СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Днепровская средняя школа имени Героя Советского Союза Ф.И. Иванова»

с. Днепровское Новодугинского района Смоленской области

Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Осиповой Натальи Сергеевны.


Класс: 9

УМК: «Литература». 5-9 классы //авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях /С.А. Зинин, В.И. Сахаров– М.: Русское слово, 2019.

Предмет: литература

Тип урока: закрепление изученного материала

Тема урока: «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы.

Цель: Доказать, что «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Образовательные: создать условия для:

  1. Систематизации и обобщения знаний по теме «Слово о полку Игореве»;

  2. Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу над связной, разговорной речью, правильным формированием выводов и итогов урока.

  2. Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность, коллективизм.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.

  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.

  3. Дальнейшее развитие и совершенствование речевых навыков учащихся.

Оборудование: м/м презентация, раздаточный материал.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, элементы проектирования.



ХОД УРОКА

  1. Мотивация к совершению учебной деятельности. Постановка цели.

Здравствуйте ребята! Желаю Вам успешной, плодотворной работы на уроке. Обратите внимание на доску. Прочитайте эпиграф. Слайд 1.

- Как вы думаете, о каком произведении идет речь?

- Почему вы так считаете?

- Сформулируйте тему урока.

«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы.

- Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы?

  • Доказать, что «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы.

  • Показать связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством

  1. Работа по теме урока.

Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло больше 8 веков со времени рождения поэмы «Слово о полку Игореве», одного из самых удивительных и высокохудожественных творений древнерусской литературы, о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова, значение которого заключается в его высоком патриотическом пафосе. «Слово о полку Игореве» - великий памятник литературы Руси. Известный поэт П.Антокольский писал: «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее» (Слайд 2)

Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова о полку Игореве», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сконцентрирован на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке.

Сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.

Как мы уже сказали произведение написано более 8 веков назад, а мы с удовольствием перечитываем его.

- И что же нам, современным читателям, близко и дорого в этом произведении?

(чувство патриотизма, желания защищать Родину, понимание необходимости объединения, призыв к защите мирного созидательного труда, любовь к Родине, забота о ее будущем, оно обращено к будущему, а не прошлому).

- Вспомним произведение?

Блиц-турнир.

  1. В каком городе правил Игорь? (Новгород-Северский, Черниговская область, Украина).

  2. С кем отправился в поход князь Игорь? (с братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом).

  3. Чем закончилось первое столкновение войска Игоря с врагом? (победой).

  4. На каком языке написано произведение? (древнерусский).

  5. Кто такой Боян? (певец-поэт, который выражает стремление и настроение, думы народа).

  6. Дайте лексическое толкование слов.

Хорунжий – знаменосец

Стяг – знамя военное (поднять стяг – начать военные действия)

Работа в группах.

- Без сомнения, «Слово» - это историческое произведение. Исходя и этого, назовите жанр этого произведения. Какие жанры есть еще, какие признаки вы можете привести.

Слово (торжественная песнь)


Повесть (воинская)

Песнь

черты ораторского искусства, обращения, призывы, риторические вопросы, актуальные идеи

эпическое произведение о событиях, о «былинах сего времени»

повествование в стихотворной форме о чувствах лирического героя, преобладание раз мышлений автора сказочно-песенный характер повествования

Учащиеся работают в группах, выявляют характерные признаки каждого жанра.

-Так к какому жанру относится «Слово»? Давайте докажем .

Каждая группа работает с заданием.

  • Автор – человек глубоко неравнодушный к происходящим событиям.

  • Он горюет, порицает, обличает князей, но всегда прославляет мощь русского народа, героизм и доблесть воинов

  • Свои чувства автор выражает сильным, разнообразным языком

  • Автор ведет нас за собой, создавая нужное настроение

  • Все произведение пронизано любовью к своей Родине, оно призывает объединяться, быть сильным могучим государством. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава.

-Автор «Слово о полку Игореве» выступает от лица народа, отсюда ясно прослеживается связь произведения с УНТ. В чем мы видим эту связь? (Учащиеся дают краткие ответы)

  1. Много в данном произведении народно-поэтических эпитетов (постоянные): черный ворон, серый волк, сизый орел, синее море, чистое поле.

  2. Есть метафоры, эпитеты: железные путы, железные полки, золотое слово, копья булатные, копья живые.

  3. Мы видим в поэме, как олицетворяются отвлеченные понятии, представляются живыми существа.

А образ сокола (вспомнить быт феодальной Руси) – любимой охотничьей птицы феодалов. Этот образ характерен для народной поэзии. Игра Бояна на гуслях сравнивается с соколиной охотой. Сокол (в русском народном творчестве) – символ героя (соколами называют и Игоря, и Святослава). Ворон же (в русском народном творчестве) – символ хищной силы. С кукушкой – символом тоски – сравнивается Ярослав.

-Нужно отметить, что поэтическое искусство автора «Слово о полку Игореве» проявляется в применении звуковых повторов, созвучий в начале, середине, конце слова, применением аллитерации (зловещее завывание ночи и тд). - примеры

Физкультминутка.

Конечно, художественность поэмы бесспорна. Поэтому к «Слову о полку Игореве» обращались и обращаются многие русские художники, композиторы. Васнецов, Рерих, Голиков, Смирнов, Васильев.


1. Васнецов В.М. - картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами». (Слайд 3)

Каким образом картина раскрывает основную мысль «Слова о полку Игореве»? Почему же художник выбирает именно эту тему «После побоища», а не тему «Битва».

Васнецов – художник гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских воинов.

2 Картина К.Васильева «Плач Ярославны» (преобладает синий цвет) (Слайд 4)

Мастерство художника проявляется в том, что он создает яркий, интересный образ, используя различные оттенки синего цвета, т.е. мы можем говорить о богатстве красок при преобладании лишь одного цвета. Только синий цвет, а картина красочна, нельзя не согласиться, что она написана талантливо. Как же достиг этого художник? (богатство красок)

-На уроке отметили связь «Слова о полку Игореве» с устной народной поэзией. Художникам в живописи удалось раскрыть идею произведения –это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным и могучим государством.

Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века. «Слово о полку Игореве» глубокими корнями связано с народной культурой, народными языками, народным мировоззрением.

-Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?

3. Рефлексия (на экране)

Сегодня на уроке я

  • Сравнивал, искал общее,…..

  • Самое интересное для меня задание было ….

  • Я узнал (новое)…

  • Я научился…..

  • Материал урока был ……

  • За урок я…..

  • Самое сложное для меня было

  • Работа в группе была

  • Урок для меня показался …..

  • Мое настроение …..

  1. Домашнее задание: сочинение (или проект) на одну из тем:

-Каким я представляю себе автора «Слова».

-Как изменилась литература с появлением «Слова».

-«Слово» - величайший памятник прошлого.

-Жизнь «Слова» в других видах искусства.