СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей" ОДНКНР 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей" ОДНКНР 5 класс»

КАРТА-СХЕМА

Проектирования урока/внеурочного занятия по предмету

ОДНКНР (Барановой Е.Н. ГБОУ №604)

Тема урока/внеурочного занятия

Семья – хранитель духовных ценностей

Планируемые результаты урока/внеурочного занятия

  • Сформировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к семейным ценностям и традициям (что является залогом интереса к культурным традициям российского народа).

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи урока/внеурочного занятия

  • формировать уважительное отношение к родителям, ближним;

  • способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

  • познакомить учащихся с основными семейными ценностями в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме;

  • подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают;

  • воспитывать чувства ответственности, любви к своим ближним.

Основные термины и понятия в содержании урока/внеурочного занятия

Семья

Благочестие – истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей

Благочестивая семья – семья, в которой все живут по заповедям Божьим .

Семейные ценности -

Межмодульные связи урока/внеурочного занятия с другими модулями ОРКСЭ, учебными предметами

ОПК (Христианская семья)

Обществознание (Семья)

Литература (Повесть о Петре и Февронии)

Искусство (работа с репродукцией картины)


Учебно-методическое обеспечение урока/внеурочного занятия

Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.


Дополнительный информационный и иллюстративный материал к уроку/внеурочному занятию

Объяснение понятий, взятых из словаря В.И. Даля и сайта https://azbyka.ru/dobrodetel

Средства наглядности и ТСО, используемые на уроке/внеурочном занятии

Презентация, таблица, тексты, видео-ролик, мультфильм

План урока/внеурочного занятия

Деятельность учащихся

Конкретные результаты деятельности учащихся

Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный)

    1. Организационный момент

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке нам благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

1.2 Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

«В одной из древних рукописей Евангелия говорится, что спросили Спасителя Христа: когда же придет Царство Небесное? И Он ответил: Царство Небесное уже пришло там, где двое — не двое, а одно.» (Митрополит Антоний Сурожский https://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe)

- Как вы думаете, о ком или о чём идёт речь в данной цитате?

- Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Что вы уже знаете, а что можете узнать на уроке нового о семье? (Высказывают предположения)

Но это только часть темы. Остальную её часть вы попробуете сформулировать самостоятельно после выполнения некоторых заданий.


Настраиваются на совместную работу












Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Развитие умения определять тему урока и ставить задачи

Семья …


Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


1.3 Актуализация знаний

Вхождение или погружение в тему

- Что такое семья? Кто входит в состав семьи?






- Как вы думаете, на чём держится семья?

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано одно слово…

- Какое это слово?

У вас на партах лежит один вот такой (учитель показывает) «лепесток», работая в парах, запишите слово, которое, по-вашему мнению, написал старец.

Составление «ромашки» семейных ценностей

- Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ». Как вы думаете почему?

- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось?


Высказывают свои мнения. Сверяют данное ими определение с определением из словаря

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

На семейных ценностях















Учащиеся работают в парах, выходят к доске и прикрепляют своё слово, записанное на «лепестке»


(если учащиеся слово «понимание» не указали, то учитель добавляет слово к «ромашке»)

Ответ учащихся: ромашка (ромашка семейных ценностей). (Возможно кто-то из ребят скажет, что это символ семьи)

1.4 – У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях...




Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

2.1. Продуктивное чтение. Работа учащихся в группах с текстом учебника (с. 56 – «Семья – хранитель духовных ценностей»). Напомнить правила работы в группе

(В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.)

Вывод: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи)

и построить схему

отношения

семья человек

традиции

2.2 Работа с иллюстрацией учебника с.57

- О каких традициях рассказывают и какие отношения иллюстрируют данные изображения?

(Празднование знаменательных событий в жизни семьи, прогулки с детьми, походы, чтение книг, совместное приготовление угощений к столу, передача ремесла).

- Что к сказанному вы могли бы добавить ещё из жизненного опыта?

Традиции гостеприимства, семейный обед.

Хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Передача семейных реликвий подрастающему поколению

Фиксация результатов на доске.

2.3 Задушевный разговор «Послушаем друг друга»

- Какие традиции существуют в ваших семьях?

2.4 Физминутка

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки

Со стола смахнем мы крошки,

Протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

2.5 Учебный диалог (проблемный) на основе работы с текстом учебника с.73

- Без чего не может быть счастливой семьи?

- Почему молодожёнам всегда желают мира (лада) и любви?

Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семья является хранителем культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений. Поэтому семья – это первооснова родины (ячейка общества, его фундамент).

2.6 Метод «Мозговой штурм»

Работа с учебником, с.74-77 (класс делится на 4 группы)

- На территории нашей страны живут люди разного вероисповедания. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. (Каждая группа читает и анализирует материал, посвященный одной религии.)

