Алгебра, 7 класс
Тема: Сокращение рациональных дробей
Цель: 1.Совершенствовать умение сокращать рациональные дроби, раскладывая выражения на множители с применением формул сокращённого умножения; закрепить умение планировать и оценивать свою работу на уроке;
2.Способствовать развитию аналитического и синтезирующего мышлений, вычислительных навыков, математической речи учащихся
3.Воспитывать интерес к предмету, убеждая обучающихся в том, что математика – интересная и полезная наука,
Тип урока: урок-практикум
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Раздаточный материал: карточки с формулами сокращённого умножения, листы самооценки, рефлексии, Блиц-опроса «Верю- не верю».
Используемые ЦОР: презентация
Ход:
I. Организационный этап.
(Слайд 1)«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле»
Сенека
II. Постановка цели: (в тетрадях записывают дату, тему урока)
- Какую тему мы изучаем? (Сокращение алгебраических дробей)
-Для чего может пригодиться это умение?
-Что необходимо знать и уметь для того, чтобы сократить рациональную дробь?
(Таблицу умножения, формулы сокращённого умножения, правила выполнения действий со степенями, действий с одночленами и многочленами; алгоритм сокращения дробей; применять указанные знания на практике, раскладывать многочлен на множители разными способами…)
Алгоритм сокращения дроби: (Слайд2)
1.Разложить на множители числитель и знаменатель дроби, если это необходимо.
2.Разделить числитель и знаменатель дроби на ненулевой многочлен.
3.Записать полученную дробь.
- Как вы думаете, чему нам надо поучиться сегодня на уроке?
- Мои цели:….
III. Планирование деятельности.
К поставленной цели можно идти разными путями, давайте составим план работы.
-Я подобрала несколько заданий к уроку, которые могут стать пунктами плана, если, конечно, вы их выберете. Формулы сокращённого умножения
«Путешествие в историю»
Упражнения в сокращении алгебраических дробей
№35.15; 35.17; 35.19; 35.21
№
«Верю-не верю»
Фокусы с помощью формул сокращённого умножения
Решение уравнений
Вычисления рациональным способом №
Домашнее задание: №
Блиц-опрос
-Работу на каждом этапе будете оценивать в баллах, как обычно.
IV. Работа по составленному плану:
a2- b2= (a - b)(a + b)
a3- b3= (a - b)(a2 + ab + b2)
a3+ b3= (a + b)(a2- ab + b2)
a2 + 2ab + b2= (a + b)2
a2- 2ab + b2= (a - b)2
- При использовании формул квадрата суммы или квадрата разности учитывайте, что
(– а – b)2 = (а + b)2;
(b – а)2 = (а – b)2.
Это следует из того, что (– а)2 = а2.
- А где ещё применяются формулы сокращенного умножения?
(При доказательстве некоторых утверждений и тождеств.
На формулах сокращенного умножения основаны некоторые математические фокусы и загадки, позволяющие производить вычисления в уме.)
«Отгадывание задуманного числа»
-Скажите мне число, которое у вас получилось и я отгадаю, какое число вы задумали.
Решение: x² + x + 1 + x = x² + 2x + 1 = (x + 1)²
Например, 5·5 + 5 + 1 + 5 = 36, тогда x = √36 – 1 = 6 – 1 = 5.
№ | Утверждение | Свой вариант |
1 | | |
2 | – 8 = (a + 2) ( 2a + 4) | |
3 | = | |
4 | = + 2d + 4 | |
5 | 6pq – 18 p = 6p (q – 3) | |
6 | 12 x + = x (12 + x) | |
7 | 27 + t3 = (3 + t)(9 – 6t + t2) | |
Известный математик (1707 - 1783 гг.) родился в Швейцарии. В 1727 г. двадцатилетним юношей он был приглашен в Петербургскую Академию наук. Этот математик был соратником Ломоносова. В Петербурге он попадает в круг выдающихся ученых математиков, физиков, астрономов, получает широкую возможность для создания и издания своих трудов (их у него было более 800, и заняли они 72 тома). Среди его работ - первые учебники по решению уравнений. Старшеклассники учатся по учебникам, прообразы которых создал этот ученый. Его считают великим учителем математики. Последние в научном мире он работал слепым, но продолжал работать, диктовал труды своим ученикам. Однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения луны с учетом притяжения не только Земли, но и Солнца.
