СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 3 классе "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме "Род имен существительных" в третьем классе с применением групповой, парной и фронтальной работы

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 3 классе "Род имен существительных"»


Тема: «Род имён существительных».


Цель: познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.


Задачи:

Обучающая:: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе..

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание, логическое мышление при введении новых знаний. Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности. Развивать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб.


Тип урока: изучение нового материала.


Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки-задания.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слайд №



Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Предлагаю поработать так, чтобы мы получили от урока удовлетворение.

Подготовка учащихся к работе.

2. Чистописание.

Запишите в тетради число и классная работа. Помните о правильной посадке.

-Начнём урок с минутки чистописания.

Слайд № .

- Посмотрите на данный ряд букв: т п х в к д б ф г.

- Какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, вы узнаете исключив лишнюю букву. Объясните свой выбор. (Сегодня мы будем писать букву х. Она обозначает непарный согласный звук, а остальные – парный согласный).

- Найдите закономерность в написании сочетаний букв. Запишите буквы, продолжив эту закономерность. ( хХ ххХ … хххХ)

2. Продолжите цепочку слов. Слайд №

Поле, зерно, комбайн,…. (хлеб)

Какое привычное и всё -таки, необычное слово. Хлеб! Слайд №

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

Золотой простор бескрайний,  там работают комбайны. Это - хлеб.

Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне,  запекается в огне. Это – хлеб.

- В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

3.Актуализация знаний.

К слову хлеб выберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

хлебушек, хлебница, пудинг, нахлебник, багет , хлебец.

Работа у доски( пара учеников, остальные в парах на местах).

-Сравните с работой ребят у доски

Хлеб, хлебушек, хлебница, нахлебник, хлебец.

- Какие слова называются однокоренными?

Что общего во всех этих словах? (Это имена существительные.)

-А что мы уже знаем про существительные?

Учащиеся называют: часть речи

обозначает предмет

отвечает на вопросы кто? что?

бывают одуш., и неодуш.

бывают собств., и нариц.

изменяются по числам, могут быть в ед.ч., и мн.ч.

(на доске появляются опорные слова: часть речи предмет, кто?, что?, одуш. и неодуш., собств. и нариц., ед.ч. и мн.ч.)

Слайд №

-Прочитайте слова.

Булочки, пекарь, калачи, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб.

-Разделите эти слова на группы по одному из признаков имени существительного

(Имена существительные можно разделить на две группы. Слова, которые обозначают одушевлённые предметы и неодушевленные предметы. 1 группа - хлебороб, пекарь;

2 группа - булочки, зерно, плюшка, ватрушка, тесто, мука.

- А по какому ещё признаку можно разделить эти слова?

(Имена существительные можно разделить ещё на другие две группы: по числу имён существительных: ед.ч.: пекарь, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб

Мн.ч.: булочки, калачи)

4. Постановка проблемы.

Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие и дополнить знания про эту часть речи.

-А на помощь нам придёт ребус. Разгадайте его.

Слайд №.

шаРф + кОт + Дом = РОД

- Что такое род? (Род - это семья, родня.)

Работа со словарём Ожегова. ( в группах)

(Учащиеся читают лексическое значение слова РОД)

- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд № .

(Тема: Род имён существительных.)

-Сформулируйте цели на сегодняшний урок с помощью опорных слов:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Научиться определять…(род имени существительного.)

5. Изучение нового материала. (в группах)

Какие местоимения можно употребить вместо существительных. (Он, она, оно)

Распределите слова пекарь, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб.в 3 столбика.

-Вспомним условия успешности работы группы.(Дружно, спокойно, результативно)

-Заполните таблицу. В первый столбик запишите слова, к которым можно подставить слова-помощники «он мой», во второй столбик - «она моя», в третий - «оно моё». Слайд №

он мой

она моя

оно моё




Гимнастика для глаз. Слайд № .

- Проверьте правильность выполненной вами работы.

он мой

она моя

оно моё


хлебороб

ватрушка

зерно

мука

тесто

пекарь




-Все ли согласны со мной? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Слайд №

он мой

она моя

оно моё


пекарь

ватрушка

зерно

хлебороб

мука

тесто


- Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний.

