СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сказка как жанр УНТ. Строение, виды сказок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теории литературы "Сказка как жанр УНТ. Строение, виды сказок". 

Цель:

  • образовательная: изучить сказку как жанр УНТ; её особенности построения; выяснить жанровые особенности; познакомить с поэтическим языком сказок; виды сказок;

  • развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

  • воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли; воспитывать чувства добра и справедливости; чувство прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сказка как жанр УНТ. Строение, виды сказок"»

Урок ТЛ 5 класс


Тема. Сказка как жанр УНТ. Строение, виды сказок

Цель:

  • образовательная: изучить сказку как жанр УНТ; её особенности построения; выяснить жанровые особенности; познакомить с поэтическим языком сказок; виды сказок;

  • развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

  • воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли; воспитывать чувства добра и справедливости; чувство прекрасного.

Тип урока: урок освоения новых знаний, применения знаний и формирование умений.


Ход урока

I. Оргмомент

II. АОЗ

    ? 1. Что такое фольклор? А что же тогда УНТ?

    2. Какие произведения относятся к УНТ?

III. Мотивация учебной деятельности. Тема и цель урока.

Итак, сказка...

? 1. Почему мы так любим сказки?

  1. Что такое сказка?

3. А какие ещё сказки вы знаете?


  1. Теория литературы.

Таблица № 1

Виды сказок

Волшебные

Бытовые

О животных

- наличие волшебства, чуда;

- в основе сюжета – необычное происшествие, в котором отсутствует волшебство, чудо, но присутствует смекалка;

- действующие лица – животные;

- столкновение с волшебной

силой;

- жизненные конфликты получают сказочное разрешение;

- конфликты отражают жизненные отношения людей;

- наличие волшебных пер- сонажей, предметов

- Действующие герои - антогонисты

- сказочные образы – традиционные типы (лиса – хитрая, волк - глупый)


▼ Осмысление:

    ? 1. К какому виду сказок относится сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Докажите.

    2. Что делает эту сказку волшебной? Её особенности?

    3. Вы прочитали много сказок, что их объединяет?


!! А построение сказок?

Таблица № 2

Схема волшебной сказки

Присказка

(может отсутствовать)

Зачин

Действие

(неторопливое, замедленное многократными повторами)

БОРЬБА

Мир света, правды, добра Мир тьмы, лжи, зла, иномирие

ГЕРОЙ ТЁМНЫЕ СИЛЫ

Иван-царевич, емеля-дурачок, Змей-горыныч, Кощей Бессмертный,

Иван-крестьянский сын. баба Яга, Лихо одноглазое...

Мужественные, верные,

самоотверженно преодолева-

ющие препятствия, побежда-

ющие тёмную силу, завоёвыва-

ющие счастье

ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ


Сивка-бурка, серый волк, Слуги, выполняющие их приказы

Опивало и Объедало...

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЗЛОЕ ЧАРОДЕЙСТВО

Скатерть-самобранка, сапоги-

скороходы, шапка-невидимка,

ковёр-самолёт, волшебный

клубок


Преодоление трудностей Преграды, зло, чёрное колдовство

Решение задач Постановка неразрешимых задач

КОНЦОВКА

(обязательная победа мира добра над миром зла)


Сказочные формулы:

  1. Присказка

  2. Зачин (устойчивая формула начала сказки)

  3. Повторы действий в сказках

  4. «3» - магическое число (или кратное 3)

  5. Типичные герои

  6. Главный герой Иван – символическая фигура у русского народа

  7. Концовка


Язык сказки:

  1. Постоянные эпитеты

  2. Глаголы-синонимы

  3. Рифмованные созвучия

  4. Яркие, выразительные слова, усиливающие впечатления

  5. Гиперболы

  6. Тавтология

  7. Сросшиеся синонимы

  8. Уменьшительные и увеличительные суффиксы

  9. Формулы пространства и времени


  1. Практическая работа в группах.

▼ Найдите в сказке и определите:

1 группа. Композиционные элементы сказки (работа по схеме Таблица № 2)

2 группа. Выпишите из текста сказочные формулы

3 группа. Найдите и выпишите из текста художественно-выразительные средства, характерные для волшебной сказки.

= Защита работ.


VII. Итог. Рефлексия.

? 1. Жанровые особенности сказки

2. Сказочные формулы

3. Построение сказки

4. Виды сказок

Сегодня на уроке я узнал(а)...


Д/з. Стр. 40-42, ответить на вопросы; записи в тетради выучить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!