СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сероводород. Сульфиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сероводород. Сульфиды"»











Разработка урока

по химии

9 класс



Тема «Сероводород. Сульфиды.»



















Автор:

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №11

Гашева С.А.













Ходзь, 2021г



Тема урока: Сероводород. Сульфиды.



“И у природы есть всему свой срок
И осени пора и бурного цветенья
И химии не кончится урок
Жизнь будет ее вечным продолжением”

Определить смысл этих строк.

Цели урока:

Образовательные:

– Рассмотреть состав, строение и свойствасероводорода.

- Научиться писать уравнения реакций, характеризующие свойства сероводорода и качественные реакции на сульфиды.

– Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека.

Развивающие:

- Уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ.

- Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: а) экологически грамотного поведения в окружающей среде; б) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Воспитательные:

– Бережное отношение учащихся к окружающей среде и своему здоровью.

- Воспитание умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.

Задачи урока:

Изучить состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;

Проследить причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;

Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;

Закрепить умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

Содействовать развитию химической грамотности учащихся.

Межпредметные связи:Связь химии с другими науками: биологией, географией, математикой, медициной и литературой.

Оборудование,реактивы и материалы: растворы сульфида натрия, ацетата (нитрата) свинца, сульфата цинка, хлорида магния, сульфата железа(II).

Учебники: Н.Е.Кузнецовой, О.С. Габриеля, Занимательная химия Л.Ю. Аликберовой.

Ход урока I. Организационный момент. 1. Актуализация опорных знаний

1.Фронтальная беседа:

– Опишите физические свойства серы.

– Поясните сущность аллотропии. Каковы причины аллотропии у серы? Каковы причины аллотропии у кислорода?

– В природе сера встречается где? Перечислите, какие природные соединения серы вы знаете?

2.Вопрос учащимся у доски:

– Какие степени окисления имеет сера в каждом из этих соединений?

H2SO4, SCl4, SCl2O, CS2, K2SO4, SF6, SO2, Na2S, SCl2O2,
+6 +4 +4 -2 +6 +6 +4 -2 +6

– Как взаимодействует сера с металлами?

– Как взаимодействует сера с неметаллами?

– В каких случаях сера выступает как окислитель, а в каких– как восстановитель?

Задание всему классу: Напишите взаимодействие серы и водорода, укажите окислитель и восстановитель.



2. Мотивация к учебной деятельности

Я всюду есть – но понемножку,

Черню серебряную ложку.

Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу налицо

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит.

А еще помните строки у А.С. Пушкина, написанные в 1832 году в стихотворении «И далее мы пошли – и страх обнял меня»:

«… Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо…»

О каком соединении упоминает Пушкин в отрывке этого стиха?

А как вы догадались, что это сероводород?

А что пока неизвестно вам из свойств сероводорода?



II. Изучение нового материала

1.введение в тему: Итак, тема урока сегодня – сероводород

Записываем в тетради тему «Сероводород. Сульфиды».

Изучить состав, строение и свойства, способы получения сероводорода и сульфидов;

Проследить причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением веществ;

Рассмотреть влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека;

Закрепить умения составлять УХР и рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;

Содействовать развитию грамотности учащихся.

При изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу:





































Свойства

Сероводород

1.Химическая формула вещества


2.Тип химической связи


3.Агрегатное состояние при н.у.


4.Цвет


5.Легче или тяжелее воздуха (подтвердить расчётами)




6.Запах


7.Растворимость в воде


8.Физиологическое действие



9.Нахождение в природе



10.Получение в лаборатории (уравнение реакции)


11.Химические свойства сероводорода



12.Свойства водного раствора сероводорода



13.Качественная реакция на сульфид -ионы




14.Применение


15.Загрязнение окружающей среды


2.Учащихся разбиваю на группы для выполнения заданий и заполнения соответствующих строк (пунктов) в таблиц:

Вопросы 1 – 3, 15 прорабатывает одна группа; пункты 4 – 8 вторая; 9 - 11 третья и 12 – 14 четвертая. Школьники работают с учебниками Н.Е.Кузнецовой стр. 79 – 84, § 18; О.С. Габриеля на стр.100 – 101 § 22; Занимательная химия Л.Ю. Аликберовой стр. 268 – 272.Учащиеся изучают материал, заносят сведения в свои листочки и в шаблон на компьютере.

3. анализ проделанной работы. Ученики знакомят своих товарищей с тем материалом, который они подготовили, обсуждаем, дополняем, заносим в свои таблицы недостающее. Вот что должно получится.(см. готовую таблицу)

Свойства

Сероводород

1.Химическая формула вещества

 H2S

2.Тип химической связи

 ковалентная полярная

3.Агрегатное состояние при н.у.

 ядовитый газ

4.Цвет

 безцветный

5.Легче или тяжелее воздуха (подтвердить расчётами)

 тяжелее воздуха: Mrвозд. = 29

Mr(H2S) = 34; 34: 29 = 1,17

6.Запах

 неприятный запах тухлых яиц

7.Растворимость в воде

 имеет невысокую растворимость

8.Физиологическое действие

 Очень токсичен. Вдыхание воздуха с содержанием сероводорода вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отёку лёгких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации однократное вдыхание может вызвать мгновенную смерть. При небольших концентрациях довольно быстро возникает

адаптация к неприятному запаху «тухлых яиц», и он перестаёт ощущаться. Во рту возникает сладковатый металлический привкус. При большой концентрации ввиду паралича обонятельного нерва запах сероводорода не ощущается.

Разрушается гемоглобин:кровь не может переносить кислород

Н2S + Fe2+= FeS↓ + 2H+

9.Нахождение в природе

Встречается в природе в составе нефти, природного газа, вулканического газа и в горячих источниках.

Он образуется при гниении растительных и животных организмов

10.Получение в лаборатории (уравнение реакции)

 H2 + S = H2S

FeS + HCl = FeCl 2 2 + H2S↑

11.Химические свойства сероводорода

 H2S – восстановитель

2H2S + О2 = 2SO2 + 2H2O

2H2S + О2 = 2S + 2H2O

2H2S + SО2 = 3S + 2H2O

2.Свойства водного раствора сероводорода

 Кислотные свойства

H2S + 2NaOH = Na2S + 2H2O

H2S + NaOH = NaHS + H2O

13.Качественная реакция на сульфид -ионы

 Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO3 + PbS↓

черный

2Na+ + S2– + Pb2+ + 2NO3– = 2Na+ + 2NO3– + PbS↓

S2– + Pb2+ = PbS↓

(Na2S + CuCl2 → CuS↓ + 2HCl)

осадок черного цвета


14.Применение

 Сероводород из-за своей токсичности находит ограниченное применение.

В аналитической химии сероводород и сероводородная вода используются как реагент для осаждения тяжёлых металлов, сульфиды которых очень слабо растворимы

В медицине — в составе сероводородных ванн

Сероводород применяют для получения серной кислоты, элементной серы, сульфидов

В последние годы рассматривается возможность использования сероводорода, накопленного в глубинах Чёрного моря, в качестве энергетического и химического сырья.

15.Загрязнение окружающей среды

Ядовитость сероводорода часто недооценивают и работы с ним ведут без соблюдения достаточных мер предосторожности. Между тем уже 0,1 % Н2S в воздухе быстро вызывает тяжелое отравление. Предельно допустимая концентрация (ПДК)

Н2S в атмосферном воздухе 8 мг/м3


Вывод:     Раствор H2S в воде – слабая двухосновная кислота.

Сероводородная кислота образует два ряда солей - средние (сульфиды) и кислые (гидросульфиды):







4. ознакомление с сульфидами:

А)Работа с учебником

- Прошу найти в таблице растворимости сульфиды и дать им характеристику. (В воде растворимы сульфиды только щелочных, щелочноземельных металлов и аммония, остальные не растворимы.)

Вызываю сильного ученика к доске и прошу составить формулы некоторых солей: гидросульфида натрия NaHS, сульфида натрия Na2S, гидросульфида барияBa(HS)2

Б)Лабораторный опыт:  Качественная реакция на сульфиды, определение S2- в растворах Цель: научиться определять анионы S2- в растворах.

Реактивы и оборудование: растворы: сульфида металла, сульфата меди; нитрата свинца; хлорида цинка; сульфата марганца; сульфата кадмия; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Последовательность выполнения опыта.

На 4 предметных стекла нанести по 1 капли раствора S2-.

Добавить по 1 капли по очереди на каждое стекло к сульфиду натрия растворы CuSO4, ZnCl2, MnSO4, CdSO4

Отметьте характерный признак реакции.

Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.


Pb(NO3)2 + Na2SPbS↓ + 2NaNO3

осадок черного цвета      


(Na2S + CuSO4 → CuS↓ + Na2SO4

осадок черного цвета 


ZnCl2 + Na2SZnS↓ + 2NaCl

осадок белого


MnSO4 + Na2SMnS ↓ + Na2SO4

осадок розового цвета


CdSO4 + Na2SCdS↓ + Na2SO4

осадок желтого цвета


написать полное ионное и краткое   ионное уравнение


Многие сульфиды окрашены и нерастворимы в воде: PbSчерный, CdSжелтый, ZnS – белый, MnSрозовый, CuSчерный, NiSчерный.



III. Рефлексия.

1.Создаю условия для заключительной рефлексии:

- Что узнали нового для себя?

- Остались ли вопросы, на которые вы хотите получить ответ?

- Понравился урок или нет

2.анализ эпиграфа в начале урока

Вернемся к эпиграфу в начале урока. В чем же смысл строчек, приведенных перед изучением темы?

Смысл этих строк заключается в том, что знания, полученные на уроках химии, биологии, а также других предметов пригодятся вам в жизни, при выборе профессии. Ведь так много профессий тесно связанных и с химией и биологией. Это профессия медика, биолога, эколога, нефтяника и так далее. Поэтому ваша задача – уметь применять свои знания, использовать их в дальнейшей жизни.


IV. Домашнее задание 18





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!