Организационный момент Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - Вы чувствуете солнечное тепло? Подарим свои улыбки друг другу. Пусть сегодня на уроке нам благоприятствует теплая дружеская атмосфера. 1.2 Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока «В одной из древних рукописей Евангелия говорится, что спросили Спасителя Христа: когда же придет Царство Небесное? И Он ответил: Царство Небесное уже пришло там, где двое — не двое, а одно.» (Митрополит Антоний Сурожский https://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe) - Как вы думаете, о ком или о чём идёт речь в данной цитате? - Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? - Что вы уже знаете, а что можете узнать на уроке нового о семье? (Высказывают предположения) Но это только часть темы. Остальную её часть вы попробуете сформулировать самостоятельно после выполнения некоторых заданий. | Настраиваются на совместную работу Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию Развитие умения определять тему урока и ставить задачи Семья … Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
1.3 Актуализация знаний Вхождение или погружение в тему - Что такое семья? Кто входит в состав семьи? - Как вы думаете, на чём держится семья? «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано одно слово… - Какое это слово? У вас на партах лежит один вот такой (учитель показывает) «лепесток», работая в парах, запишите слово, которое, по-вашему мнению, написал старец. Составление «ромашки» семейных ценностей - Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ». Как вы думаете почему? - Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось? | Высказывают свои мнения. Сверяют данное ими определение с определением из словаря Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. На семейных ценностях … Учащиеся работают в парах, выходят к доске и прикрепляют своё слово, записанное на «лепестке» (если учащиеся слово «понимание» не указали, то учитель добавляет слово к «ромашке») Ответ учащихся: ромашка (ромашка семейных ценностей). (Возможно кто-то из ребят скажет, что это символ семьи) |
2.1. Продуктивное чтение. Работа учащихся в группах с текстом учебника (с. 56 – «Семья – хранитель духовных ценностей»). Напомнить правила работы в группе (В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность» Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.) Вывод: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи) и построить схему отношения семья человек традиции 2.2 Работа с иллюстрацией учебника с.57 - О каких традициях рассказывают и какие отношения иллюстрируют данные изображения? (Празднование знаменательных событий в жизни семьи, прогулки с детьми, походы, чтение книг, совместное приготовление угощений к столу, передача ремесла). - Что к сказанному вы могли бы добавить ещё из жизненного опыта? Традиции гостеприимства, семейный обед. Хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. Передача семейных реликвий подрастающему поколению Фиксация результатов на доске. 2.3 Задушевный разговор «Послушаем друг друга» - Какие традиции существуют в ваших семьях? 2.4 Физминутка Мы семья – всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем Мы всегда во всем поможем. Маме дружно помогаем С полок пыль мы вытираем, Моем гладкие окошки Со стола смахнем мы крошки, Протрясем половики, чисто вымоем полы. Потрудились, отдохнули. Сели разом за столы. Взяли книжки, взяли ручки, И дождались тишины. 2.5 Учебный диалог (проблемный) на основе работы с текстом учебника с.73 - Без чего не может быть счастливой семьи? - Почему молодожёнам всегда желают мира (лада) и любви? Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семья является хранителем культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений. Поэтому семья – это первооснова родины (ячейка общества, его фундамент). 2.6 Метод «Мозговой штурм» Работа с учебником, с.74-77 (класс делится на 4 группы) - На территории нашей страны живут люди разного вероисповедания. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. (Каждая группа читает и анализирует материал, посвященный одной религии.) - Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? Что из указанного в первом столбце мы не можем отнести к ценностям? - Дополните пустые строки таблицы названием семейных ценностей, которые не были указаны, но являются важными, на ваш взгляд. | Развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность, логически мыслить, находить нужную информацию в различных источниках, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения; работать в группе; Организация трёх рабочих групп (соответственно рядам); Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учится», «отношения», «традиции и обычаи». Фиксация вывода в виде схемы в тетради: «Передача опыта в семье»: Схема Обсуждение в парах иллюстраций, поиск ответов на заданный вопрос с разведением понятий «отношения» и «традиции» Фиксация результатов в тетради. Эмоциональная разрядка Работа с текстом учебника с. 73 Поиск ответа на вопрос, обсуждение в паре. Запись в тетрадь Дополняют число семейных ценностей с опорой на текст Работают с учебником и результаты фиксируют в таблице Фиксируют основные ценности семейной жизни в таблице. (проставляют + в тех графах, которые соответствуют тому, что найдут в тексте). (приложение №1) Дети приходят к выводу, что семья – это самое святое для всех! Обсуждают задание в парах и дополняют таблицу |
2.7 - Ребята, как вы думаете, есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы) Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. - Кто может рассказать о них? Обсуждение проблемного вопроса: - О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии? В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые все традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. - Можно ли семью Петра и Февронии назвать благочестивой? - Что означает это слово «благочестивая»? С каким известным вам понятием связано это слово? (благочестие, добродетель) Как вы понимаете смысл этих слов? - А теперь сравним, какое определение этому слову дано в словаре В.И. Даля
Сделайте вывод о том, какой же была семья Петра и Февронии? Запишем смысл этого понятия в тетрадь | Отвечают на поставленный вопрос Если будут затруднения с ответом, предложить работу с учебником, с.77 (Пётр и Феврония Муромские) либо предложить посмотреть мультфильм (ссылка 3, см. ниже) Отвечают на вопрос Решают проблемный вопрос Высказывают своё мнение Благочестие – это истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (Толковый словарь В. Даля). Добродетель - добрые дела человека, так и доброе расположение его души, из которого происходят сами дела Добродетель – это добро вошедшее в привычку. https://azbyka.ru/dobrodetel Благочестивой Благочестивая семья – это семья, в которой все живут по заповедям Божьим. |
3.1 Вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке? - Что нового узнали о семье и семейных ценностях? - Какую роль они играют в жизни каждого человека? - Почему крепкую счастливую семью считают опорой государства? Обоснуйте своё мнение. - Как вы думаете, а можно ли считать благочестивую семью счастливой? 3.2 Я думаю, вы уже знаете, что ромашка является символом любви и верности? Возьмите ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка - это символ и вашей семьи. Что в семье должно быть главным? Какие ценности вы выбрали бы для вашей семьи, как самые важные? Напишите это на лепестках ромашки. - А теперь закрасьте сердцевинку ромашки таким цветом, который соответствует вашему настроению: жёлтый – мне было интересно и всё понятно; оранжевый – было интересно, но остались вопросы; красный – мне многое не понятно и некомфортно было на уроке. (индивидуальная работа). Прикрепим ромашки на доску. 3.3. Приём «Незаконченное предложение» Мама и папа для меня самые… Свою семью я считаю… Из традиций моей семьи мне нравится… Родным я хочу пожелать… Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… | обучающиеся дают определения понятиям: семья, семейные ценности, благочестивая семья; на основе полученных знаний могут сделать вывод о роли семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека проявляют интерес к изучению традиций своего народа и других народов России Продолжают любую из выбранных фраз |