Тема. Строчная буква й. Слова с буквой й
Цель урока: научить письму строчной буквы «й».
Задачи:
Предметные:
Писать букву «й» в соответствии с образцом.
Анализировать написанную букву, выбирать более удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (кружочком), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Метапредметные:
Применять для решения задач, под руководством учителя, логические действия анализа, сравнения.
Определять тему урока.
Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения, а также находить ошибки и способы их устранения.
Личностные:
Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Ход урока
I.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
II.Актуализация знаний.
( на доске образец строчных букв) И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
-Назовите буквы.
- На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков)
Ученик выходит к доске и классифицирует буквы.
-К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
-Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
( Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать дыхание и пульс;)
-Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
-Выполним звуко-буквенный анализ этого слова.(Один ученик у доски)
Дети выполняют в парах на своих местах.
-Назовите первый звук в слове йог.(/Й/)
-Какой буквой на письме обозначается звук /й/.(Буквой й)
-А сможем ли мы записать это слово? Почему ? (Мы не знаем, как пишется буква й)
-Сформулируйте тему урока.(Строчная буква й)
-Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться писать строчную букву й, слова и предложения с этой буквой)
IV. Изучение нового материала.
Физкультминутка «Капуста»
-А чтобы научиться писать строчную букву й, что нам поможет? (Пропись)
-Открываем пропись на с.32
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
Сравнение й и и.
-Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
-А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)
Букву й зовут «и-краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
Анализ элементов букв.
-Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой линии.
-Найдите эти элементы и обведите их по контуру и узор в широкой рабочей строке.
Письмо буквы.
-Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
- Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий – короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз-и-два-и-три.
-Пропишите в воздухе под счёт раз-и-два-и-три.
-Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
-Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
Письмо слогов с буквой й
Физкультминутка
-Я называю слова, если вы слышите в них звук /й/, хлопайте в ладоши, если нет, садитесь на корточки:
Лиса, лайка, пружина , умывальник, соловей, троллейбус, яблоко, машина, чай, чайка, Москва, рейка, зайка, дом, йод, йогурт, баю-бай, муравей, шубка.
IV.Отработка навыка письма изученной буквы.
-Сейчас мы будем писать слово, а какое-я сделаю вам подсказку-в нём один слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
-Найдите это слово и пропишите его в прописи.
Следующее слово состоит из 2 слогов, в нём 5 букв и означает маленькое сереньное животное с длинными ушами (зайка)
Что написано в следующей строке?
Что означают эти слова?
Сколько в слове майка слогов, букв?
Сколько в слове чай слогов, букв?
Игра «Вставь букву»
Перед нами два слова, которые потеряли первые буквы.
Давайте вставим в пропущенные места букву р или букву п
Какие слова получились (рой-пой)
Самостоятельная работа
Прописать местоимения мой, твой
Игра «Какой? Какая»
Посмотрите на изображения растений, которые даны в Прописи внизу страницы
Назовите цветы: ландыш, роза, мак,ромашка
А теперь давайте найдём слова, которые отвечают на вопрос какой? (Ландыш, мак)
Возле картинок запишем вопрос к этому слову
А теперь давайте найдём слова, которые отвечают на вопрос какая? (Роза, ромашка)
Работа с печатным текстом
Прочитайте текст на с.33
Сколько предложений в тексте?
О ком говорится в нем?
Как зовут мальчика?
Что сделал Серёжа?
Кто вылечил мальчика?
Чем мама лечила Серёжу?
Самостоятельно записать текст прописными буквами?
V. Итог урока. Рефлексия.
Ребята, какую букву сегодня с вами мы учились писать?
На что похожа буква «й»?
А в чем различие буквы «й» от «и»?
Наш урок подходит к концу.
Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!