СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: "Строение и многообразие бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока биологии «Строение и многообразие бактерий.» 5 класс (по учебнику В.В.Пасечника)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Строение и многообразие бактерий"»

Методическая разработка урока биологии

«Строение и многообразие бактерий.»

5 класс (по учебнику В.В.Пасечника)

Автор:

учитель биологии МБОУ «Охтеурской ОСШ»

Баженов Алексей Анатольевич

Дата проведения урока: 10.01.2022



Цель: изучить строение бактерий, их многообразие, выявить их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • знать строение бактериальной клетки;

  • изучить многообразие форм бактерий;

  • понимать роль бактерий в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • развивать понятия о многообразии живых организмов;

  • анализировать, сравнивать и обобщать факты;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • понимать значение бактерий в природе и жизни человека;

  • уметь организовать совместную деятельность на конечный результат;

  • уметь выражать свои мысли.

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.


Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;

  • осознанно достигать поставленной цели;

  • воспитывать положительное отношение к совместному труду;

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Продолжение формирования умения работать с учебником.

  • Продолжение формирования умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Продолжение формирования навыков использовать графики, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  • Продолжение формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  • Продолжение формирования умения слушать товарища и обосновывать свое мнение, оценивать ответы одноклассников.

  • Продолжение формирования умения выражать свои мысли и идеи, грамотно строить монологические высказывания.

Регулятивные УУД

  • Продолжение формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  • Продолжение формирования умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  • Продолжение формирования умения определять критерии изучения строения бактерий.

  • Продолжение формирования навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Продолжение формирования умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • Продолжение обучения основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

  • Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные УУД

  • Создание условий (домашнее задание) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • знать строение бактериальной клетки;

  • рассмотреть многообразие бактерий;

  • определять и называть формы бактерий;

  • узнавать и называть отличительные признаки в строении бактериальной клетки;

  • объяснять смысл биологических понятий: прокариоты, сапротрофы, паразиты, спора;

  • определять принадлежность живых организмов к царствам;

  • уметь объяснять их значение в природе и жизни человека. преобразовывать информацию из одного вида в другую.

Метапредметные:

  • уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника и рабочей тетрадью;

  • сравнивать и находить отличия бактерий от царств других организмов;

  • находить информацию анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

  • испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • оценивать собственный вклад в работу класса.

Регулятивные:

  • уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;

  • обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • определять критерии изучения форм бактерий.

Коммуникативные:

  • иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • обсуждать в рабочей группе информацию;

  • уметь вести диалог;

  • выражать свои мысли и идеи.



Формат занятия: открытие нового знания.

Представляемая технология: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, элементы технологий проблемного обучения, коллективно-познавательной деятельности, осмысленного продуктивного чтения и здоровье сберегающей.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, электронные слайды: «Строение прокариотической клетки»; «Формы бактерий»; «Значение бактерий в природе и в жизни человека», учебник, рабочая тетрадь по биологии.



Ход урока:

I. Организационный.

Ребята, добрый день!

Надеюсь, что у всех вас хорошее настроение, и мы с вами, без сомнения, сегодня очень хорошо поработаем.

А теперь, не касаясь руками стульев и столов, тихо-тихо займите свои места (здоровье сберегающий комплекс).

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся «Погружение в тему».

На прошлом уроке мы с вами изучили классификацию организмов. Давайте вспомним, что такое классификация, и как классифицируют живые организмы.

Игра (можно использовать как здоровье сберегающий комплекс).

Слайд №1

Ученики получают карточки с изображением представителей различных царств (календарики, открытки и т.д), им необходимо определить к какому царству относится изображенный организм и подойти к доске и прикрепить изображение. Когда все ученики выполнят задание, учитель предлагает им проверить верность выбора.

А теперь, посмотрите на карточки в своем царстве и проверьте, не попался ли к вам кто-нибудь «чужой»? (Ученики оглядываются, доску с изображением представителей различных царств). Если в процессе игры, кто-то из учеников ошибся с выбором своего Царства, то ребята сами должны пояснить, почему сделана ошибка.

Молодцы, ребята!