Фамилию этого ученого вы узнаете, если правильно решите следующие пять заданий : разложите на множители способом группировки (Ученики решают эти задания, находят буквы в таблице результатов. Читают слово: Эйлер).
V. Самооценка
-Подсчитайте количество набранных баллов. Оцените свою работу.
VI. Итог урока
-Достигли ли мы поставленных целей?
Рефлексия (слайд 6)
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Знаю ли я формулы сокращённого умножения? | | | |
2 | Умею ли я применять их при сокращении алгебраических дробей? | | | |
3 | Смогу ли я сокращать дроби самостоятельно? | | | |
-Кто утвердительно ответил на все три вопроса? В чем затрудняетесь?
- Интересно ли было на уроке?
- Чем могли бы поделиться с родителями, с друзьями?
VII. Домашнее задание:
попробовать самим составить или найти математические фокусы, занимательные задачи
Формулы | «Верю- не верю» | Фокусы | «Путешествие в историю» | Сокраще-ние дробей | Сумма баллов | Оценка |
| | | | | | |
Критерии оценивания |
Правильно записаны все формулы – 7 б. +1б. за чтение формул | Найдены 3 ошибки – 3 б. | Ваше число угадали – 3 б. | Верно выполнили задания и узнали фамилию математика – 5 б. (За каждую ошибку вычитаем 1 б.) | За каждое верно выполнен-ное задание по 1 баллу | 19 - 22б. – «5» 15 - 18 б. – «4» 10 - 14 б. – «3» |
Формулы | «Верю- не верю» | Фокусы | «Путешествие в историю» | Сокраще-ние дробей | Сумма баллов | Оценка |
| | | | | | |
Критерии оценивания |
Правильно записаны все формулы – 7 б. +1б. за чтение формул | Найдены 3 ошибки – 3 б. | Ваше число угадали – 3 б. | Верно выполнили задания и узнали фамилию математика – 5 б. (За каждую ошибку вычитаем 1 б.) | За каждое верно выполнен-ное задание по 1 баллу | 19 - 22б. – «5» 15 - 18 б. – «4» 10 - 14 б. – «3» |
Формулы | «Верю- не верю» | Фокусы | «Путешествие в историю» | Сокраще-ние дробей | Сумма баллов | Оценка |
| | | | | | |
Критерии оценивания |
Правильно записаны все формулы – 7 б. +1б. за чтение формул | Найдены 3 ошибки – 3 б. | Ваше число угадали – 3 б. | Верно выполнили задания и узнали фамилию математика – 5 б. (За каждую ошибку вычитаем 1 б.) | За каждое верно выполнен-ное задание по 1 баллу | 19 - 22б. – «5» 15 - 18 б. – «4» 10 - 14 б. – «3» |
Формулы | «Верю- не верю» | Фокусы | «Путешествие в историю» | Сокраще-ние дробей | Сумма баллов | Оценка |
| | | | | | |
Критерии оценивания |
Правильно записаны все формулы – 7 б. +1б. за чтение формул | Найдены 3 ошибки – 3 б. | Ваше число угадали – 3 б. | Верно выполнили задания и узнали фамилию математика – 5 б. (За каждую ошибку вычитаем 1 б.) | За каждое верно выполнен-ное задание по 1 баллу | 19 - 22б. – «5» 15 - 18 б. – «4» 10 - 14 б. – «3» |
Рефлексия
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Знаю ли я формулы сокращённого умножения? | | | |
2 | Умею ли я применять их при сокращении алгебраических дробей? | | | |
3 | Смогу ли я сокращать дроби самостоятельно? | | | |
Рефлексия
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Знаю ли я формулы сокращённого умножения? | | | |
2 | Умею ли я применять их при сокращении алгебраических дробей? | | | |
3 | Смогу ли я сокращать дроби самостоятельно? | | | |
Рефлексия
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Знаю ли я формулы сокращённого умножения? | | | |
2 | Умею ли я применять их при сокращении алгебраических дробей? | | | |
3 | Смогу ли я сокращать дроби самостоятельно? | | | |
Рефлексия
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Знаю ли я формулы сокращённого умножения? | | | |
2 | Умею ли я применять их при сокращении алгебраических дробей? | | | |
3 | Смогу ли я сокращать дроби самостоятельно? | | | |