СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Самый дорогой человек" по ИЗО 4кл

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока по изо в 4кл по теме "Материнство" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Самый дорогой человек" по ИЗО 4кл»

Урок изобразительного искусства по теме "Самый дорогой человек ". 4-й класс 

Борисова Е.А, учитель изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗОКонкурс «Презентация к уроку»



Цели урока:

  • познакомить учащихся с темой материнства в изобразительном искусстве;

  • дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;

  • совершенствовать навыки и умение в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;

  • воспитывать уважение к женщине, к матери.

Оборудование урока:

Зрительный ряд:

  • презентация «Самый дорогой человек »;

  • иллюстрации с изображением матери и дитя.

Литературный ряд:

  • пословицы о материнстве;

  • стихи.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды, восковые мелки, тонированная бумага

Задание: изобразить маму, её доброту, ласку, душевную красоту, отношение к миру.

Урок первый

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа: просмотр слайдов.

  3. Практическая работа учащихся: изображение матери (по представлению).

  4. Уборка рабочего места.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече. Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. У вас на столах карточки. Напишите своё имя. Ребята, теперь я вижу как вас зовут.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку. Знакомство .Подготовить карточки на столы. Ученик пишет свое имя. )

(На этом этапе идет проверка готовности ученика к уроку, его настроения) Давайте проведем с вами игру «Настроение». (У вас смайлики трех видов. На доске таблица, я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли на урок. Давайте прикрепим смайлики в таблицу.

смайлы

Начало урока

Конец урока









Начало урока- конец урока. В конце урока мы тоже подведем с вами итог.

(Начало урока, конец урока, отличное настроение, среднее и плохое. Дети прикрепляют смайлики в определенную графу таблицы. Видно с каким настроением дети пришли на урок и с каким ушли.)

2. Актуализация полученных знаний. А теперь внимание на презентацию. Посмотрите перед вами слова, прочтите их

Ласка, забота, нежность, ребенок, семья, любовь. Кому можно отнести все эти слова?(Маме) Назовите тему нашего урока. Подумайте, ребята и скажите: С чем мы сегодня познакомимся? О ком будем говорить? Чем мы будем заниматься?

Важно, чтобы дети сами назвали тему урока, цели. Учитель поправляет.

3. Вводная беседа

Учитель:  Молодцы! Да, сегодня будем говорить о маме. В искусстве есть великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких тем посвящена материнству. (слайд 1).

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова …. (слайд 2):

Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребёнком на руках. От любой напасти заклиная, Ей то уж добра не занимать. Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать. Свет любви издревле ей завещан, И с тех пор живёт она в веках, Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребёнком на руках.

Эти замечательные стихи поэта Сергея Острового посвящены всем мамам.

Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал), поэтому не случайно он стал выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Один из древних и самых прекрасных образов – Владимирская Богоматерь (слайд 3). Это икона, созданная в первой половине 12 века. Владимирская Богоматерь считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитаема на Руси и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое, очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей ощущение покоя и вечности.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти (слайд 4). Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны, но женщина исполнена любви, чувства материнской гордости и кротости.

Посмотрим ещё на несколько картин

Учитель: Ещё несколько волнующихся материнских образов мы можем увидеть в картинах ещё одного итальянского живописца и учёного Леонардо да Винчи. Это картины: «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Литта», (слайд 5). На картине изображено состояние спокойной радости, в которое погружена молодая женщина, кормящая грудью ребёнка. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой.

Ребята, сейчас вы увидели известные картины. Что вы почувствовали , глядя на них? А что чувствуют мамы , которые держат своих младенцев на руках? Как вы понимаете такие слова « истинная материнская любовь»?

Из века в век вечно единство матери и ребенка. Посмотрите на картины «У колыбели» Берты Моризо и Юрия Когача. Великое счастье быть вместе! (слайд 6,7)В искусстве 20 века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери в картине «Мать», русского живописца Александра Александровича Дейнеки (слайд 8). Молодая, полная физического и духовного здоровья женщина-работница, надёжная опора и защитница, нежно любящая своего малыша.

Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите на картине? Как бы вы назвали эту картину?

Название этой картины- «Тишина» Бориса Неменского (слайд9).Посмотрите как рука матери охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!

Подумайте и ответьте какие чувства на этих картинах испытывают матери? (Ответы учащихся)

Учитель: Совершенно верно, любовь, ласку, нежность, заботу, защиту, и другие…

В заключение хотеться сказать словами О.Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в которой всегда найдётся прощение…» (слайд 14).Ребята, как вы думаете, какая у нас будет сегодня цель? (ответы учащихся) Да, верно, сегодня вы создадите образ мамы. Акакими материалами мы с вами будем работать? Правильно, живописными и графическими – мелками .(слайд 15, 16) Ну что ж, за работу, приступаем.

  1. Практическая работа учащихся

Прежде чем начать работу, предлагая учащимся посмотреть на рисунок учителя.(обращаю внимание на линия построения женской головы)

Ребята, давайте начнём работу. Теперь работаем самостоятельно. Вы рисовали раньше портреты? (Внимание учащихся обращаю на набросок на доске женского образа. Намечаю основными линиями лицо, волосы, фигуру.( Далее ребята будут работать самостоятельно).

- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей мамы с её чертами лица. Главное не внешнее сходство, а её внутренняя красота. Для того чтобы подобрать оттенок кожи лица, рук смешайте белила с небольшим количеством красного и бежевого цветов. С мелками немного проще, но тоже не забывайте подбирать оттенки, подходящие под цвет кожи..

Одна группа учащихся выполняет работу красками, гуашью. Вторая группа цветными мелками на тонированной бумаге. В ходе практич.работы провожу гимнастику для глаз. Ребята, посмотрите на экран. Глазками проследите движения бабочки, птички. Это поможет нам лучше сосредоточиться.

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.) В качестве фона звучат мелодии из известных песен о матерях) В конце работы выставка работ и обсуждение.)

Рефлексия.

Закончите высказывание. (на слайде) Ребята посмотрите на эти высказывания и закончите.

  • Наиболее трудным мне показалось…

  • Самым интересным было…

  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по- другому сделал следующее…

  • Я научился,,,,

  • У меня получилось…



Оцените свою работу.(сдайд)

Возьмите оценочный лист и покажите цветом . как вы сегодня поработали.

Красный- у меня все получилось.

Синий- не все задуманное получилось.

Желтый- я недоволен результатом.

Кого бы вы хотели похвалить за работу? За что?

(Дети прикрепляют смайлики в третью графу таблицы

Видно с каким настроением дети пришли на урок и с каким ушли.)

Спасибо вам!

Вы все постарались и у вас всё получилось! Ребята, можете подарить свои работы мамам. До свидания!

4. Уборка рабочего места.(Дети убирают своё рабочее место.)