КГУ
«Лесная средняя школа»
Разработка урока по познанию мира.
Тема: Горючие полезные ископаемые.

Составила: учитель начальных классов
Бескова Татьяна Ивановна
2015
Предмет — познание мира
Тема: Горючие полезные ископаемые
Участники - 4 класс, 9 лет
АННОТАЦИЯ
Урок разработан в соответствии с новой Программой АО Орлеу РК.
Ключевая идея: использование новых подходов к обучению, направленных на развитие собственного мышления ученика.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, индивидуальные листы с тестами, физическая карта РК, индивидуальные таблицы для работы, фломастеры, карточки с заданиями, образцы горючих полезных ископаемых, учебник, тетрадь.
Методы и приемы:
Форма работы:
групповая,
индивидуальная,
коллективная
Предмет-познание мира.
Тема: Горючие полезные ископаемые
Цель : раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых. Изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
2. Развивать умение анализировать изученный материал, оценивать себя и своих товарищей. Развивать мышление, внимание, восприятие, познавательный интерес, речь, умение слаженно работать в группе.
3. Содействовать самостоятельности и творческому подходу в нахождении новой и интересной информации. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, индивидуальные листы с тестами, физическая карта РК, индивидуальные таблицы для работы, фломастеры, карточки с заданиями ,образцы горючих полезных ископаемых, учебник, тетрадь.
Проблемный вопрос: От какого полезного ископаемого зависит экономика стран мира?
Ход урока:
1.Орг. момент. Психологический настрой. – 2 мин.
Создание коллаборативной среды.
- Добрый день, ребята. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
Тренинг на взаимодействие «Поздоровались».
- Улыбнитесь друг другу. В классе стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши улыбки. Пусть так будет всегда!
2.Повторение пройденного материала. 10 мин.
Стратегия «Мозговой штурм» Сейчас мы повторим всё, о чём говорили на прошлом уроке,
На стадии вызова предлагаю учащимся ответить на вопросы по повторению изученного материала.(5мин.)
О каком металле идет речь?
1. Это металл мягкий, красного цвета, очень хорошо проводит электрический ток, хорошо сплавляется с другими металлами ?
2. Сплав этот прочнее самой меди, желтоватого цвета, не ржавеет, из него изготавливают проволоку, корпуса часов, радиаторные трубы ?
3. Серовато-белый тяжелый металл, ковкий, изготавливают оболочки для кабеля, пластины аккумуляторов, задерживает радиоактивные лучи ?
4. Легкий металл серебристо-белого цвета, не ржавеет, хорошо проводит электроток, сплавы этого металла используют в авиации, делают фольгу?
5. Голубовато-серый металл, покрытое им железо не ржавеет, изготавливают ведра, тазы, ванны, крыши ?
Дидактическая игра «Займи своё место»
Каждому участнику дается карточка с названием черных и цветных металлов.
Задача учеников- сесть по ряду: 1 группа-черные, 2 группа –цветные.
Тест на повторение изученного материала (5мин.)
1.Выбери верное утверждение:
А )Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
2. Руды цветных металлов:
А) железная руда
Б) медная руда
В) бром
3. Из руд цветных металлов получают:
А) алюминий
Б) бурый железняк
В) сталь
4. Из руд чёрных металлов получают:
А) цинк
Б) медь
В) чугун
5. Металлы выплавляют в доменных печах на:
А) автозаводах
Б) металлургических заводах
В) химических заводах
6. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды
7. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области
Дети отвечают на вопросы тестов и оценивают ответы других ребят по ключу. Учитель знакомит с критериями оценивания по таблице:
«5»- 7б.
«4»-6-5б.
«3»-4-3б.
«2»-2-1 б.