III. Совместное открытие знаний.

И так, ребята, мы с вами вспомнили, какие выделяют Царства живой природы. (Царство, Животные, Царство Растения, Царство Грибы и Царство Бактерии).

А как вы думаете, представители какого Царства живой природы являются самыми маленькими организмами на Земле? (Это представители Царства Бактерий, потому что их можно увидеть только при помощи микроскопа. Учащиеся формулируют самостоятельные суждения, аргументируют ответ).

А как вы думаете, бактерии имеют какие-нибудь особенности в строении? (Имеют, потому что они являются живыми организмами и обладают всеми свойства живого). Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работаете, ребята!

Вам еще один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете, велико ли многообразие бактерий на нашей планете? (Бактерии выделяют в отдельное Царство живой природы, поэтому, на мой взгляд, они очень разнообразны). Отлично!

А теперь давайте назовем тему нашего урока (версии детей).

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение и многообразие бактерий».









Слайд №2

Давайте вспомним, из чего состоят все живые организмы? (Все живые организмы состоят из клеток) Молодцы.

А из чего состоят бактерии? (Бактерии тоже состоят из клеток) Верно.

Как мы с вами уже сказали, бактерии являются микроскопическими организмами, увидеть их невооруженным глазом мы с вами не сможем. Однако микроскоп позволил ученым изучить не только внешнее строение бактерий, но и их внутриклеточную организацию.

Слайд №3

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Как вы думаете, клетка бактерии будет сходна по своему строению с растительной и животной клеткой? (Ученики выдвигают версии, аргументируют ответы).

Давайте зарисуем все вместе бактериальную клетку (Учитель рисует на доске, ученики – в тетрадях).

И так, как выдумаете, есть ли оболочка у бактерий? (Оболочка есть, так как она должна защищать содержимое клетки и придавать форму). Хорошо! Подписываем «клеточная оболочка». Клеточная оболочка бактерий достаточно плотная, по строению и составу она отличается от клеточной оболочки растений и грибов.

Что будет заполнять внутренне содержимое клетки бактерии? (цитоплазма) Молодцы! Подписываем «цитоплазма».

А как вы думаете, есть ли у бактерий ядро? (ученики высказывают версии, аргументируют ответ).

У бактерий нет ядра, отделенного от цитоплазмы мембраной. У бактерий имеется ядерное вещество, расположенное в цитоплазме клетки. Подписываем «ядерное вещество».

Некоторые бактерии способны к движению с помощью жгутиков (зарисовываем жгутики и подписываем «жгутики»).

Слайд №4

Бактерии являются самыми древними живыми организмами. Как вы думаете, благодаря чему они являются «долгожителями»? Откройте учебники на стр. 44-45 пункт «Распространение бактерий», прочитайте текст и ответьте на поставленный вопрос (ученики работают с текстом в поисках нужной информации).

Бактерии являются долгожителями, благодаря тому, что приспособились к выживанию в неблагоприятных условиях, благодаря образованию спор. При недостатке пищи, изменении температуры и других неблагоприятных условиях, цитоплазма бактериальной клетки сжимается, отходит от оболочки. Цитоплазма округляется и выделяет на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой, что означает «семя». Споры способны сохраняться достаточно долгое время, переносить нагревание, кипячение, замораживание. Легко разносятся водой и ветром, чем обеспечивается их расселение на другие территории.

Слайд №5

Размножаются бактерии делением материнской клетки на две дочерние.

Теперь немножко отдохнем. (Снятие прессинга ахроматиновой цветовой гаммы: Учитель показывает ученикам карточки зеленого, желтого и синего цветов. Учитель показывает цвета попеременно. Каждый цвет означает определенное действие: Зеленый – поднять правую руку вверх, желтый – посмотреть на соседа, синий – хлопнуть в ладоши.)

А теперь давайте узнаем, какова роль бактерий в природе и жизни человека?

Самостоятельная работа в малых группах. Учитель делит учеников на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание.

