МБОУ СОШ№55
Конспект урока по литературе в 6классе
Учитель: Галямина Е.В.
Тема урока:
«Семья – начало всех начал» (по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Иваново 2013
«Семья – начало всех начал» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Место урока в разделе школьной программы.
Данный урок является девятым в разделе «Из русской литературы 20 века» и вторым в системе уроков по изучению творчества В.П. Астафьева
Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке!
Но дети — это ещё и мука наша! Вечная наша тревога. Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность наша — всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда.
В.П. Астафьев
Цели:
Образовательные цели:
Анализировать героев рассказа «Конь с розовой гривой».
Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Развивающие цели:
Развивать навыки осмысленного чтения.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Расширять и обогащать словарный запас школьника.
Воспитательные цели:
Воспитывать внимательного читателя.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях.
Коммуникативные цели:
Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Совершенствовать умение работать в группах, парах.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/
В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
Оборудование урока:
Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Портрет писателя
Мультимедийная презентация
Карточки с заданием для групп;
Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп. (Приложение2)
Крросворд (Приложение3)
Содержание этапов урока.
1. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Учитель: Сегодня мне хотелось бы поговорить о самом важном для всех нас о …., а вот о чем пойдет речь на уроке, подскажите вы, разгадав крросворд. Работа в парах. (Слайд 2)
Учитель: Какое слово получилось в центре? (семья)
Метод ассоциаций







Учитель: Ребята, вся наша жизнь проходит в семье. Семья – это самое дорогое и самое ценное, что есть у нас с вами
Учитель: Перед вами стихотворение, давайте его прочитаем (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(Звучат ответы учащихся. Учитель корректирует ответы детей).
Открывается доска, зачитывается тема и эпиграф к уроку. (Слайд 4)
Дети записывают в тетрадях.
3.Объяснение нового материала
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики: Тревога и мука – это переживания родителей за поступки своих детей.
Учитель: А почему дети – зеркало?
Ученики: Потому что дети отражают жизненную позицию семьи. Они во многом копируют родителей, поэтому все хорошее и плохое, что есть в семье, становится известно окружающему миру.
Учитель: Значит, жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание. Человек уходит в жизнь с тем, чему научили в детстве. А сейчас вернемся к теме урока, попытайтесь определить, какова же цель нашего урока?
Ученики: Оценить поступки героя и выяснить, что и кто повлияли на поведение Вити.
Учитель: Согласна. А теперь задачи. Как добиться поставленной цели?
Ученики: 1. Понаблюдать за поведением Вити и левонтьевских ребятишек.
2.Сравнить семью мальчика Вити и семью Левонтия и сопоставить их отношение к жизни.
3. Оценить поступки и сделать вывод.
Учитель: Ребята, сейчас вам предлагается разделиться на 6 групп. Каждая группа имеет свое задание (раздаются задания). Правила работы в группах (Слайд 5)
1 группа
Левонтий и Васеня, их отношение к жизни
1.Отношение к заработанной копейке.
2.Дом.
3.Огород.
4.Изгородь.
5.Одежда.
6.Вывод.
2 группа
Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни
1.Отношение к соседям.
2.Честность.
3.Строгость.
4.Трудолюбие.
5.Великодушие.
6.Ласка.
7.Мудрость.
8.Вывод.
3 группа
За земляникой
1.Посуда.
2.По дороге.
3.В чужом огороде.
4.Драка.
5.На Малой речке.
6.Жестокость.
7.Санька - злой человек.
8.Советы Саньки.
9.Вывод.
4 группа
Дома. Ночь переживаний.
1.Отлегло маленько.
2.Угрозы Саньки.
3.Сон не брал меня.
4.Решение.
5.Вывод.
5 группа
На речке
1.Размышления.
2.Грешные мысли.
3.Совет Саньки.
4.Не буду слушать.
5.Побег.
6.Вывод.
6 группа
В кладовке. Утро
1.Обостренный слух.
2.Дедушка.
3.Хотелось помереть.
4.Дедушка.
5.Ласка.
6.Прощение
7.Вывод.
4.Закрепление учебного материала
Карточки с заданиями для групп
Каждая группа работает в по приему «Фишбоун». При выступлении каждой группы на экране высвечивается задания для каждой группы (Слайды 6-11).
