Урок ТЛ 5 класс
Тема. Сказка как жанр УНТ. Строение, виды сказок
Цель:
образовательная: изучить сказку как жанр УНТ; её особенности построения; выяснить жанровые особенности; познакомить с поэтическим языком сказок; виды сказок;
развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли; воспитывать чувства добра и справедливости; чувство прекрасного.
Тип урока: урок освоения новых знаний, применения знаний и формирование умений.
Ход урока
I. Оргмомент
II. АОЗ
? 1. Что такое фольклор? А что же тогда УНТ?
2. Какие произведения относятся к УНТ?
III. Мотивация учебной деятельности. Тема и цель урока.
Итак, сказка...
? 1. Почему мы так любим сказки?
Что такое сказка?
3. А какие ещё сказки вы знаете?
Теория литературы.
Таблица № 1
Виды сказок
Волшебные | Бытовые | О животных |
- наличие волшебства, чуда; | - в основе сюжета – необычное происшествие, в котором отсутствует волшебство, чудо, но присутствует смекалка; | - действующие лица – животные; |
- столкновение с волшебной силой; | - жизненные конфликты получают сказочное разрешение; | - конфликты отражают жизненные отношения людей; |
- наличие волшебных пер- сонажей, предметов | - Действующие герои - антогонисты | - сказочные образы – традиционные типы (лиса – хитрая, волк - глупый) |
▼ Осмысление:
? 1. К какому виду сказок относится сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Докажите.
2. Что делает эту сказку волшебной? Её особенности?
3. Вы прочитали много сказок, что их объединяет?
!! А построение сказок?
Таблица № 2
Схема волшебной сказки
Присказка
(может отсутствовать)
Зачин
Действие
(неторопливое, замедленное многократными повторами)
БОРЬБА
Мир света, правды, добра Мир тьмы, лжи, зла, иномирие
ГЕРОЙ ТЁМНЫЕ СИЛЫ
Иван-царевич, емеля-дурачок, Змей-горыныч, Кощей Бессмертный,
Иван-крестьянский сын. баба Яга, Лихо одноглазое...
Мужественные, верные,
самоотверженно преодолева-
ющие препятствия, побежда-
ющие тёмную силу, завоёвыва-
ющие счастье
ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Сивка-бурка, серый волк, Слуги, выполняющие их приказы
Опивало и Объедало...
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЗЛОЕ ЧАРОДЕЙСТВО
Скатерть-самобранка, сапоги-
скороходы, шапка-невидимка,
ковёр-самолёт, волшебный
клубок
Преодоление трудностей Преграды, зло, чёрное колдовство
Решение задач Постановка неразрешимых задач
КОНЦОВКА
(обязательная победа мира добра над миром зла)
Сказочные формулы:
Присказка
Зачин (устойчивая формула начала сказки)
Повторы действий в сказках
«3» - магическое число (или кратное 3)
Типичные герои
Главный герой Иван – символическая фигура у русского народа
Концовка
Язык сказки:
Постоянные эпитеты
Глаголы-синонимы
Рифмованные созвучия
Яркие, выразительные слова, усиливающие впечатления
Гиперболы
Тавтология
Сросшиеся синонимы
Уменьшительные и увеличительные суффиксы
Формулы пространства и времени
Практическая работа в группах.
▼ Найдите в сказке и определите:
1 группа. Композиционные элементы сказки (работа по схеме Таблица № 2)
2 группа. Выпишите из текста сказочные формулы
3 группа. Найдите и выпишите из текста художественно-выразительные средства, характерные для волшебной сказки.
= Защита работ.
VII. Итог. Рефлексия.
? 1. Жанровые особенности сказки
2. Сказочные формулы
3. Построение сказки
4. Виды сказок
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Д/з. Стр. 40-42, ответить на вопросы; записи в тетради выучить