СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Справедливость- основа добрых отношений"..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у учащихся  правдивые отношения ..............................................................................

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Справедливость- основа добрых отношений"..."»





Тема урока: «Справедливость – основа добрых отношений»

Познавательная цель урока: сформировать у школьников этическую культуру, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Воспитательная цель урока: воспитывать у них правдивые, честные отношения друг к другу, окружающим людям.

Развивающая цель урока: развивать в учащихся навыки налаживания беспорочных отношений.

Оборудование, оформление: рисунки и картинки учащихся, высказывания великих мыслителей, написанные жирным шрифтом:

«Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком». Томас Фуллер.

«Правда необычнее вымысла: вымысел должен придерживаться правдоподобия, а правда в этом не нуждается». Марк Твен.

«Сидеть можешь криво, но говори прямо». (Пословица).



Ход урока:



I. Организационный момент



Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о правдивости, о том, как нам нужны такие качества: правдивость, истинность, честность, справедливость, которые порой так не хватают.



II. Проверка домашнего задания

Учитель. Сначала давайте проверим домашнее задание. Послушаем, как вы запомнили афоризмы о труде. (Учащиеся разъясняют смысл афоризмов)

Учитель. А теперь вспомним пословицы о честности.

Учащиеся отвечают.

1. Правда – в глаза хороша.

2. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

3. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух.

4. Правдивость и честность – основа народного идеала нравственности.

5. Сидеть можешь криво, но говори прямо.

6. Вранье слушать – труднее, чем говорить.

7. Лучше смерть от правды, чем жизнь во лжи.

8. Чтобы скрыть одну ложь, надо солгать еще тысячу раз.

9. Память лжеца должна быть хорошей.

10. Правда всегда блещет, а ложь заикается.

11. Ложь, направленная на добрые цели, лучше правды, сеющей вражду.

12. Если ты раньше говорил неправду, тебе и потом не поверят.



Учитель. Молодцы, ребята, хорошие пословицы, подобрали по теме урока. Честность, правдивость – эти важнейшие нравственные понятия. Они являются украшением человеческих отношений.



III. Объяснение новой темы



Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое правда?

Учащиеся отвечают. 1. Это то, что соответствует действительности, истина. 2. Это порядок, основанный на справедливости, честности.

Учитель. Верно. Это то, что происходит на самом деле. А как вы понимаете смысл слова «правдивый»?

Учащиеся отвечают. 1. Правдивый – это говорящий, выражающий правду. 2. Любящий говорить правду, стремящийся к ней.

Учитель. Правильно. А теперь послушайте следующее высказывание Квинтилиана: «Правда, закономерность, добродетель, справедливость, кротость – все это может быть объединено в понятии «честность». Согласны ли вы с таким объяснением?

Учащиеся отвечают. Да! 1. И правда, и добродетель, и справедливость входят в одно целое, они едины, их связывает истина, реальность, правдоподобие и т. д.

2. В понятие «честность» относятся все вышеперечисленные слова, они синонимы, они, как неразлучные друзья, которые не могут обойтись друг без друга.

Учитель. Вы верно рассуждаете. Добавлю только, что тот человек, кто говорит правду, тот не поддается гневу. Вы с этим согласны?

Учащиеся отвечают. Да! 1. Хороший добрый человек никогда не обманет никого и никогда не подведет своих друзей, близких и даже чужих. 2. Кто говорит правду, способен совершать добрые дела, и этого человека все любят, поэтому у него не бывает повода поддаться гневу, как это делают многие люди, не узнав истинной правды. 3. Такие люди не делают поспешных выводов, чтобы потом не страдать и помнят народную мудрость: «Поспешишь – людей насмешишь».

Учитель. Хорошо рассуждаете, ребята. А теперь послушайте кумыкскую народную сказку «Хитрый чабан».

IV. Чтение сказки и её анализ



Хитрый чабан

Один чабан содержал в горах много овец и коз. Он был хитрым: доил овец и коз, а затем, смешав молоко с водой, продавал людям. Однажды после сильных дождей образовавшийся селевой поток унес у чабана всех овец и коз. Один умный человек, давно заметивший хитрые проделки чабана, сказал ему: «Ты был наказан за свои нечестные поступки. Вода, которую ты постоянно вливал в молоко, отделилась от него, образовала селевой поток и погубила твоих овец и коз».



V. Словарная работа

Селевой (сели) – это бурные грязекаменные потоки, возникающие в горах во время сильных дождей или таяния снегов.

Учитель. Эта сказка имеет поучительный смысл, она дает нам назидание. И какое именно?

Учащиеся отвечают. Нужно всегда быть правдивыми, честными, справедливыми.

Учитель. Притча о сливах и справедливости поможет нам понять глубокий смысл добродетели. Послушайте притчу и постарайтесь её понять.



Притча о сливах и справедливости

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

– Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

– А что такое Божественная справедливость? – спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

– Представьте, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, – дружно ответили все, – это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

– Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

– Да, справедливо! – сказали все.

Но это – человеческая справедливость, – заметил отец Паисий. – Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

– Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

– Отдай другому то, что он хочет, а не половину. Отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, – заключил свой рассказ старец.



VI. Игра «Что это такое»



Учитель. А сейчас я прочитаю определения, а вы замените их одним словом.

Беспристрастие, праведное отношение к кому-нибудь.

Учащиеся отвечают. Справедливость.

Учитель. То, что существует в действительности.

Учащиеся отвечают. Истина.

Учитель. Добросовестность, проникнутая искренностью и прямотой.

Учащиеся отвечают. Честность.

Учитель. Соответствующий действительности.

Учащиеся отвечают. Правдивый. Учитель. Молодцы, ребята, вы справились с игрой.



VII. Релаксация



Учитель. Закройте глаза и представьте, что мы все на большой планете «Правдивость». Нас окружают честные люди, открытые лица, благородные поступки, справедливые отношения. Мы защищены от несправедливости, от лжи.

А теперь откройте глаза, так ли на самом деле?

Учащиеся отвечают.

VIII. Итог урока



Учитель. Наш урок подходит к концу. Какие наставления об истине больше всего вам запомнились?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Ребята, давайте запишем в тетради афоризмы А. Курбановой из книги «Познаю тебя, жизнь».

1. Прислушавшись к сердцу, голову не потеряешь.

2. Не жди от злого человека доброго дела, как от гнилых семян – урожай.

3. По скорлупе ореха о ядре не судят.

IХ. Домашнее задание. Описать эпизод из жизни, где вам удалось поддержать честного человека.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!