СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сосудистая система. Круги кровообращения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает элемент педагогической игры, различные формы работы с текстовой информацией.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сосудистая система. Круги кровообращения"»


Тема урока: Сосудистая система. Круги кровообращения


Цель: Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать особенности строения кровеносных сосудов и пути движения крови по большому и малому кругам кровообращения, смогут определять последовательность движения крови по кровеносным сосудам.

Задачи:

Способствовать углублению знаний о строении и работе сердечно-сосудистой системы человека; формированию понятий: «сосудистая система», «малый легочной круг кровообращения», «большой круг кровообращения».

Создавать условия для развития познавательной активности через применение различных форм работы с текстом, игровых форм работы, частично-поискового приема работы с материалом учебника,

умений мыслить критически, работать с текстом учебника и словарем, формулировать вопросы, составлять кластер, работать в группах и в парах;

Содействоватьформированию интереса к предмету, понимания значения биологических знаний в здравоохранении и медицине.

Место урока в системе: урок второй в главе «Сердечно-сосудистая система»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок является по счету вторым из шести, отведенных программой на изучение сердечно-сосудистой системы человека. Согласно учебной программе учащиеся должны называть основные сосуды большого и малого кругов кровообращения, характеризовать особенности строения артерий, капилляров и вен, проводить сравнение разных типов кровеносных сосудов, усвоить основные понятия: сосудистая система, капилляры, вены, венулы, артерии, артериолы, аорта, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения. Использование различных форм организации деятельности учащихся, элементов игровой деятельности и приемов ТРКМ на уроке позволит оптимизировать педагогическое взаимодействие.

Факторы здоровьесбережения: смена форм деятельности и методов работы, положительные эмоции, физкультминутка.

Дидактическое оснащение урока: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, под редакцией М.В. Мащенко; Биология, 9 класс, карточки-задания с тестами, консультационные листы

Оборудование урока: компьютер, экран,видеофрагменты «Кровеносные сосуды» и «Круги кровообращения», презентация к уроку, раздаточный материал «Консультационные листы», разноцветные жетоны в виде сердечек(синие, красные, серые), тесты.


Ход урока

  1. Этап актуализации опорных знаний. (5 минут)

Задача: актуализировать знания по теме «Сердечно-сосудистая система».

Учитель. Мы продолжаем изучение главы «Сердечно-сосудистая система».

Изучив строение и работу сердца, мы приступаем к изучению системы, без которой жизнедеятельность организма невозможна.

Но обо всем по порядку…

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово- красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар на шар земной похожий.

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы.

Потому что нет ему покоя

До всего есть дело

Звучит фрагмент детской песенки «А сердце танцует, а сердце смеется». Учитель.Итак, СЕРДЦЕ, строение которого мы рассмотрели на прошлом уроке, является не просто органом тела человека. О нем сложено множество песен и пословиц, написано много художественных произведений. Давайте обсудим некоторые высказывания, которые мы применяем в повседневной жизни достаточно часто.

Высказывания:

  • Сделано от всего сердца…

  • Сердце ноет….

  • Вырвать из сердца…..

  • Ножом по сердцу …

  • Отлегло от сердца ….

  • Сердце кровью обливается ….

  • Сердце ушло в пятки ….

  • Скрепя сердце ….


  1. Мотивационно – установочный этап урока. Целеполагание.

(3 минуты)

Задача: способствовать определению учащимися задач урока.

Учитель. Глава, которую мы сейчас изучаем, называется «Сердечно-сосудистая система». Давайте вспомним, что такое «Система»?

Система - это совокупность органов, объединенных с целью выполнения одной функции. Почему в определении «Системы»не достаточно первой части «…- это совокупность органов»? (выслушиваются предположения учащихся). Потому что системой можно назвать только активно взаимодействующие элементы, объединенные общей задачей.Предположите, из каких элементов состоит сердечно-сосудистая система? Какую функцию или функции она призвана выполнять?

Итак, СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТАЯ система, это система, которая состоит из сердца и сосудов, обеспечивающих непрерывный ток крови по организму. А путь крови по организму не близкий. Ученые подсчитали, что протяженность всех кровеносных сосудов организма человека ровна 96 000 км. Кровь путешествует по всему вашему организму, исходя от одной стороны сердца и в конце полного круга возвращаясь к другой. За день ваша кровь проходит 270370 километров.

Сердцу мы посвятили прошлый урок, а сейчас …...

Учитель.Попробуйтепредположить, о чём мы будем говорить на уроке.

Итак, тема урока: Сосудистая система.

Учитель.Давайте попытаемся сформулировать цель урока (учащиеся формулируют ее сами). Мы познакомимся с типами кровеносных сосудов, особенностями их строения. Рассмотрим круги кровообращения.


Сосудистая система.

3.Этап усвоения новых знаний. (25 минут)

3.1. Задача: организовать работу по усвоению понятий «артерии», «вены», «капилляры», научить различать типы кровеносных сосудов, характеризовать основные особенности строения кровеносных сосудов.