В учебнике есть информация о почвенных бактериях и болезнетворных бактериях. Каждая группа читает текст про «свою бактерию», и затем должна рассказать о ней таким образом, чтобы показать полезные свойства или, наоборот, предупредить об опасности. (Ученики работают в группах, каждая группа представляет «свою бактерию»). Молодцы!

Теперь вам должно быть понятно, что бактерии выполняют в природе очень важные функции. Однако, есть бактерии, которые вызывают опасные заболевания человека. Вот почему так важно мыть руки перед едой!!

Слайд №6



IV. Закрепление.

А теперь посмотрите на слайд с изображением бактерии и найдите все органоиды, которые мы рисовали на уроке (на доске слайд с изображением внутреннего строения бактерии).

Слайд №7



V. Рефлексия.

Каков результат нашей деятельности?

До урока:

• Не знал…

• Не понимал…

• Не мог представить…

• Не мог выразить…

• Не мог выполнить…

Сейчас:

• Выяснил…

• Выучил…

• Познакомился…

• Запомнил…

VI. Домашнее задание.

§10 Стр. 44-47 Вопр.1-5 Стр. 47 Рабочий лист.

Видео урок: https://youtu.be/2eZDFtwMIoo



VII. Приложение.

Рабочий лист к параграфу учебника:











Самоанализ урока

  1. Тема урока: «Строение и многообразие бактерий». (5 класс) Урок был проведён по учебнику В.В. Пасечник 5-6 класс (Линия Жизни)

  2. Тип урока: урок «открытия» нового знания. (Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  3. Цель урока: изучить строение бактерий, их многообразие, выявить их роль в природе и жизни человека.

  4. Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • знать строение бактериальной клетки;

  • рассмотреть многообразие бактерий;

  • определять и называть формы бактерий;

  • узнавать и называть отличительные признаки в строении бактериальной клетки;

  • объяснять смысл биологических понятий: прокариоты, сапротрофы, паразиты, спора;

  • определять принадлежность живых организмов к царствам;

  • уметь объяснять их значение в природе и жизни человека. преобразовывать информацию из одного вида в другую.

Метапредметные:

  • уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника и рабочей тетрадью;

  • сравнивать и находить отличия бактерий от царств других организмов;

  • находить информацию анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

  • испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • оценивать собственный вклад в работу класса.

Регулятивные:

  • уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;

  • обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • определять критерии изучения форм бактерий.

Коммуникативные:

  • иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • обсуждать в рабочей группе информацию;

  • уметь вести диалог;

  • выражать свои мысли и идеи.

В уроке я отразил универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

  1. Урок я провел 10.01. После изучения темы: «Классификация организмов».

  2. Учащиеся класса имеют средние учебные возможности. Всего в классе 9 учащихся из них 7 учатся на «4» и 2 ученика учатся на «3». При планировании данного урока я учёл возрастные особенности детей и реальные возможности учеников класса.

  3. Структура урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

  • 1. Организационный.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  • 2. Актуализация знаний.

Провел в форме игры. Ученики получали карточки с изображением представителей различных царств, им необходимо было определить к какому царству относится изображенный организм и подойти к доске и прикрепить изображение. Особое внимание уделил на знание особенностей каждого царства живых организмов.

  • 3. Совместное открытие знаний

Это основная часть урока. Этапы:

  • Формулировка темы урока;

  • Классификация бактерий по форме;

  • Строение бактерий;

Эти этапы проводились в форме беседы с показом слайдов. Ученики в тетради зарисовали строение бактерии.

  • Самостоятельная работа по учебнику.

Работа в группах. Первая группа описывает значение бактерий в природе, вторая в жизни человека. Итоговый слайд обобщает ответы.

  • 4. Первичное закрепление.

Прошло в форме опроса. Учащимся предлагалось на слайде с изображением бактерии и найдите все органоиды.

  • 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Поэтому в качестве домашнего задания был предложен видео урок по данной теме.

  1. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам. Материал урока доступный, логичный. Плотность урока средняя. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке: информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве; технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний; игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета.



  1. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.



  1. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.


  1. В целом урок я считаю удавшимся, так как:

  • реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

  • этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке;

  • Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

  • Я сам в целом остался довольным и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. Я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!