Учитель: Расскажите о мечте всех деревенских ребятишек.
Ученики: Пряник конем, весь белый, а грива, хвост, глаза, копыта розовые.
Учитель: Почему каждый мальчишка мечтал получить такой пряник?
Ученики: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе. Во-вторых, с таким конем сколько почету, внимания. Ребята левонтьевские к тебе ластятся и так и эдак. Чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому. Лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его.
Учитель:Почему было так опасно угощать левонтьевских ребятишек?
Ученики: Когда даешь Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое кусать положено и держать крепко, иначе так цапнут, что останутся от коня хвост да грива.
Учитель: Ребята, какое художественное средство использует автор, описывая дом, и что хочет подчеркнуть этим?
Ученики: Автор использует олицетворение и эпитет (дом смотрел кое-как застекленными окнами). И читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.
Учитель: Чем интересна семья Левонтия?
Ученики: Это большая семья. Левонтий работал на лесозаготовке. Дома бывал раз в две - три недели.
Учитель: Опишите дом, в котором жила эта семья.
Ученики: Дом стоял сам собою на просторе. Ничего не мешало смотреть ему на свет белый кое-как застекленными окнами. Не было ни забора, ни сеней, ни ворот, ни наличников. Читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.
Учитель:Как левонтьевское семейство вело хозяйство, чтобы прокормить себя?
Ученики: Весной они маленько ковыряли землю. Воздвигали изгородь из жердей, хворостин и старых досок. Все делалось кое-как. Зимой все исчезало в печке. Жили одним днем.
Учитель: Найдите в тексте абзац, подчеркивающий нерадивость хозяйки Весени.
Ученики:Левонтий ходил в штанах, державшихся на одной пуговице, и в рубахе вовсе без пуговиц.
Учитель:Чем заканчивалися праздник в доме Левонтия?
Ученики: Праздник всегда заканчивался скандалом. Все убегали из дома. А Левонтий бил стекла, ругался и плакал.
Учитель: Прошу вторую группу оценить сказанное.
Ученики:Семья многодетная. Но, к сожалению, родители не показывают детям положительных примеров. Не благоустраивают свой дом. Вместо крыльца – чурбак. Не обрабатывают огород. Забор возводится только временно. Не приучают детей к труду. Все у них кое – как. Живут одним днем. В такой семье дети вырастут неряшливыми, ленивыми, неуважительными. Нам кажется, что виноват в этом отец семейства Левонтий. Он сам ленив.
Учитель:Как бабушка относилась к таким беспокойным соседям?
Ученики: Относилась с пониманием. Давала в долг деньги, продукты. Когда Левонтий буянил, пускала ночевать. Но при этом внуку не разрешала ходить к ним, говоря: «Нечего объедать этих пролетариев. У них в кармане – вошь на аркане». Бабушка старалась оградить внука от дурного влияния этой семьи.
Учитель:Однажды левонтьевские ребятишки собрались в лес за земляникой. С ними оправился и внук бабушки Петровны. Какая цель была у него?
Ученики: Мальчик своим трудом хотел заработать пряник. Хотел набрать земляники, которую бы бабушка продала в городе и купила бы пряник.
Учитель:С какой посудой дети отправились в лес? Сравните.
Ученики: Мальчик Витя взял аккуратную берестяную корзиночку-туесок стакана на 2-3. Левонтьевские ребятишки взяли бокалы с отбитыми краями, старые изодранные туески, ковшик без ручки. Такая посуда – лицо хозяйки. Дети и не берегли посуду, они бросали друг в друга ковшики и туески.
Учитель: Какой эпизод указывает на то, что дети не любят друг друга и не уважают жителей соей деревни?
Ученики: По дороге дразнились, плакали, пытались драться. Заскочили в чужой огород, нарвали много зеленого лука. Наелись, а остальное бросили. Для этих ребят не существует понятия « нельзя». Этому, к сожалению, не научили их родители.
Учитель: Почему возникла драка на увале? Что такое « увал»?
Ученики: Увал – это пологий холм. Старшой увидел, что Танька не собирает землянику, а ест, и надавал ей пинков. Танька сказала, что и Санька ест. Попало и Саньке, но тот кинулся драться. Катались по земле, подавили собранную землянику. У старшого опустились руки – и он съел всю свою ягоду.
Учитель: Ребята, кого из левонтьевских ребят выделяет автор?
Ученики: Автор выделяет Саньку и подчеркивает, что он был вреднее и злее всех детей. Когда все собрались идти на речку, а Витя не решался, т.к. еще не наполнил туесок, но Санька стал его провоцировать, говоря, что он жадный, что он бабушки Петровны боится. И мальчик сдался. Он вытряхнул из туеска ягоды, на которые сразу же навалились левонтьевские дети и съели. Мальчику досталось лишь несколько ягодок.
Учитель:Какие чувства испытывал герой рассказа?
Ученики: Мальчику было жалко ягод и грустно. Но он напустил на себя отчаянность. Махнул на все рукой и отправился вместе со всеми на речку.
Учитель: Докажите, что один дурной поступок (высыпал ягоды) влечет за собой другой.
Ученики: Пообещал украсть калач. На речке левонтьевские растерзали некрасивую рыбку. Подшибли стрижа, и он погиб.
Учитель:День закончился. Дело к вечеру. Пора возвращаться домой. Санька дает совет. Какой?
Ученики:Посоветовал натолкать в туесок травы, а сверху присыпать земляникой, т.е. подтолкнул к обману.
Учитель: Передайте внутреннее состояние мальчика, когда он остался один в тайге, левонтьевские драчуны бросили его одного в тайге.
Ученики: Ему стало жутко. Чуть было не заплакал.
Учитель:А сейчас прошу третью группу подвести итог нашей беседе.
Ученики:Наблюдая за поступками левонтьевских ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями к труду (не смогли набрать земляники). Считают, что им все дозволено, поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Они маме не принесли из тайги ни одной ягодки земляники. Значит, родителей они не любят. Даже автор выразил свое отношение к ним через эмоционально-оценочные слова, называя их не Саша, Таня, а Санька, Танька. Они дразнятся, дерутся, плачут, не едят, а жрут. Такие дети - дурной пример
Учитель:Ребята, доверяла ли бабушка Петровна своему внуку?
Ученики:Бабушка доверяла ему. Она даже похвалила его, когда он принес из тайги туесок. Это говорит о том, что в этой семье детей воспитывают правильно.
Учитель:Все, казалось бы, утряслось. Что же терзало нашего героя? Прошу четвертую группу подвести итог.
Ученики: Мальчик не мог ночью спать, его мучила совесть. Он сравнивал себя с запутавшимся преступником. Ему хотелось все рассказать бабушке. Но он послушал, как она тяжело дышит во сне, понял, что она устала, и ему стало жалко ее. Мальчик принимает решение - не спать, а караулить бабушку, и, когда она проснется, все ей рассказать Мы сделали вывод, что наш герой – хороший человек, любит сою бабушку, но он просто запутался, поддавшись влиянию Саньки.
Учитель:Почему наш герой снова оказался вместе с левонтьевскими «орлами»?
Ученики:Беда в том, что он уснул, карауля бабушку. А она рано утром на лодке уплыла в город, на рынок. Дедушки не было дома, он уехал на заимку, километров за 5 от деревни. Дома было скучно, и мальчик подался к левонтьевским.
Учитель:В какой момент наш герой снова попадает под влияние Саньки и выполняет его требования, совершив еще один проступок.
Ученики: Мальчик без разрешения взрослых отдал Саньке дедушкины удочки, чтобы Санька взял его на рыбалку.
Учитель: Ребята, с какой целью автор дает пейзажную зарисовку тихого, спокойного летнего дня?
Ученики: Нам кажется, что автор дает эту зарисовку, чтобы подчеркнуть контраст гармонии в природе и дисгармонии в душе нашего героя. Так прекрасна природа. Такая тишина. Покой. И мальчик не замечает этого. Но на душе у него неспокойно.
Учитель:Что мучает его?
Ученики:Боится возвращения бабушки. И дедушки нет. Заступиться некому.
Учитель:Можно ли сказать, что в мальчике проснулась сила противостояния злу?
