СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с использованием технологии модерации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с использованием технологии модерации. Предназначен для студентов 1 курса отделения "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с использованием технологии модерации»

Министерство здравоохранения Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Тульский областной медицинский колледж»

Узловский филиал



Ц(П)К общих, гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ



по дисциплине «Русский язык»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело



Тема «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

Преподаватель: Голованова Н. А.





Узловая, 2021





Рассмотрено и одобрено на заседании Ц(П)К

общих, гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания

№ от «__» _______2021 г.

Председатель Ц(П)К

Голованова Н. А.___________













Преподаватель: Голованова Наталья Анатольевна











Технологическая карта занятия.

Предмет: Русский язык и литература. Русский язык.

Тема: Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Вид занятия (тип урока): комбинированное.

Цель занятия:

1. Учебная

- Выявить базовые знания студентов, приобретенные в школе, на других предметах и в жизни.

- Учить работе с материалом учебника.

- Рационально вести записи лекционного материала.

- Помочь познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях слов.

2. Развивающая

- Развивать речевую культуру студентов, способствовать развитию выразительной речи.

- Развивать у студентов самостоятельность и чувство ответственности при самостоятельной работе.

- Способствовать формированию у студентов логического мышления.

- Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.

3. Воспитательная

- Воспитывать речевой вкус.

- Воспитывать потребность к учению.

- Формировать у студентов чувство ответственности.

Метапредметные связи: история, литература, и др. гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Обеспечение занятия.

Наглядные пособия: сборник таблиц по орфографии

Раздаточный материал: задания для проработки содержания темы и для самостоятельной работы.

Технические средства: проектор, компьютер

Литература:

основная

Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012

1. Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011: Русское слово. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

дополнительная

1. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.

2. Розенталъ Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова МЛ. Современный русский язык. — М., 2000.

Студент должен знать:

- правописание чередующихся гласных

Студент должен уметь:

- определять в тексте данную орфограмму;

- грамотно писать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова»;

- доказывать выбор буквы Е или И в словах с изучаемой орфограммой












Ход урока


этапа

Этап урока

Время

Методы и приемы

Содержание деятельности

1

Инициация

(начало урока).

2 мин.

«Оратор»

Из числа студентов выбирается «оратор», который должен убедить аудиторию в необходимости изучения темы «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

2

Вхождение или погружение в тему.

4 мин.

«Выбор цели»

Выбрать из перечня предложенных целей одну или несколько.

Перечень целей

  1. Изучить материал учебника по теме «Чередующиеся гласные».

  2. Усвоить правила правописания чередующихся гласных в корнях слов.

  3. Качественно подготовиться к зачету по данной теме.

  4. Углубленно рассмотреть вопросы данной темы.

  5. Научиться выполнять практические задания по теме «Чередующиеся гласные в корне»

  6. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.

  7. Получить хорошую оценку за урок.

  8. Свой вариант цели.

3

Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока).

6 мин.

«Воздушные шарики»


На заранее подготовленном ватмане нарисовано небо. Каждому обучающему раздается по одному шарику и тучке. На шарике студенты должны написать свои ожидания от урока, на тучке – чего опасаются. Затем по согласованию выбираются три самых основных ожидания и опасения и прикрепляются при помощи клея к нарисованному на ватмане небу.

4

Интерактивная лекция.














Эмоциональная разрядка (разминка).


20 мин.















3 мин.

«Бортовой журнал».














Физкультминутки на улучшение мозгового кровообращения, снятие утомления с плечевого пояса и рук

В процессе изложения теоретического материала преподаватель использует дедуктивный метод и метод аналогии. На слайде презентации написаны различные слова на тему «Правописание чередующихся гласных в корне слова». Студенты должны выявить закономерность, которая положена в основу написания слов.

Далее необходимо заполнить «бортовой журнал»:


Ключевые понятия

Рисунки, схемы, примеры




Левую часть страницы студенты заполняют с помощью преподавателя. Правую часть – полностью самостоятельно, придумывая свои примеры или приводя примеры из художественной литературы.



1

  • ИП – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку завести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – Ип. 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  • ИП – ОС. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

  • ИП – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – ИП. 3 – голову наклонить влево. 4 – ИП. Повторить 4-6 раз. Темп средний.


2

  • ИП – ОС. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 сек, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

  • ИП – руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка над согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  • ИП – стойка ноги врозь. 1-4 четыре последовательных круга руками назад. 5-8 – руками вперед. Руки не напрягать, туловища не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением.

Темп средний.

5

Проработка содержания темы.






Эмоциональная разрядка (разминка).

5 мин.




20мин.




2 мин.


















20 мин.

Работа в парах постоянного состава.


Работа в парах сменного состава.



Гимнастика для глаз.

















Работа в группах.

Обучающиеся по очереди рассказывают своему соседу правила правописания корней с чередующимися гласными.



Каждая пара студентов приводит примеры на различные группы чередующихся гласных. Когда состав пары меняется, вновь прибывший студент приводит свои примеры.


Комплекс упражнений.


  • 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  • 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  • 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  • 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза


Студенты в подгруппах выполняют упражнение (распечатанное индивидуально на каждого студента), выделяют орфограммы и сверяют работу над упражнением с эталоном.



6

Подведение итогов.

5 мин.

Комплексная рефлексия

«Незаконченное предложение»

Преподаватель просит обучающихся продолжить предложения:

  • Сегодня на уроке я…

  • Научился…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Мои ощущения…

  • Этот урок дал мне для жизни…

  • Больше всего понравилось…

7

Информация о внеаудиторной самостоятельной работе.

  1. мин.

1. Создать презентацию на тему «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

2. Составить тестовые задания по теме.

Подобрать материал «Трудные случаи написания чередующихся гласных в корне слова».

4. Выполнить упражнения из учебника по теме.

5. Подобрать материал из художественной литературы по теме.

Студенты самостоятельно выбирают задания для домашней работы.



















Задания для проработки содержания темы и для самостоятельной работы

Задание 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Задание 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Задание 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Задание 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

 

Задание 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Задание 6.  

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.















Список использованных источников

Книги

  1. Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011: Русское слово. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Периодические издания


  1. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения. Раимбекова У. К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 31-34.


Электронные ресурсы локального доступа


  1. Технология модерации. Презентация. Автор: Коновалова Л. В.


Электронные ресурсы удаленного доступа


  1. Чередующиеся гласные в корне. https://studfiles.net/preview/6314327/

  2. Интерактивные и активные методы обучения на уроках. Технология модерации. http://открытыйурок.рф/статьи/661875/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!