Прогнозируемый результат: учащиеся знакомятся с понятиями, используют знания текста учебника и информации, полученной при просмотре видеофрагмента, для выполнения задания 1«Консультационного листа» (Находятся на партах, для каждого учащегося).

Учитель. Посмотрите на предложенные рисунки 1. в консультационных листах (Приложение 1) и, не прибегая к помощи учебника, постарайтесь ответить на вопросы: на какие типы делятся кровеносные сосуды и чеммежду собой различаютсякровеносные сосуды?

Рисунок 1.

Поможет вам в этом просмотрвидеофрагмента«Кровеносные сосуды». (После просмотра учащиеся озвучивают свои предположения).

Учитель. Посмотрите на слайд презентации, здесь представлена таблица, такая же находится в ваших консультационных листах. Проанализируйте ее и постарайтесь дать ей название.

Таблица 1.

Выслушиваются ответы учащихся, обсуждаются предположения по названию таблицы.

Учитель.Найдите в консультационных листах задание 1.

Прочитайте текст учебника §29, с. 88-89 и выполните задания А и Б.

Задание А. Сделайте нужные подписи к рисунку


Артерии


Артериолы


Капилляры

Венулы



Вены]













Задание Б. Дополните схему «Кровеносные сосуды».




Несут кровь от тканей и органов тела к сердцу


Мельчайшие сосуды, пронизывающие все органы и ткани. Здесь происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью


Стенка сосуда состоит из трех слоев, мышечный слой развит хорошо, есть слой эластичных волокон




Артерии


Стенка сосуда представлена одним слоем клеток (эндотелием)


Стенка сосуда состоит из трех слоев, мышечный слой развит слабо, есть клапаны

Несут кровь от сердца к тканям и органам тела

Кровеносные сосуды

Капилляры




Вены





















(Самопроверка по слайду презентации, коррекция ошибок)


Первичная проверка понимания.

Учитель.У вас на партах лежат жетоны в виде сердечек трех цветов: красные, синие и серые. Скажите, каким цветом вы обозначили бы артерии, каким вены, а каким капилляры? (Выслушиваются предложения учащихся). Итак, мы определились с цветом жетонов: красные (артерии), синие (вены), серые (капилляры)

Вопросы читает учитель, учащиеся поднимают жетоны нужного цвета:

  1. В этих сосудах толщине стенки всего один клеточный слой.

  2. Эти сосуды имеют клапаны.

  3. Стенки этих сосудов очень толстые, но мягкие, эластичные.

  4. Жидкость по этим сосудам движется по направлению «к сердцу».

  5. Жидкость по этим сосудам движется по направлению « от сердца».

  6. Жидкость в этих сосудах богата питательными веществами и кислородом.

  7. Жидкость по этим сосудам течет по замкнутому кругу.

  8. Эти сосуды слепо замкнуты.

  9. Жидкость в этих сосудах содержит большое количество воды.

  10. Крупные сосуды этого типа ветвятся на более мелкие - капилляры.

  11. Эти сосуды пронизывают все органы и ткани.

  12. Жидкость в этих сосудах движется с помощью сокращения скелетных мышц.

  13. Просвет такого сосуда может рефлекторно сокращаться или расширяться.

  14. По ходу этих сосудов располагаются особые узлы.


Физкультминутка.( 1 минута)


3.2 Этап усвоения понятия «круги кровообращения», «малый круг кровообращения», «большой круг кровообращения».

Задача: обеспечить усвоение названий основных сосудов большого и малого кругов кровообращения.

Прогнозируемый результат: осознанно используют знания для ответа на вопросы, построения схемы кругов кровообращения.

Формы, методы обучения: индивидуальная, групповая.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отвлечься. Выберите, пожалуйста, стикер, который больше вам нравится: белого или зеленого цвета. Мы переходим к следующему вопросу, намеченному на сегодня: Круги кровообращения.Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на две группы. Первая группа - Зеленые стикеры, будут работать над текстом «Большой круг кровообращения»,Вторая группа - стикеры белого цвета – работают над текстом «малый круг кровообращения».

§ 29, с 90-91.

Вопросы учащимся: почему круг называется большим или малым?Может ли малый круг кровообращения существовать без большого и почему?

Задание группам:составить из предложенных карточек с названием кровеносных сосудов.путь, который проходит кровь по указанному кругу кровообращения.

Учитель.Правильность выполнения задания я предлагаю проверить, просмотрев видеофрагмент«Круги кровообращения».

Демонстрация видеофрагмента «Круги кровообращения»

Первичная проверка понимания.

Ролевая игра «У меня такая роль».(Учащимся выдается набор наклеек, на которых написаны названия сосудов, составляющих круги кровообращения, одной группе - малого круга кровообращения, другой группе – большого круга кровообращения.Задание заключается в том, что бы приклеив на себя название одного из сосудов, учащиеся построили цепь, отражающую движение крови по указанному кругу кровообращения, аналогично ранее предложенному заданию). Каждая группа не просто строит цепь, но и комментирует, поясняет другой группе принцип построения.