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? Что из указанного в первом столбце мы не можем отнести к ценностям?
- Дополните пустые строки таблицы названием семейных ценностей, которые не были указаны, но являются важными, на ваш взгляд.

Развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность, логически мыслить, находить нужную информацию в различных источниках, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения; работать в группе;

Организация трёх рабочих групп (соответственно рядам);

Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учится», «отношения», «традиции и обычаи».

Фиксация вывода в виде схемы в тетради:


«Передача опыта в семье»:

Схема









Обсуждение в парах иллюстраций, поиск ответов на заданный вопрос с разведением понятий «отношения» и «традиции»






Фиксация результатов в тетради.






Эмоциональная разрядка


















Работа с текстом учебника с. 73

Поиск ответа на вопрос, обсуждение в паре.

Запись в тетрадь

Дополняют число семейных ценностей с опорой на текст










Работают с учебником и результаты фиксируют в таблице




Фиксируют основные ценности семейной жизни в таблице. (проставляют + в тех графах, которые соответствуют тому, что найдут в тексте). (приложение №1)
Дети приходят к выводу, что семья – это самое святое для всех!

Обсуждают задание в парах и дополняют таблицу

2.7 - Ребята, как вы думаете, есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.

- Кто может рассказать о них?



Обсуждение проблемного вопроса:

- О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?

В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые все традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

- Можно ли семью Петра и Февронии назвать благочестивой?

- Что означает это слово «благочестивая»? С каким известным вам понятием связано это слово? (благочестие, добродетель) Как вы понимаете смысл этих слов?

- А теперь сравним, какое определение этому слову дано в словаре В.И. Даля













Сделайте вывод о том, какой же была семья Петра и Февронии?

Запишем смысл этого понятия в тетрадь

Отвечают на поставленный вопрос









Если будут затруднения с ответом, предложить работу с учебником, с.77 (Пётр и Феврония Муромские) либо предложить посмотреть мультфильм

(ссылка 3, см. ниже)


Отвечают на вопрос








Решают проблемный вопрос



Высказывают своё мнение


Благочестие – это истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (Толковый словарь В. Даля).

Добродетель - добрые дела человека, так и доброе расположение его души, из которого происходят сами дела

Добродетель – это добро вошедшее в привычку. https://azbyka.ru/dobrodetel


Благочестивой


Благочестивая семья – это семья, в которой все живут по заповедям Божьим.



Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

3.1 Вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали о семье и семейных ценностях?

- Какую роль они играют в жизни каждого человека?

- Почему крепкую счастливую семью считают опорой государства? Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а можно ли считать благочестивую семью счастливой?

3.2 Я думаю, вы уже знаете, что ромашка является символом любви и верности?

Возьмите ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка - это символ и вашей семьи. Что в семье должно быть главным? Какие ценности вы выбрали бы для вашей семьи, как самые важные? Напишите это на лепестках ромашки.

- А теперь закрасьте сердцевинку ромашки таким цветом, который соответствует вашему настроению: жёлтый – мне было интересно и всё понятно; оранжевый – было интересно, но остались вопросы; красный – мне многое не понятно и некомфортно было на уроке. (индивидуальная работа).

Прикрепим ромашки на доску.

3.3. Приём «Незаконченное предложение»

Мама и папа для меня самые…

Свою семью я считаю…

Из традиций моей семьи мне нравится…

Родным я хочу пожелать…

Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

  • обучающиеся дают определения понятиям: семья, семейные ценности, благочестивая семья;

  • на основе полученных знаний могут сделать вывод о роли семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека

  • проявляют интерес к изучению традиций своего народа и других народов России









Продолжают любую из выбранных фраз



3.4 Я желаю, чтобы вы помнили основные ценности, на которых строятся счастливые семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали их и любили. Учились этому в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

https://www.youtube.com/watch?v=P08hfNmou2w&

spfreload=5
























Просмотр клипа «День семьи любви и верности» Диана Гурцкая (Ссылка 1)

Домашнее задание:

  1. Подобрать пословицы о семье и семейных ценностях разных народов.

  2. Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

  3. Прочитать статьи в учебнике: с. 78-82. Ответить на вопросы.

Приложение 1.

Основные ценности семейной жизни

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Любовь мужа и жены друг к другу





Любовь родителей к детям





Почитание родителей





Верность





Благочестие





Ложь





Гордыня





Согласие





Прощение





Уважение





Семейные традиции




















Приложение 2

Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.


Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.
Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.

  1. https://www.youtube.com/watch?v=P08hfNmou2w&spfreload=5

  2. https://www.youtube.com/watch?v=XR3b104U6eg

  3. https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=15307561010569548762&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8%202017%20%D0%B3%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC