СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Семья – начало всех начал» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Семья – начало всех начал» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Заключительный урок изучении рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Семья – начало всех начал» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

МБОУ СОШ№55









Конспект урока по литературе в 6классе

Учитель: Галямина Е.В.



Тема урока:

«Семья – начало всех начал» (по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)























Иваново 2013

«Семья – начало всех начал» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



Место урока в разделе школьной программы.

Данный урок является девятым в разделе «Из русской литературы 20 века» и вторым в системе уроков по изучению творчества В.П. Астафьева


Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! 
Но дети — это ещё и мука наша! Вечная наша тревога. Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность наша — всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда. 
В.П. Астафьев



Цели:

  1. Образовательные цели:

  • Анализировать героев рассказа «Конь с розовой гривой».

  • Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

  1. Развивающие цели:

  • Развивать навыки осмысленного чтения.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

  • Расширять и обогащать словарный запас школьника.

  1. Воспитательные цели:

  • Воспитывать внимательного читателя.

  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

  • Воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях.

  1. Коммуникативные цели:

  • Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

  • Совершенствовать умение работать в группах, парах.


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.


Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/

В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.


Оборудование урока:

  1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

  2. Портрет писателя

  3. Мультимедийная презентация

  4. Карточки с заданием для групп;

  5. Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп. (Приложение2)

  6. Крросворд (Приложение3)


 Содержание этапов урока.

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?


2. Актуализация знаний, умений, навыков

Учитель: Сегодня мне хотелось бы поговорить о самом важном для всех нас о …., а вот о чем пойдет речь на уроке, подскажите вы, разгадав крросворд. Работа в парах. (Слайд 2)


Учитель: Какое слово получилось в центре? (семья)

Метод ассоциаций














Учитель: Ребята, вся наша жизнь проходит в семье. Семья – это самое дорогое и самое ценное, что есть у нас с вами

Учитель: Перед вами стихотворение, давайте его прочитаем (Слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(Звучат ответы учащихся. Учитель корректирует ответы детей).

Открывается доска, зачитывается тема и эпиграф к уроку. (Слайд 4)

Дети записывают в тетрадях.


3.Объяснение нового материала

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики:  Тревога   и  мука – это переживания родителей за поступки своих детей.

Учитель: А почему дети – зеркало?

Ученики: Потому что дети отражают жизненную позицию семьи.  Они  во многом  копируют  родителей, поэтому  все хорошее  и плохое, что есть  в семье, становится известно окружающему миру.

Учитель: Значит,  жизнь и судьбу человека во многом определяет  воспитание. Человек  уходит в жизнь с тем, чему научили  в  детстве.   А       сейчас   вернемся   к  теме  урока, попытайтесь  определить, какова  же цель нашего урока?

Ученики:  Оценить  поступки героя  и выяснить, что и кто повлияли на поведение Вити.

Учитель: Согласна. А теперь задачи. Как добиться поставленной цели?

Ученики:  1. Понаблюдать за поведением  Вити и  левонтьевских  ребятишек.

 2.Сравнить семью мальчика Вити и семью  Левонтия  и сопоставить их отношение к жизни.

3. Оценить поступки и сделать вывод.

Учитель: Ребята, сейчас вам предлагается разделиться на 6 групп. Каждая группа  имеет свое задание (раздаются задания). Правила работы в группах (Слайд 5)


1 группа

Левонтий и Васеня, их отношение к жизни

1.Отношение к заработанной копейке.

2.Дом.

3.Огород.

4.Изгородь.

5.Одежда.

6.Вывод.


2 группа

 Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни

1.Отношение к соседям.

2.Честность.

3.Строгость.

4.Трудолюбие.

5.Великодушие.

6.Ласка.

7.Мудрость.

8.Вывод.


3 группа

За земляникой

1.Посуда.

2.По дороге.

3.В чужом огороде.

4.Драка.

5.На Малой речке.

6.Жестокость.

7.Санька - злой  человек.

8.Советы Саньки.

9.Вывод.



4 группа

Дома.   Ночь переживаний.

1.Отлегло маленько.

2.Угрозы Саньки.

3.Сон не брал меня.

4.Решение.

5.Вывод.

5 группа

На речке

1.Размышления.

2.Грешные мысли.

3.Совет Саньки.

4.Не буду слушать.

5.Побег.

6.Вывод.

6 группа

В кладовке. Утро

1.Обостренный слух.

2.Дедушка.

3.Хотелось помереть.

4.Дедушка.

5.Ласка.

6.Прощение

7.Вывод.




4.Закрепление учебного материала

Карточки с заданиями для групп

Каждая группа работает в по приему «Фишбоун». При выступлении каждой группы на экране высвечивается задания для каждой группы (Слайды 6-11).


Учитель: Расскажите о мечте всех деревенских ребятишек.

Ученики: Пряник конем, весь белый, а грива, хвост, глаза, копыта розовые.

Учитель: Почему каждый мальчишка мечтал получить такой пряник?

Ученики: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе.      Во-вторых, с таким конем  сколько почету, внимания. Ребята  левонтьевские  к тебе ластятся и так и эдак. Чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому. Лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его.

Учитель:Почему было так опасно угощать  левонтьевских ребятишек?

Ученики: Когда даешь Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое кусать положено и держать крепко, иначе так цапнут, что останутся от коня хвост да грива.

Учитель: Ребята, какое художественное средство  использует автор, описывая дом, и что  хочет  подчеркнуть  этим?

Ученики: Автор использует  олицетворение и эпитет (дом смотрел кое-как  застекленными окнами). И читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.

Учитель: Чем интересна семья Левонтия?

Ученики: Это большая семья. Левонтий  работал на лесозаготовке. Дома бывал раз в две - три недели.

Учитель: Опишите дом, в котором жила эта семья.

Ученики: Дом стоял сам собою на просторе. Ничего не мешало смотреть ему на свет белый кое-как застекленными окнами. Не было ни забора, ни сеней, ни ворот, ни наличников. Читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.

Учитель:Как  левонтьевское семейство вело хозяйство, чтобы прокормить себя?

Ученики: Весной они  маленько  ковыряли землю. Воздвигали изгородь из жердей, хворостин и старых досок. Все делалось кое-как. Зимой все исчезало в печке. Жили одним днем.

Учитель: Найдите в тексте абзац, подчеркивающий  нерадивость хозяйки Весени.

Ученики:Левонтий  ходил в штанах, державшихся на одной пуговице, и в рубахе вовсе без пуговиц.

Учитель:Чем заканчивалися праздник в доме Левонтия?

Ученики: Праздник всегда заканчивался скандалом. Все убегали из дома. А Левонтий  бил стекла, ругался и плакал.

Учитель: Прошу вторую группу оценить сказанное.

 

Ученики:Семья многодетная. Но, к сожалению, родители не показывают детям положительных  примеров. Не благоустраивают свой дом. Вместо крыльца – чурбак. Не обрабатывают огород. Забор возводится только временно. Не приучают детей к труду. Все у них кое – как. Живут одним днем. В  такой семье дети вырастут  неряшливыми, ленивыми, неуважительными. Нам кажется, что виноват в этом отец семейства Левонтий. Он сам ленив.

Учитель:Как бабушка относилась к таким беспокойным соседям?

Ученики: Относилась с пониманием. Давала в долг деньги, продукты. Когда Левонтий  буянил, пускала ночевать. Но при этом внуку не разрешала ходить к ним, говоря: «Нечего объедать этих пролетариев. У них в кармане – вошь на аркане». Бабушка старалась оградить внука от дурного влияния этой семьи.

Учитель:Однажды  левонтьевские ребятишки собрались в лес за земляникой. С ними  оправился и внук бабушки Петровны. Какая цель была у него?

Ученики: Мальчик своим трудом хотел заработать пряник. Хотел  набрать земляники, которую бы бабушка продала в городе и купила бы пряник.

Учитель:С какой посудой дети отправились в лес? Сравните.

Ученики: Мальчик Витя взял аккуратную берестяную корзиночку-туесок стакана на 2-3. Левонтьевские  ребятишки взяли бокалы с отбитыми краями, старые изодранные туески, ковшик без ручки. Такая посуда – лицо хозяйки. Дети и не берегли посуду, они бросали друг в друга  ковшики и туески.

Учитель: Какой эпизод указывает на то, что дети не любят друг друга и не уважают жителей соей деревни?

Ученики: По дороге дразнились, плакали, пытались драться. Заскочили в чужой  огород, нарвали много зеленого лука. Наелись, а остальное бросили. Для  этих ребят  не существует  понятия  « нельзя». Этому, к сожалению, не научили их родители.

Учитель: Почему возникла драка на увале?  Что такое « увал»?

Ученики: Увал – это пологий холм. Старшой  увидел, что Танька не собирает землянику, а ест, и надавал ей пинков. Танька сказала, что и Санька ест. Попало и Саньке, но тот кинулся драться. Катались по земле, подавили собранную землянику. У старшого  опустились руки – и он съел всю свою ягоду.

Учитель: Ребята, кого  из левонтьевских  ребят выделяет автор?

Ученики: Автор выделяет Саньку и подчеркивает, что он был  вреднее  и злее всех детей. Когда все собрались идти на речку, а  Витя не решался, т.к. еще не наполнил туесок, но  Санька стал его провоцировать, говоря, что он жадный, что он бабушки Петровны боится. И мальчик сдался. Он вытряхнул  из туеска ягоды, на которые сразу же навалились  левонтьевские  дети и съели. Мальчику досталось лишь несколько ягодок.

Учитель:Какие чувства испытывал герой рассказа?

Ученики: Мальчику было жалко ягод и грустно. Но он напустил на себя отчаянность. Махнул  на все рукой и отправился вместе со всеми на речку.

Учитель: Докажите, что один дурной поступок (высыпал ягоды) влечет за собой другой.

Ученики: Пообещал украсть калач. На речке левонтьевские растерзали некрасивую рыбку. Подшибли  стрижа, и он погиб.

Учитель:День закончился. Дело к вечеру. Пора возвращаться домой. Санька дает совет. Какой?

Ученики:Посоветовал натолкать  в туесок травы, а сверху присыпать  земляникой, т.е. подтолкнул к обману.

Учитель: Передайте внутреннее состояние мальчика, когда он остался один в тайге, левонтьевские драчуны  бросили  его одного в тайге.

Ученики: Ему стало жутко. Чуть было не заплакал.

Учитель:А сейчас прошу третью группу подвести итог нашей беседе.

Ученики:Наблюдая за поступками  левонтьевских  ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями  к труду (не смогли набрать земляники). Считают, что им все дозволено, поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать  калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Они  маме не принесли  из тайги ни одной ягодки земляники. Значит, родителей они не любят. Даже автор выразил свое отношение к ним через эмоционально-оценочные слова, называя их  не  Саша, Таня, а Санька, Танька.  Они дразнятся, дерутся, плачут, не едят, а жрут. Такие дети  -  дурной пример

Учитель:Ребята, доверяла ли  бабушка Петровна  своему внуку?

Ученики:Бабушка доверяла ему. Она даже похвалила его, когда он принес из тайги туесок. Это говорит о том, что в этой семье детей воспитывают правильно.

Учитель:Все, казалось бы, утряслось. Что же терзало нашего героя? Прошу четвертую группу   подвести итог.

Ученики:   Мальчик не мог ночью  спать, его мучила совесть. Он сравнивал себя с запутавшимся преступником. Ему хотелось все рассказать бабушке. Но он послушал, как она тяжело дышит во сне, понял, что она  устала, и ему стало жалко ее.  Мальчик принимает решение  - не спать, а караулить бабушку, и, когда она проснется, все ей рассказать Мы сделали вывод, что наш герой – хороший человек,  любит сою бабушку,  но он просто запутался, поддавшись влиянию Саньки.

Учитель:Почему наш герой снова оказался вместе с левонтьевскими  «орлами»?

Ученики:Беда в том, что он уснул, карауля бабушку. А она рано утром  на лодке уплыла в город, на рынок. Дедушки не было дома, он уехал на заимку, километров за 5 от деревни. Дома было скучно, и мальчик подался  к левонтьевским.

Учитель:В какой момент наш герой снова попадает под влияние Саньки и выполняет его требования, совершив еще один проступок.

Ученики: Мальчик без разрешения  взрослых  отдал Саньке дедушкины удочки, чтобы Санька взял его на рыбалку.

Учитель: Ребята, с какой целью автор дает пейзажную зарисовку тихого, спокойного летнего дня?

Ученики: Нам кажется, что  автор дает эту зарисовку, чтобы подчеркнуть контраст  гармонии в природе и дисгармонии в душе нашего героя. Так прекрасна природа. Такая тишина. Покой.  И мальчик  не замечает этого. Но на душе у него неспокойно.

Учитель:Что мучает его?

Ученики:Боится возвращения бабушки. И дедушки нет. Заступиться некому.

Учитель:Можно ли сказать, что в мальчике проснулась сила противостояния злу?

Ученики:Да. На совет Саньки спрятаться в сено и сделать вид, что утонул, чтобы испугать бабушку, ответил, что  не сделает этого  и Саньку  слушать  больше не будет.

Учитель:  Завидя лодку, мальчик бежал. Предлагаю  пятой группе, наблюдавшей за  мальчиком на рыбалке, высказать свое мнение, подвести итог.

Ученики:Наблюдая за героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир  мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна  приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется). Но он уже внутренне  раскаялся в  содеянном.  Сделал решительный шаг - дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед бабушкой.

Учитель:Ребята, вы знаете, что  наш герой оказался в другом конце села. Хотел остаться ночевать у тети Фени, но она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой. В чем проявилась ее мудрость?

Ученики:Она  не  повела его к  бабушке  на расправу  под горячую  руку, а втолкнула  в  кладовку, там  была  постель.  Сама же  вошла  в  дом   и поговорила с бабушкой.

Учитель: Тоскливо было в  кладовке.  Мальчик прислушивался. Половицы в избе не скрипели.  Должно  быть, бабушка  устала. Стало  холодно. Сжался  в комочек  и  уснул. Как  автор  дает  понять  читателю, что  все-таки  все закончится хорошо?

Ученики:Об этом  говорит  солнечный  луч, пробившийся  в мутное окошко кладовки.

Учитель:Почему сердце мальчика радостно подпрыгнуло?

Ученики: На нем был накинут старенький дедушкин тулупчик. Это приехал дедушка. Какая радость!

Учитель:Мальчик услышал возмущенный голос бабушки. Почему ему хотелось провалиться сквозь землю, он закрылся полушубком и  желал умереть скорее?

Ученики: Услышал рассказ бабушки о том, как в городе открылся обман. А она рассказывала  об этом каждому, кто приходил к ним в это утро.

Учитель:Найдите в тексте наивысшую точку переживаний нашего героя.

Ученики:Дед погладил его по голове, и так  долго копившиеся слезы хлынули безудержно из глаз мальчика.

Учитель:Как дедушка помог внуку  выйти  этого тяжелого положения?

Ученики:Успокоил внука, вытер слезы с  его лица и посоветовал попросить прощения  у бабушки.

Учитель:Легко ли это было сделать?

Ученики:  Трудно. Мальчик  даже  не  плакал, а  ревел так, что с трудом  выговорил: « Я больше не буду!»

Учитель: Как заканчивается рассказ?

Ученики:Бабушка простила внука. Накормила его. И подарила пряник, белого коня с розовой гривой, мечту каждого деревенского мальчишки.

Учитель: Предлагаю  высказаться второй группе, наблюдавшей за  поступками  дедушки и бабушки Петровны.

Ученики: Наблюдая за этими героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе называют уважительно по отчеству Петровна. Они не отказывают в помощи соседям. Трудолюбивые. Кроме  домашнего огорода, обрабатывают еще один  огород, который находится в пяти километрах от села. Держат корову. Это тоже  большой труд. Правильно воспитывают внука. Запрещают водиться с левонтьевскими  детьми, от которых ничему хорошему не научишься. Приучают  внука к труду. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И это правильно.



5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Ребята, мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.

Ученики: кто же влиял на поведение Вити.

Учитель: Кто готов сделать заключение?

Ученики: Мы пришли к выводу, что герой рассказа В.Астафьева понял, что все что говорили и делали его бабушка и дедушка, было ему только во благо.

Учитель: Ребята, предлагаю вам составить синквейн – СЕМЬЯ (Слайд12)



 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (Слайд 13)

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…



Учитель: Молодцы. Все вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили…

Учитель: И в конце урока, мне хотелось бы прочитать вам одну притчу

(Приложение 1) (Слайд 14)




Домашнее задание. Письменный ответ  на вопрос « Чему научил меня рассказ В.Астафьева « Конь с розовой гривой». (Слайд 15)

























Приложение 1



Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

Мудрец, моему ребенку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое

дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноградной лозе:

— Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не

будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом

лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его

ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не

получишь сладких вкусных ягод... Лишь при разумном сочетании того и другого удается

вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!



Приложение2

Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.



Приложение 3



  1. Ы

    Н



    Е

    Т

    И


    А

    М

    А

    4 Д

    О

    Ч

    Ь




    мамы















  1. Кто мальчик для мамы?

  2. Самые близкие родителям люди

  3. Какое первое слово произносит малыш?

  4. Кто девочка для мамы?

  5. Как человек говорит про себя