СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с технологической картой по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка будет полезной при изучении темы "Конструкция и декор предметов народного быта". Учебник "Иззобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с технологической картой по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта».»

5 класс.

Тема

«Конструкция и декор предметов народного быта».

Цель урока:

Создать декоративный образ русской народной прялки

Педагогическая цель:


Задачи урока:

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)

  • Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.

  • Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

  • способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

  • Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)


- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы» Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта».

Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны?

Объясняют значение предметов быта в крестьянской семье


3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными предметами народного быта: ковши, прялки, рубель. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. (Презентация.Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение.

Разбор конструкции прялки, ее украшение

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения крестьянской утвари. Рассуждают о значении предметов народного быта, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности.Анализируют как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- При помощи цветных карандашей изобразить прялку. Сделайте украшения прялки затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Используя шаблон изображение прялки, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Лист оценки:

  1. Аккуратность

  2. Правильное изображение формы лопасти прялки и компоновка в формате

  3. Уместный выбор символики росписи, декора,

  4. Правильная компоновка декора

  5. Творческий подход к выполнению задания

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?

- Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов

-Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением предметов народного быта

Запись д/з в дневник.





Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора предметов народного

быта.

Задачи:1. Познакомить учащихся с предметами народного быта.

2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное

мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к

своим древним корням и памяти предков.



Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века. (на доске интерьер крестьянского жилища)

Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.

-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?

- Почему он так называется?

( Красный- значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол ).

-Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? … (зарю)

-Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле).

-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была…конечно же печь.

- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

( Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки ).

-Видим ли мы шкафы для посуды?

( Нет.Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.)

-Что еще из мебели мы здесь видим?

( Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.

Детская колыбель, подвешенная к потолку.)

-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)

-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?

(Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)

-Чем она необычная?

(Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)



III. Сообщение темы.

Сегодня мы подробнее познакомимся с различными предметами крестьянского быта. Тема нашего урока « Конструкция и декор предметов народного быта ».

IV. Вводная беседа.

Если мы посмотрим на предметы, которые лежат перед вами, то мы видим, что они удобны для пользования и когда - то, были красивы.

- Для кого же создавал эти предметы русский человек?

Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша.

Весло, например, воспроизводит форму, и движение какой части тела? … Конечно руки. (Показать весло)

Чаша… Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.

На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.

Итак, давайте сейчас смотреть и любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении задания.



V. Формирование новых знаний.

Презентация.

  1. Особое место в доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Напрясть нитей надо было много, на всю семью.

Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали кудель ( пушистый комок шерсти).

2. Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знакам солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

3. Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».

4. Вот перед вами сказочно нарядные прялки-красавицы с резными узорами.

Прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж - на память жене, отец- дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь.

5. А вот вырезанные из дерева вальки, которыми выколачивали при стирке белье на реке. Они тоже украшены резными узорами.

6. Это рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняную ткань. Резные узоры и фигура коня изображают солнце, поднимающееся над землей.

7.Посмотрите, какие прекрасные туеса! В них ягоды могут храниться целый год.

8. А вот ковши. Прообразы их можно найти в природе. Какой ковш более сильный, строгий по форме? ( С конскими головами).

Я думаю, что вам интересно будет узнать, что ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки.

Ковши тоже украшены резьбой и узорами.

9. Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня.

10. Это ковш-наливка. Представьте сколько старания, умения, любви вложил мастер в их создание.

11. В форме уточек, игрушечных кресел вырезали солонки.

12. А вот деревянные ложки. Обратите внимание нанеобычные резные узоры на ручках. И здесь мы видим образ коня, символы солнца, земли, древо жизни.

13. Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц.

Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы, украшены солярными знаками.

-А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.

(В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь).

Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.

VI.Физминутка

Отгадайте загадку.

«Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто к доске привязали».

(Прялка)

-Что это чистое, пушистое к доске привязали? ( Кудель)

Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.

Отгадайте еще загадки.

« Утка в реке, хвост в кулаке. .»

(Ковш)

«Сама не ем,а людей кормлю.»

(Ложка)

А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.

VII. Постановка художественной задачи.

Теперь послушайте задание, которое будете выполнять.

У вас на столах лежат трафареты старинных предметов.

Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня , в виде птицы.

У прялок тоже не хватает некоторых деталей. Дорисуйте сверху городки, серьги или ожерелье и украсьте прялку узорами.

Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.

- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?

(Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня. )

- А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)

VIII.Практическая работа.

Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, маркерами.

Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?

(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)

Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.

На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.

(Звучит русская нар.музыка.)

IX.Просмотр и анализ работ.

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

Ребята с прялками выходите к доске, покажите свои работы.

Выходите ребята с ковшами, покажите ковши. Трудно было рисовать ручки для ковшей с образами коней, птиц?

Теперь мастера по росписи ложек, выходите. Молодцы, в таких красочных ложках и еда будет вкуснее.

X. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.

Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.

Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.

Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой. Это ваше дом/зад.

На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.

Итак, подводим итог.

На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.

Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и были главные цели нашего урока.

Наведите порядок на своем рабочем месте и можете быть свободны. Всем спасибо. Урок окончен.