-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

Если к существительному подставить слова-помощники «он мой», то это имя сущ. …мужского рода

, если «она моя» -… женского рода ,

если «оно моё» - … среднего рода

Мужской род (м.р.)

Женский род (ж.р.)

Средний род (с.р.)

он мой

она моя

оно моё


пекарь

ватрушка

зерно

пирог

мука

тесто


-На письме мужской, женский и средний род обозначается так : м.р., ж.р., с.р.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике (страница 25).

- Прочитайте самостоятельно. Какой вывод вы можете сделать?(Мы сами вывели это правило.)

Слайд №.

-Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение.

Слайд №. (Читают дети)

Женский род запомню я,

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, может ли имя существительное изменить свой род? Проверьте на слове хлеб . Что получилось?

-Какой вывод сделали?

Вывод: По родам существительные не изменяются.


6. Закрепление нового материала.



1.Перед вами словосочетания. ( в парах)

Отборное зерно, душистый каравай, пшеничная мука, золотая рожь, новый хлебозавод, бескрайнее поле

Составьте цепочку «Путь хлеба» Слайд №

(бескрайнее поле, золотая рожь, отборное зерно, пшеничная мука, новый хлебозавод, душистый каравай)

У существительных определите род.

Проверка: назовите им.сущ. ж.р.- рожь, мука

М.р- хлебозавод, каравай

С.р.- поле, зерно

Запишите словосочетание, соответствующее схеме

Цифры обозначают количество звуков в словах. (золотая рожь).

(Проверка со слайда)

Физкультминутка.

Слайд № .


Представьте себе, что вы маленькие зернышки.

И вас посеяли в землю.

Ветер дует вам в лицо, 
Закачалось деревцо.(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище 
то в одну, то в другую сторону.)

Из зернышка вырастает колосок.
Ветер тише, тише, тише.

А росток всё выше, выше. (На слова «тише, тише» - дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.) 

Чтобы вырос колосок, землю боронуют, удобряют.

От вредителей с самолета защищают.

Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Интересные факты Слайд

Из 1 зёрнышка пшеницы можно получить

20 миллиграммов муки 1 сорта.

Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен.

Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием,

что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Детям и подросткам в сутки нужно

150-400 г хлеба.



2. Работа с текстом ( по рядам )

Прочитайте предложения. Выберите и запишите то предложение, которое бы подходило к схеме. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните 1 ряд сущ.ж.р. 2ряд с.р., 3 ряд м.р.

Из к.лоска он испёк хрустящий хле. .

Пос.дил ч.л.век з.рно в землю.

Вырос из зерна з.л.той кол.сок.

1 ряд [ ----- -·-·-·-].

2 ряд [ - - - - - ].


3 ряд [ - - - - - - - - - - - - ]


Посадил человек зерно в землю.

Вырос из зерна золотой колосок.

Из колоска он испёк хрустящий хлеб.


(Учащиеся называют свои предложения. Предложения поочерёдно появляются на слайде )

-Назовите орфограмму и букву, которые вы вставили в слова.

Слайд №

-Что у вас получилось? (текст)


3. Слайд №

Посмотрите на числовое выражение 3-2=1, как его можно связать с данными пословицами.

Здоровье на болезнь не меняй.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.


(Горькая работа, зато сладок хлеб.)

-Как вы её понимаете?

(Для того, чтобы вкусный хлеб попал к нам на стол, нужен труд очень многих людей )

-Может ли эта пословица стать заголовком к тесту, составленному вами?

-Запишите её в тетрадь.

Слайд №

Итог урока.

-Какие учебные задачи мы перед собой ставили? Слайд №

-Что нового вы узнали об имени существительном?

-Какого рода бывают существительные?

- Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.

- Подобрать 3 половицы о хлебе, определить род существительных.

Рефлексия.

Перед Вами лежит листочек, на котором записано изученное слово РОД . Рядом с каждой буквой этого слова, запишите прилагательные, какое настроение у вас осталось после нашего урока.

Р-

О-

Д-

-Кто хочет прочитать о своём настроении? (двоих спросить)






3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!