СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока по теме "Словосочетание" (по ФГОС ООО).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Емельянова Е.А.

Тема урока: Словосочетание. Разбор словосочетаний.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)

Тип урока: урок систематизации знаний

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по теме "Словосочетание" (по ФГОС ООО).»

Орфоэпическая разминка Т У фля, нет т У фель. Т О рты, нет т О ртов Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся. Жалюз И , крас И вее.

Орфоэпическая разминка

  • Т У фля, нет т У фель.
  • Т О рты, нет т О ртов
  • Мне позвон Я т, ты позвон И шь, созвон И мся.
  • Жалюз И , крас И вее.
ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ!!!  ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО!!! « Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.

ВНИМАНИЕ-ВНИМАНИЕ!!! ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО!!!

« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!» Артем.

     осенний, утро, старое, дуб, жёлтая, листья,   Есть ли смысл в том, что записано?  Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

осенний, утро,

старое, дуб,

жёлтая, листья,

  • Есть ли смысл в том, что записано?

  • Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Осеннее утро, старый дуб, жёлтые листья,

Осеннее утро,

старый дуб,

жёлтые листья,

 словосочетание

словосочетание

 «Язык неистощим   в соединении слов»  А.С.Пушкин

«Язык неистощим

в соединении слов»

А.С.Пушкин

ПРОВЕРКА домашнего задания  Словосочетание – это… Именное словосочетание – это… Глагольное словосочетание – это.. Виды связи в словосочетаниях: Синтаксис изучает…

ПРОВЕРКА

домашнего задания

  • Словосочетание – это…
  • Именное словосочетание – это…
  • Глагольное словосочетание – это..
  • Виды связи в словосочетаниях:
  • Синтаксис изучает…
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ именное глагольное

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

именное

глагольное

Составьте из слов словосочетания  смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр. ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ

Составьте из слов словосочетания

смелость, учиться, у, разведчик, осторожность, у, сапёр.

  • ИМЕННЫЕ
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ
Сколько словосочетаний в предложении?  Выпишите их.  Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

ПРОВЕРЬТЕ!  Мой друг Никогда не говорит Не говорит о товарищах Не говорит насмешливо

ПРОВЕРЬТЕ!

  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо
Словосочетаниями не являются: Существительные с предлогами Около дома, на улице, сквозь стены Грамматическая основа Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь. Однородные члены предложения Города и сёла, падают и исчезают.

Словосочетаниями

не являются:

  • Существительные с предлогами

Около дома, на улице, сквозь стены

  • Грамматическая основа

Наступила осень. Листья опадают. Льет дождь.

  • Однородные члены предложения

Города и сёла, падают и исчезают.

  Найди «четвёртое лишнее»  Объясни свой выбор.     Наступила осень. Часто идут дожди. Листья на земле Шуршат листья на земле.  Объясни свой выбор.  Листья на земле - словосочетание

Найди «четвёртое лишнее» Объясни свой выбор.

  • Наступила осень.
  • Часто идут дожди.
  • Листья на земле
  • Шуршат листья на земле.

Объясни свой выбор.

Листья на земле - словосочетание

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.  Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:  Каким?  Прил. Сущ. Красивым почерком (именное, согласование)

ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Каким?

Прил. Сущ.

Красивым почерком (именное, согласование)

АЛГОРИТМ: Найти главное слово. 2. Задать вопрос к зависимому слову. Определить части речи. Указать именное или глагольное. 5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)

АЛГОРИТМ:

  • Найти главное слово.

2. Задать вопрос к зависимому слову.

  • Определить части речи.
  • Указать именное или глагольное.

5. Указать вид связи (согласование, управление, примыкание)

 Выполните разбор словосочетаний : Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

Выполните разбор словосочетаний :

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

Одеть или надеть ? …………… .. на малыша; …………… . в плащ; …………… . фуражку на себя;    НАДЕТЬ – что на кого? На что? ОДЕТЬ – кого во что? Открытие :

Одеть или надеть ?

  • …………… .. на малыша;
  • …………… . в плащ;
  • …………… . фуражку на себя;

НАДЕТЬ что на кого? На что?

ОДЕТЬ кого во что?

Открытие :

Задача 7 (б)  Оплатить или заплатить ? ……………… покупку ……………… проезд ……………… .за проезд ……………… за билет  оплатить что-то  заплатить ЗА что-то Открытие :

Задача 7 (б) Оплатить или заплатить ?

  • ……………… покупку
  • ……………… проезд
  • ……………… .за проезд
  • ……………… за билет

оплатить что-то

заплатить ЗА что-то

Открытие :

Культура речи.  Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?

Культура речи.

Какую ошибку допустил водитель автобуса, объявив: «Оплатите за проезд»?

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ:  1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.  2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.  3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.  4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________.  5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.  6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.  7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________. 2. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. 3. От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос. 4. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________. 5. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________. 6. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________. 7. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Рефлексия: Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали? Что показалось самым интересным? Что было самым трудным? Что нужно будет сделать на следующих уроках ?

Рефлексия:

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового узнали?
  • Что показалось самым интересным?
  • Что было самым трудным?
  • Что нужно будет сделать на следующих уроках ?
Домашнеее задание.  Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных или Стр.65, упр.138

Домашнеее задание.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных

или Стр.65, упр.138


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!