Этап урока | время | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Организационный момент: 1.Настрой учеников на учебную деятель-ность 2. Сообщение темы урока | 2 мин | - Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями. -Все трудности можно преодолеть, если все делать с настроением и с хорошими мыслями, чего и вам желаю! - Мы с вами продолжаем изучать большую тему «Предложение». | Словес-ный | Фронтальный | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Выполнение требований учащимися | Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний. |
Стадия вызова Кластер | 4 мин | - Как вы считаете, все ли мы знаем о предложении? - Что мы уже знаем?
| Прием РКМЧП | Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | На доске заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в группах, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. | Формирование коммуникативных УУД. Слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; умение работать в группах по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения ; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Стадия вызова | 2 мин | − Что у вас вызывает трудности? - Какую цель мы ставим себе на урок? | Контроль знаний | фронтальный | Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному учителем |
Стадия осмысле-ния. | 10 мин | - Посмотрите и скажите о чем идет речь? (Слайд) 1. Сложными бывают….. 2. Сложными бывают…. - Какие слова называются сложными? Приведите примеры, обоснуйте ответ. -Какие же предложения называются сложными? - Чему должны научиться сегодня на уроке? 2)Работа по карточкам. Дайте характеристики предложений. 1 В тумане падают листья. 2 Скоро осень проснется и заплачет спросонья. 3 Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал 4 Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом. - С какими предложениями мы не знакомились подробно? - Что-то вы уже знаете о них? 3) Чтение правила в учебнике стр. 94-95 (Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) + - уже знал ! - новое ? - хочу узнать подробнее - Что нового вы узнали из сообщения? - Какие же предложения называются сложными? | Поисковый Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | | Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний. Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. | Формирование регулятивных УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности. Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; - выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
Закрепле-ние изложен-ного материала | 9 мин | 1. (Запись в тетрадях, разбор предложений, составление схем) Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал. (схема) Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом. (схемы) - Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией) - А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но) - Как отделяются части сложного предложения на письме? | Практичес кий | Фронтальный | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную. | Регулятивные УУД: -ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Физминутка | 2 мин | | Слайд | Зарядка | Направлена на сохранение здоровья детей. | Динамическая пауза | Создание здоровье сберегающей среды. |
Самостоятельная работа Стадия осмысле-ния. | 8 мин | 1) -Составьте алгоритм (инструкцию), как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. (В парах) Алгоритм 1. Найди и подчеркни … 2. Посчитай … 3. Если основ две или больше, то это … 4. Найди границы … 5. Поставь … 2) Расставьте знаки препинания. (слайд ) В тумане падают листья. Наступили яркие весенние деньки и солнце греет сильнее. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт. - Сколько сложных предложений вам встретилось? (2,4) Докажите, что они сложные. - Что можете сказать о третьем предложении? - Что соединяет союз в этом предложении? - В каком случае ставится запятая? (если это части сложного предложения) 3) Чтение сообщения (слайд) - Что мы знали? - Что нового узнали?
4) - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном. - Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему? - Простые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения. 5) - Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему? Проверим ваши наблюдения. Я приготовила вам задание. Продолжите предложение, чтобы получилось сложное. (слайд ) (На экране появляется первая часть предложения и варианты его продолжения.) На опушке леса стоял огромный дуб ,…. Учитель: Предлагаю выбрать продолжение из вариантов на экране. Мы собирали грибы. На рассвете поднялся ветер. В его ветвях сновали птицы. Можно придумать и свой вариант продолжения. Проверка. Назовите свой вариант предложения, доказав, что это сложное предложение. (слайд ) На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях сновали птицы. На опушке леса стоял огромный дуб, в его дупле сидела белка. -Получилось ли соединить два предложения в одно? -Не везде получилось -Что вы заметили? -В предложениях высказываются разные мысли. -Какой же следует вывод? (слайд) | Практический Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее Практичес-кий Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | Работа с текстом | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. Фиксируется недопонятая информация. Наблюдение, помощь по просьбе учащихся Фиксируется недопонятая информация | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Проверка уровня своих знаний по данной теме. Находят в тексте информацию. Выполнение практических заданий на основе изученной информации Находят в тексте информацию. | Формирование регулятивных УУД: - пользоваться инструкциями; - ставить и применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. Регулятивные УУД Регулятивные УУД: - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Проверка знаний | минмин | Упр.409 стр.92 1 вариант – отметить сложные предложения 2 вариант – отметить простые предложения | Практичес-кий | Самостоятельная работа | Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал | Осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний | Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила. |
Рефлек- сия | 2 мин | - Я предлагаю вам написать синквейн. Речь | Прием РКМЧП Синквейн | Работа в паре | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; -умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре; Формирование познавательных УУД: представлять информацию в виде текста (синквейн). |
Итог урока | 1 мин | - Чему мы учились сегодня на уроке? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Что необходимо добавить в кластер? | Словесный | Фронтальный, | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Дети вносят дополнения в кластер | Формирование познавательных УУД: -извлекать информацию представленную в разных формах (схема); - анализировать, сравнивать, группировать |
Задание на дом | 1 мин | Написать сочинение по картине, используя сложные предложения. | Словесный | Запись домашнее го задания | Определение и разъяснение уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания | Объективное оценивание уровня своих знаний. | Формирование личностных УУД: -мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Оценива ние работы | 1 мин | - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Давайте оценим наши знания о предложение еще раз. | Словесный | Фронтальная | Оценивание уровня знаний. | Объективное оценивание уровня своих знаний. | Формирование регулятивных УУД: - учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. |