  1. Закрепление новых знаний(5 минут)

4.1.Сложить карточки на магнитной доске в правильной последовательности: «Артерии», «артериолы», «капилляры», «венулы», «вены», «диффузия газов между клеткой и капилляром». (желающие из класса)

4.2.Прием «Вопрос по кругу» (учащиеся по цепочке друг-другу задают вопросы по теме урока)

4.3. Тестовые задания. (сдаются учителю после выполнения) (Приложение 2)


  1. Рефлексия.(3 мин)

Задача: осмысление содержания усвоенного материала и определение его личностной значимости для учащихся.

Прогнозируемый результат: учащиеся понимают значение полученных знаний.

Формы, методы обучения: индивидуальная, фронтальная, беседа.

Вопрос классу: «Где вы можете использовать полученные знания в жизни? Какая информация на уроке была для вас полезной?»


  1. Информция о домашнем задании.( 1 минута)

§29, новые термины, вопросы на странице 92. (обязательно), составить синквейн к понятиям «малый круг кровообращения», «большой круг кровообращения»; Мини-сочинение «Путешествие эритроцита» (по выбору учащихся)


  1. Подведение итогов учебной деятельности.(2 минуты)

Задача: анализ и оценка успешности достижения.

Прогнозируемый результат: реальная оценка деятельности учащихся, отметки по результатам тестовой работы.

Формы, методы обучения: индивидуальная, фронтальная, беседа.

Учитель характеризует и оценивает работу учащихся на уроке.














Приложение 1. Консультационный лист к теме «Сосудистая система. Круги кровообращения».

Рисунок 1.

Таблица 1.

Задание1. А. Сделайте нужные подписи к рисунку











Задание1. Б. Дополните схему.



Стенка сосуда состоит из трех слоев, мышечный слой развит слабо, есть клапаны

Кровеносные сосуды

Капилляры







Несут кровь от сердца к тканям и органам тела

















Тест по теме «Сосудистая система. Круги кровообращения»

1.Обмен между кровью и клетками происходит в

1)капиллярах; 2) в венах; 3) артериях; 4)лимфат .сосудах.

2. Малый круг кровообращения заканчивается в

1)правом предсердии;2) левом желудочке; 3)правом желудочке;4) левом предсердии;

3.В правое предсердие впадают:

1)легочные вены;

2) верхняя и нижняя полая вены;

3)венечные( коронарные) сосуды;

4) легочные артерии

4. Венозные клапаны:

1) изменяют направление движение крови.

2)подталкивают кровь к сердцу

3)регулируют просвет сосудов.

4) препятствуют обратному току крови

5.Кровь в аорту поступает

1) из правого желудочка сердца.

2) из левого желудочка.

3) из левого желудочка сердца.

4) из правого предсердия.

6.Максимальным считается давление в

1) в верхней полой вене

2) в аорте.

3) в правом желудочке

4) в легочной артерии.


Выберите верные суждения.

1.Артерии- это сосуды, несущие артериальную кровь.

2. Артерии- сосуды ,по которым кровь течет от сердца.

3.Вены- сосуды, несущие венозную кровь.

4. Вены- сосуды по которым кровь течет в сердце.

5.Клапаны имеют артерии и вены.

6.Большой круг кровообращения начитается с левого желудочка

7.Малый круг кровообращения начинается с левого желудочка.

8.Малый круг кровообращения заканчивается в левом предсердии.



Тестовые задания.

1. Двустворчатый клапан расположен между…

а. Правым предсердием и правым желудочком

б. Левым предсердием и левым желудочком.

в. Правым предсердием и левым желудочком

г. Правым желудочком и левым желудочком


2.Трехстворчатый клапан расположен…

а . Правым предсердием и правым желудочком.

б. Левым предсердием и левым желудочком.

в. Правым предсердием и левым предсердием.

г. Правым желудочком и левым желудочком.


3.Полулунные клапаны расположены между…

а. Левым предсердием и левым желудочком.

б. Правым предсердием и правым желудочком.

в. Правым желудочком и легочной артерией.

г. Ни один ответ не верен.


4.Полулунные клапаны расположены между…

а. Левым предсердием и левым желудочком.

б. Правым предсердием и правым желудочком.

в. Правым желудочком и легочной артерией.

г. Ни один ответ, ни верен.

д. При выходе в аорту и легочную артерию


5.Сокращение желудочков сердца продолжается…

а.0.1с б.0.2с в.0.3с. г.0.4с


6.Сколько в среднем весит сердце взрослого человека?

а.150 б. 300 г в. 500 г г. 1кг


7. Сколько раз за одну минуту сокращается сердце здо­рового человека?

а. 25-30 раз б. 60-70 раз в. 80-100 раз г. 100-120 раз


8. Стенки какого отдела сердца имеют наибольшую толщину?

а. Правого предсердия.б. Левого предсердия.в. Правого желудочка.г. Левого желудочка.

д. Оба желудочка имеют одинаковую толщину, толще предсердий.

9. Сердечный цикл – это….