СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Словосочетание"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

5 КЛАСС


Предмет: Русский язык

Класс : 5

Тема и номер урока в теме: Разбор словосочетания, 3 урок в теме

Базовый учебник: Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях Ч.1/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.– Москва: Просвещение, 2021

Цель урока: научить устно и письменно разбирать словосочетания

Задачи:

  • образовательные: продолжить развитие представления учащихся о словосочетании; научить использовать для выражения одинакового смысла словосочетания, разные по строению;

  • воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, самостоятельно; воспитывать трудолюбие, любовь к окружающему миру.

  • развивающие: развивать мышление, память, внимание, совершенствовать орфографические навыки, устную научную речь.

УУД

Познавательные:

П1 – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

П2 - поиск и выделение необходимой информации

П4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П5 - выбор наиболее эффективных способов решения задач

П6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

П8 – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действия при решении проблем творческого или поискового характера

П9 – знаково-символическое моделирование

ПЛ1 –анализ с целью выделения признаков

ПЛ2 - синтез – составление целого из частей

Личностные:

Л1 - умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Л2 - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

К1 - умение слушать и понимать других.

К2 - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

К3- Оформлять свои мысли в устной форме.

К4 - Умение работать в паре.

Регулятивные:

РЦ – целеполагание – как постановка учебной задачи

РПл – планирование – составление плана и последовательности действий

РКон – контроль – сличение способов действия и его результата с заданным эталоном

РКор – коррекция – внесение корректив в случае расхождения с эталоном

РО – оценка – осознание качества и уровня усвоения

РВС – волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков; Открытия Новых Знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, элементы исследовательской деятельности

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- раздаточный материал: карточки со словами парашют, салют, спортсмен, вокзал; тестовые задания

-мел, доска

-учебник «Русский язык» 5 класс, ч.1


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организа

ционный момент

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем

Проводит подготовку рук к письму. Организует самомассаж рук

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Проговаривают правила поведения на уроке









Выполняют упражнения

РВС К2 П4 Л2

2. Актуализация опорных знаний

1.Лингвистическая разминка.

«Кто больше?»

Работа по четырём вариантам. Со словом, которое выпало группе, в отведённое учителем время нужно составить словосочетания

парашют, салют, спортсмен, вокзал



2.Контроль за усвоением темы.

На доску проецируется группа сочетаний слов (либо используется раздаточный материал).


Задание: из приведённых на доске сочетаний слов выписать только те, которые являются словосочетаниями, обозначить главное слово.


Чудесный вечер , берёзы и тополя, въехать в гору , ученики стараются, возле музея, страшная вьюга , аккуратно запишешь , старательно и внимательно, коробка с конфетами , перед школой, обрадовался успеху , платье испачкалось, мимо дач, исправил ответ , тетради или альбомы, громкий плач , медленно продвигались , троллейбусная остановка .



- Какие орфограммы есть в записанных словосочетаниях?




составляют словосочетания со словами






выписывают словосочетания



самопроверка/ взаимопроверка, подсчитывают количество правильных ответов

обозначают орфограммы в записанных ими словосочетаниях.

РВС К1 К2 П4

РКон Ркор

П2 Л1

3. Изучение нового материала

1. Знакомство с порядком разбора словосочетаний (с. 65), анализ образцов разбора.

2. - Найдите среди записанных словосочетания, аналогичные разобранному, и сделайте устный и письменный разбор (заслушивает ответы учащихся)

3. - Разбирите словосочетания въехать в гору и медленно продвигались.

- Словосочетания бывают именными и глагольными.

Два последних — глагольные. Почему?

А какие из записанных словосочетаний именные?


4. Анализ именных словосочетаний.

Трансформация словосочетаний (фронтальная работа)

троллейбусная остановка — остановка троллейбуса

стеклянная ваза –

кирпичный дом –

кувшин из глины –

чемодан из кожи –


Выполнение упр. 134 в соответствии с образцом по вариантам (самостоятельная работа с последующей проверкой)

5. Анализ глагольных словосочетаний: выписываются из упр. 139, делается письменный и устный разбор (самостоятельная работа с последующей проверкой)

Обращает внимание на словосочетание пригласить её. Зависимое слово в этом словосочетании — личное место имение, имеющее супплетивную основу, в связи с чем в данной форме у местоимения корень jэj. Так как учащиеся должны указать средство грамматической связи (окончание местоимения в форме В. п.),то учитель сообщает им о трудности графического выделения окончания.

1. знакомятся с порядком разбора и анализируют образец

2. находят среди записанных словосочетания, аналогичные разобранному, и делают устный и письменный разбор.

3. учащиеся под руководством учителя разбирают словосочетания





4. Разбор и сопоставление результатов

троллейбусная остановка — остановка троллейбуса

стеклянная ваза – ваза из стекла

кирпичный дом – дом из кирпича

кувшин из глины - глиняный кувшин

чемодан из кожи - кожаный чемодан


Самостоятельное выполнение упр. 134 в соответствии с образцом по вариантам с последующей проверкой


5. Самостоятельное выполнение упр. 139 в соответствии с образцом по вариантам с последующей проверкой


РЦ РПл К1 Л1

К4 П8

П1 П2 РЦ РПл

К1 К2 П4

4. Физкульт

минутка

Говорит и показывает учащимся упражнения

Выполняют упражнения

РВС

5. Закрепление темы и контроль за её усвоением

Учитель предлагает учащимся раздаточный материал

Тестовые задания

I. Не являются словосочетаниями выражения...

1) пришёл на помощь

2) помощь и поддержка

3) убежал вперёд

4) чувство угасло

5) шумный праздник

II. Глагольными являются словосочетания...

1) яркий парашют

2) ярко горит

3) чертит карандашом

4) чертёжные инструменты

5) чертёж помещения

III. Именными являются словосочетания...

1) памятник героям

2) чувствовать усталость

3) принять участие

4) новый участник

5) совет товарища

IV. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли.

1) маленькие огоньки

2) огоньки вспыхивали

3) вспыхивали на горизонте

4) вспыхивали и гасли

5) медленно гасли

6) гасли у земли

7) у земли

8) огоньки гасли

Выполняют тестовые задания на отдельном листе, сдают работы

Проверка осуществляется при помощи проектора

Тестовые задания

I. Не являются словосочетаниями выражения...

2) помощь и поддержка

4) чувство угасло

II. Глагольными являются словосочетания...

2) ярко горит

3) чертит карандашом

III. Именными являются словосочетания...

1) памятник героям

4) новый участник

5) совет товарища

IV. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли.

2) огоньки вспыхивали

4) вспыхивали и гасли

7) у земли

8) огоньки гасли

К1 К2 К3



РКон Ркор РО РВС П9 ПЛ1 ПЛ2

РКон РО РВС

6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке.

1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы – отвечаете. Если ответ правильный – хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

2.Оцените свою работу. На полях тетради поставьте себе «смайлик»:

 - я всё понял и запомнил, у меня все получилось «Я сегодня молодец!»

 - мне надо еще подумать, разобраться…

 - что-то я не понял, «Сегодня не мой день»

- Кто сегодня молодец? Ит.д.

Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

К1 К3 П6 РО

7. Домашнее задание

Задает домашнее задание.

Д/з: 1. Работа над индивидуальными ошибками. 2. Упр. 136.

Учащиеся записывают домашнее задание

РВС







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!