Ученики:Да. На совет Саньки спрятаться в сено и сделать вид, что утонул, чтобы испугать бабушку, ответил, что не сделает этого и Саньку слушать больше не будет.
Учитель: Завидя лодку, мальчик бежал. Предлагаю пятой группе, наблюдавшей за мальчиком на рыбалке, высказать свое мнение, подвести итог.
Ученики:Наблюдая за героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется). Но он уже внутренне раскаялся в содеянном. Сделал решительный шаг - дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед бабушкой.
Учитель:Ребята, вы знаете, что наш герой оказался в другом конце села. Хотел остаться ночевать у тети Фени, но она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой. В чем проявилась ее мудрость?
Ученики:Она не повела его к бабушке на расправу под горячую руку, а втолкнула в кладовку, там была постель. Сама же вошла в дом и поговорила с бабушкой.
Учитель: Тоскливо было в кладовке. Мальчик прислушивался. Половицы в избе не скрипели. Должно быть, бабушка устала. Стало холодно. Сжался в комочек и уснул. Как автор дает понять читателю, что все-таки все закончится хорошо?
Ученики:Об этом говорит солнечный луч, пробившийся в мутное окошко кладовки.
Учитель:Почему сердце мальчика радостно подпрыгнуло?
Ученики: На нем был накинут старенький дедушкин тулупчик. Это приехал дедушка. Какая радость!
Учитель:Мальчик услышал возмущенный голос бабушки. Почему ему хотелось провалиться сквозь землю, он закрылся полушубком и желал умереть скорее?
Ученики: Услышал рассказ бабушки о том, как в городе открылся обман. А она рассказывала об этом каждому, кто приходил к ним в это утро.
Учитель:Найдите в тексте наивысшую точку переживаний нашего героя.
Ученики:Дед погладил его по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из глаз мальчика.
Учитель:Как дедушка помог внуку выйти этого тяжелого положения?
Ученики:Успокоил внука, вытер слезы с его лица и посоветовал попросить прощения у бабушки.
Учитель:Легко ли это было сделать?
Ученики: Трудно. Мальчик даже не плакал, а ревел так, что с трудом выговорил: « Я больше не буду!»
Учитель: Как заканчивается рассказ?
Ученики:Бабушка простила внука. Накормила его. И подарила пряник, белого коня с розовой гривой, мечту каждого деревенского мальчишки.
Учитель: Предлагаю высказаться второй группе, наблюдавшей за поступками дедушки и бабушки Петровны.
Ученики: Наблюдая за этими героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе называют уважительно по отчеству Петровна. Они не отказывают в помощи соседям. Трудолюбивые. Кроме домашнего огорода, обрабатывают еще один огород, который находится в пяти километрах от села. Держат корову. Это тоже большой труд. Правильно воспитывают внука. Запрещают водиться с левонтьевскими детьми, от которых ничему хорошему не научишься. Приучают внука к труду. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И это правильно.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Ребята, мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.
Ученики: кто же влиял на поведение Вити.
Учитель: Кто готов сделать заключение?
Ученики: Мы пришли к выводу, что герой рассказа В.Астафьева понял, что все что говорили и делали его бабушка и дедушка, было ему только во благо.
Учитель: Ребята, предлагаю вам составить синквейн – СЕМЬЯ (Слайд12)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (Слайд 13)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель: Молодцы. Все вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили…
Учитель: И в конце урока, мне хотелось бы прочитать вам одну притчу
(Приложение 1) (Слайд 14)
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос « Чему научил меня рассказ В.Астафьева « Конь с розовой гривой». (Слайд 15)
Приложение 1
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
Мудрец, моему ребенку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое
дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноградной лозе:
— Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не
будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом
лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его
ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не
получишь сладких вкусных ягод... Лишь при разумном сочетании того и другого удается
вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Приложение2
Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Приложение 3
| | 1С | Ы | Н | |
| 2Д | Е | Т | И |
| 3М | А | М | А |
4 Д | О | Ч | Ь | | |
| 5Я |
мамы
Кто мальчик для мамы?
Самые близкие родителям люди
Какое первое слово произносит малыш?
Кто девочка для мамы?
Как человек говорит про себя