. Чтобы это сделать, проведем звуковой анализ слов: семя и семья. | -[сʹэмʹа] [сʹэмʹйʹа] | |
- В каком слове происходит слияние согласного с гласным? А в каком звуки произносятся отдельно? А как на письме отделить эти звуки? -Какие буквы разделяет мягкий знак? Охарактеризуйте их. -Какие еще гласные буквы образуют 2 звука после мягкого знака? -Давайте попробуем сформулировать правило написания разделительного мягкого знака. -Как проверить, верны ли наши предположения? | -Семя. -Семья. С помощью мягкого знака. -Согласную букву «м», образующую звук -[мʹ], гласную букву «я», образующую 2 звука- [йʹа]. -Ю,Е,Ё Предлагают свои формулировки. -Посмотреть формулировку в учебнике. | |
-Следовательно, мы переходим ко второму пункту нашего плана. Работаем в группах. -Представьте, пожалуйста, ваши схемы. -Я тоже хочу предложить вам свой вариант схемы. -Какая схема вам кажется наиболее удачной? Почему? | Работают над схематической фиксацией правила написания разделительного мягкого знака. Представляют свои идеи. Выбирают лучший вариант. | Инструкция. 1. Прочитайте правило написания в словах разделительного мягкого знака. 2. Попробуйте создать модель (схему), которая поможет понять способ написания разделительного мягкого знака в словах. Для этого ответь на вопросы: -Что стоит перед мягким знаком? Подумайте, как это зафиксировать? -Что стоит после мягкого знака? Это одна или несколько букв? Как это зафиксировать? -Определите место мягкого знака на схеме. |
-Над каким пунктом плана работали? Можем ли двигаться дальше? | -Упражняемся в написании слов с разделительным ь. (выполняют упражнение из учебника , стр 68, № 125). Выполняют звукобуквенный разбор слова друзья. | |
-Проверим и оценим свои знания. -Проверьте правильность выполнения задания по эталону. | Выполняют тест. | |
Рефлексия | -Подведем итог нашей работы. -Какую цель ставили? Чего достигли? Ответьте на мои вопросы: -Чему научился? -Какие открытия для себя сделал? -С какими заданиями справились успешно? Над чем ещё нужно работать? -Как ты считаешь, был ли для тебя урок успешным? -Что тебе давалось легко? Что было трудным? -Что было самым интересным во время работы? -Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. | |
Домашнее задание | -Откройте тетрадь на печатной основе. Найдите упражнение, соответствующее теме нашего урока. Выполните его дома. Желающие могут составить для товарищей диктант по теме нашего урока из 6-8 слов. | | |