3. Физминутка. (2 мин)
4.Основная часть. Работа над новым материалом.(25 мин.)
Постановка проблемы. Определение темы урока.(2мин.)
- О каких полезных ископаемых узнаем на этом уроке?
- Закройте глаза и послушайте информацию.
«Этот вид полезных ископаемых помогает человеку согреться, приготовить пищу». В каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
- А сейчас вы оцените сами себя.
Если вы считаете что справились с заданием сразу - палец вверх
Если не сразу догадались - палец в сторону
Если вы не справились совсем - палец вниз
- О горючих полезных ископаемых. (слайд 2)
Стратегия «Знаю - хочу узнать - узнал.»
-Запишите в таблицу всё, что вы знаете и хотите узнать о горючих полезных ископаемых. 3-ю колонку будем заполнять в течение урока. Вопросы без ответа оставляем для самостоятельной работы дома.(5мин. )
Показ презентации сопровождается показом образцов горючих полезных ископаемых.
(слайд 3)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
-Что вы знаете о каменном угле?

(слайд 4)
Добыча каменного угля-(слайд 5)
Использование-(слайд 6)
(слайд 7)
Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения.
(слайды 8,9,10)
(слайд 11)
Без неё не побежит.
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(слайды12,13,14 )
(слайд 15)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
(Слайды 16,17,18,19)
Работа в парах» (5мин.)
Стратегия «Подумай и поделись »
Геологическая группа продолжает свою работу по нахождению запасов горючих полезных ископаемых.
(слайд 20)
-Почему полезные ископаемые надо экономно расходовать?
-От какого полезного ископаемого зависит экономика стран мира?
Останавливаю после определённого времени «Три хлопка»
Дети сначала индивидуально каждый думает, потом делятся друг с другом.
Дети высказывают своё мнение и выслушивают мнения друг друга.
Спикеры выходят к доске высказывают своё мнение и объясняют почему они так решили.
Работа с учебником. (5 мин.)
Стратегия «Минутка» - отобрать ключевую информации об одном
представителе горючих ископаемых .
- Сейчас, мы, геологи, выделим основную информацию об одном горючем ископаемом. ( внешний вид, состояние, свойства, использование) Каждая команда обсуждает вопрос и составляют кластер.(слайд 21)

1группа – Природный газ
2группа – Нефть
3группа – Уголь
Индивидуальная работа по карточкам: (2мин.)
– Выберите и соотнесите из предложенного списка свойства горючих полезных ископаемых (соедини стрелкой):
Каменный уголь | Нефть | Природный газ |
горючее коричневого цвета газообразное
сыпучее имеет запах тяжелее воды
черного цвета маслянистое не имеет запаха
хрупкий твердое легче воды
жидкость легкое бесцветный
Взаимопроверка работ. По листам взаимопроверки поставьте своей группе оценку.

Работа с физической картой Казахстана (3мин.)
– Посмотрите на карту Казахстана . Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа?
Запомним самые крупные месторождения: угольные бассейны (Караганда, Экибастуз).
5.Закрепление знаний.(3 мин.)
-Что такое газопровод, нефтепровод?
Блиц-опрос.
Кто определяет залежи полезных ископаемых?
1) биолог 2) инженер 3) геолог
Что лишнее в снаряжении геолога?
1) полевой дневник 2) телескоп 3) геологический молоток 4) компас
Бурят скважины для добычи
1) нефти и газа 2) гранита 3) известняка
За смену угольный комбайн добывает 12 т 200 кг угля. Шахтер 10 часть того, что добывает комбайн. Сколько тонн угля добывает шахтер за смену?
1) 12200 кг 2) 1т 220 кг 3) 200 кг
6.Рефлексия (3 мин.) (слайд22)

-Я узнал…
-Я запомнил…
-Я удивился...
-Я горжусь…
7.Домашнее задание. (2 мин.) (Слайд 23)
1. Описать одно горючее полезное ископаемое (дополнительные сведения);
2.Составить по пять вопросов к теме урока.
3.Заполнить таблицу в тетради по познанию мира.
8.Итог урока.( 2 мин.) (слайды 24,25)
- Что вам понравилось?
-Что было самым интересным?
- Покажите свою оценку за проделанную работу сегодня на уроке. (оценивание большим пальцем)
- Всем спасибо.
Учитель выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку.