Орфоэпическая разминка
- Т У фля, нет т У фель.
- Т О рты, нет т О ртов
- Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
- Жалюз И , крас И вее.
ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ!!! ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО!!!
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.
осенний, утро,
старое, дуб,
жёлтая, листья,
- Есть ли смысл в том, что записано?
- Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Осеннее утро,
старый дуб,
жёлтые листья,
словосочетание
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
ПРОВЕРКА
домашнего задания
- Словосочетание – это…
- Именное словосочетание – это…
- Глагольное словосочетание – это..
- Виды связи в словосочетаниях:
- Синтаксис изучает…
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
именное
глагольное
Составьте из слов словосочетания
смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.
Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
ПРОВЕРЬТЕ!
- Мой друг
- Никогда не говорит
- Не говорит о товарищах
- Не говорит насмешливо
Словосочетаниями
не являются:
- Существительные с предлогами
Около дома, на улице, сквозь стены
Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.
- Однородные члены предложения
Города и сёла, падают и исчезают.
Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.
- Наступила осень.
- Часто идут дожди.
- Листья на земле
- Шуршат листья на земле.
Объясни свой выбор.
Листья на земле - словосочетание
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Каким?
Прил. Сущ.
Красивым почерком (именное, согласование)
АЛГОРИТМ:
2. Задать вопрос к зависимому слову.
- Указать именное или глагольное.
5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)
Выполните разбор словосочетаний :
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
Одеть или надеть ?
- …………… .. на малыша;
- …………… . в плащ;
- …………… . фуражку на себя;
НАДЕТЬ – что на кого? На что?
ОДЕТЬ – кого во что?
Открытие :
Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?
- ……………… покупку
- ……………… проезд
- ……………… .за проезд
- ……………… за билет
оплатить что-то
заплатить ЗА что-то
Открытие :
Культура речи.
Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________
Рефлексия:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Что показалось самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Что нужно будет сделать на следующих уроках ?
Домашнеее задание.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных
или Стр.65, упр.138